ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2012 года Дело N А33-8126/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Иванцовой О.А., судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А., при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составления протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания Железнодорожного района г. Красноярска «Жилищно-коммунальный ресурс» (заявителя) - Внуковой Г.С., на основании доверенности от 22.05.2012 N 214, паспорта;

Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (административного органа) - Тамашенко О.Г., на основании доверенности от 10.01.2012 N 1, служебного удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания Железнодорожного района г. Красноярска «Жилищно-коммунальный ресурс» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 12 июля 2012 года по делу N А33-8126/2012, принятое судьей Ивановой Е.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Железнодорожного района г. Красноярска «Жилищно-коммунальный ресурс» (ОГРН 1052460025419, ИНН 2460067897) (далее - ООО УК «Жилкомресурс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об отмене постановления Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ОГРН 1052460100582, ИНН 2460071727) (далее - административный орган) от 14.05.2012 N 270-ж/12 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 июля 2012 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:

- управляющая компания не имеет возможности по своей инициативе произвести ремонт подъезда, поскольку данный вид работ относится к разряду текущего ремонта, а принятие решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (сведений о проведении такого собрания, как и обращения собственников о его проведении не имеется);

- на придомовой территории дома нет неисправностей асфальтного покрытия, так как в соответствии с кадастровым паспортом и планом земельного участка, люков канализационных колодцев на территории дома не имеется;

- по факту нахождения баннера управляющая компания обратилась в отдел полиции с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности (на предписания управляющей компании владельцы баннера не реагируют).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.

Представитель административного органа апелляционную жалобу не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из материалов дела следует, что ООО УК «Жилкомресурс» является управляющей компанией и непосредственно обеспечивает организацию эксплуатации жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Вокзальная, 19.

28.02.2012 в прокуратуру Железнодорожного района г. Красноярска обратилась гражданка Федосеева Т.В., проживающая по адресу: г. Красноярск, ул. Вокзальная, 19 - 12, на бездействие ООО УК «Жилкомресурс».

По факту указанного обращения 14.03.2012 прокуратурой Железнодорожного района города Красноярска, совместно с должностным лицом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, проведена проверка деятельности ООО УК «Жилкомресурс» по вопросам соблюдения жилищного законодательства в части исполнения управляющей компанией обязанностей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Вокзальная, 19.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а именно:

- в подъезде N 2 вышеуказанного дома видны следы от ранее произошедших пожаров в квартире N 4 (наличие сажи и копоти на стенах и потолке подъезда); наблюдается частичное отслоение окрасочного слоя - нарушение пунктов 1.7.5, 3.2.8 указанных Правил;

- в подъезде N 2 вышеуказанного дома на 1-ом и 2-м этажах частично неисправно освещение - нарушение пунктов 5.6.2, 5.6.4 указанных Правил;

- на придомовой территории наблюдается неисправность асфальтового покрытия около люков канализационных колодцев - нарушение пункта 4.10.2.5 указанных Правил;

- допущено крепление на торце указанного жилого дома баннера торговой точки «КумТигей Инструмент» в отсутствие разрешения общего собрания собственников дома, разрешающего такую установку - нарушение части 4 статьи 36, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3.5.8 указанных Правил.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения жилищного законодательства Российской Федерации от 14.03.2012 с приложением фотографий (л.д. 54-56), акте осмотра объекта на месте от 14.03.2012 N 591 (л.д. 57).

По факту выявленных нарушений прокурором Железнодорожного района города Красноярска 18.04.2012 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО УК «Жилкомресурс» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административный материал направлен для рассмотрения по существу в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 14.05.2012 N 270-ж/12, которым ООО УК «Жилкомресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия со стороны административного органа процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является, применительно к обстоятельствам настоящего дела, нарушение правил содержания и ремонта жилого дома.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются установленные государством Правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются, в том числе юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений (организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации) (пункт 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Вокзальная, 19, с ООО УК «Жилкомресурс» заключен договор управления многоквартирным домом от 28.03.2007. Таким образом, ООО УК «Жилкомресурс» является управляющей компанией и непосредственно обеспечивает организацию эксплуатации жилищного фонда.

Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Согласно пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:

- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

- освещение помещений общего пользования;

- содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).

Пунктом 1.7.5. Правил N 170 установлено, что аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения по его вине, устраняется в установленном порядке обслуживающей организацией.

Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки (пункт 3.2.8 Правил N 170).

В нарушение приведенных требований в подъезде N 2 дома по ул. Вокзальная, 19 видны следы от раннее произошедших пожаров в квартире N 4, а именно: наличие сажи и копоти на стенах и потолке подъезда. Также наблюдается частичное отслоение окрасочного слоя.

Довод заявителя о том, что управляющая компания не имеет возможности по своей инициативе произвести ремонт подъезда, поскольку данный вид работ относится к разряду текущего ремонта, а принятие решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, отклоняется судом апелляционной инстанции. Ссылка заявителя на пункт 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежит применению, поскольку в данном случае управление многоквартирным домом возложено на заявителя. Кроме того, в материалах дела имеются заявления жильцов дома от 20.01.2011, 21.03.2011 о необходимости ремонта в подъезде (л.д. 37, 61).

Согласно пункту 5.6.2. Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в том числе внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей.

Текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями (5.6.4 Правил N 170).

В нарушение указанных требований в подъезде N 2 дома по ул. Вокзальная, 19 на 1-м и 2-м этажах частично неисправно освещение. Данный факт не оспаривается заявителем.

В соответствии с пунктом 4.10.2.5 Правил N 170 впадины и трещины в покрытиях и на водоотводящих устройствах придомовой территории должны быть заделаны, а выпуклости на путях стока воды - срезаны. Просадки, образовавшиеся в местах прокладки инженерных сетей (водопровода, канализации, теплотрасса и т.д.) или в насыпных грунтах, необходимо немедленно засыпать песчаным грунтом с послойным трамбованием, а покрытие - восстановить.

В нарушение указанных требований на придомовой территории наблюдается неисправность асфальтового покрытия около люков канализационных колодцев.

Довод заявителя о том, что на придомовой территории дома нет неисправностей асфальтного покрытия, так как в соответствии с кадастровым паспортом и планом земельного участка, люков канализационных колодцев на территории дома не имеется, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Из представленного заявителем в материалы дела плана границ земельного участка (л.д. 12) невозможно установить наличие либо отсутствие люков канализационных колодцев (план не предусматривает указание данных объектов). План расположения объекта г. Красноярск, ул. Вокзальная, 19, представленный заявителем в материалы дела (л.д. 13), признается судом апелляционной инстанции ненадлежащим доказательством, поскольку из указанного плана не следует, кем он составлен, в каком масштабе, не указаны условные обозначения.

Вместе с тем в материалах дела имеется письмо общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» от 26.03.2012 N 1784 на имя исполняющего обязанности прокурора заместителю прокурора Железнодорожного района г. Красноярска (л.д. 63), о том, что исходя из схемы инженерных коммуникаций в районе дома N 19 по ул. Вокзальная в г. Красноярске на дворовой территории находится 8 смотровых колодцев. Кроме того, на письмо от 14.03.2012 N 02-513 о восстановлении колодцев канализации по адресу ул. Вокзальная, 19 в адрес ООО УК «Жилкомресурс» направлен ответ (письмо от 24.04.2012 N 2523 - л.д. 75) о том, что работы по восстановлению колодцев по указанному в обращении адресу выполнены в период с 29.03.2012 по 04.04.2012.