• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2012 года Дело N А33-5625/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Иванцовой О.А., судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А., при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С., без участия представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 07 июня 2012 года по делу N А33-5625/2012, принятое судьей Путинцевой Е.И.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля (ИНН 7603007070, ОГРН 1047600209931) (далее - заявитель, ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля), обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Сиброл» (ИНН 2463078992, ОГРН 1062463055160) (далее - общество, ООО «ТД «Сиброл»), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (ИНН 2463078992, ОГРН 1062463055160) (далее - регистрирующий орган, МИФНС России N 23 по Красноярскому краю) о признании недействительным решения МИФНС России N 23 по Красноярскому краю от 11.10.2011 Р26783А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 22.12.2011 заявление принято, возбуждено производство по делу N А82-16934/2011.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 23.01.2012, оставленным без изменения Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012, дело N А82-16934/2011 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.04.2012 заявление ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля принято к производству, делу присвоен номер А33-5625/2012.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 июня 2012 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным решением, ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 07.06.2012 отменить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:

- необоснованными являются выводы суда первой инстанции о том, что у МИФНС России N 23 по Красноярскому краю не имелось правовых оснований для отказа обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и что представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют об отсутствии волеизъявления общества на нахождение по указанному адресу;

- государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТД «Сиброл», в части изменения адреса, осуществлена регистрирующим органом по документам, содержащим заведомо ложные сведения; письмом от 06.10.2011 МИФНС России N 23 по Красноярскому краю извещена об отсутствии общества по заявленному адресу, однако, данное сообщение не было принято во внимание;

- общество отсутствует по заявленному адресу, что подтверждается протоколом осмотра от 06.10.2011; согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.07.2011 N 01/090/2011-433 среди собственников нежилого помещения по пр. Машиностроителей, 7 не значатся ни ООО «ТД «Сиброл», ни Зрюкина Т.А; согласно базе данных ни учредитель общества, ни само общество не являются собственниками жилых помещений по заявленному адресу; договоры аренды (субаренды) не представлены; собственники нежилых помещений по адресу пр. Машиностроителей, 7 подтверждают факт отсутствия заключенных договоров аренды с обществом;

- регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отсутствие общества по заявленному адресу препятствует проведению налогового и иного контроля, препятствует реализации права на судебную защиту, отсутствует возможность направления (истребования) любой информации общества, что нарушает интересы налогового органа и иных лиц;

- в нарушение Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, в заявлении о государственной регистрации указан неполный адрес (отсутствует указание номера квартиры, офиса или помещения), также не заполнены графы, касающиеся контактной информации; в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» в заявлении о государственной регистрации не указан идентификационный номер Зрюкиной Т.А, которая является руководителем, учредителем и заявителем при государственной регистрации;

- вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие недействительность, установленную в судебном порядке, представленного на регистрацию решения единственного учредителя общества, не основан на нормах права; регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам представленные документы (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения;

- неверным является вывод суда первой инстанции о неправомерности осмотра помещения вне рамок проведения налогового контроля; осмотр проведен и протокол осмотра, подтверждающий факт отсутствия общества по заявленному адресу, составлен в соответствии со статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

МИФНС России N 23 по Красноярскому краю считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

ООО «ТД «Сиброл» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 19.07.2011 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения 25.07.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своих представителей не направили. ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля и МИФНС России N 23 по Красноярскому краю ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Решением единственного участника ООО «ТД «Сиброл» от 22.09.2011 изменено место нахождения общества на следующее: 150062, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д. 7. Внесены изменения и утвержден Устав общества в новой редакции.

ООО «ТД «Сиброл» в целях государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в МИФНС России N 23 по Красноярскому краю направлен ряд документов:

1) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 в части сведений об изменении адреса (места нахождения) ООО «ТД «Сиброл», согласно которому адресом постоянно действующего исполнительного органа общества является: Ярославская область, г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д. 7.

Согласно заявлению формы N Р13001 (страница 03) заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа - Зрюкина Татьяна Анатольевна.

Подлинность подписи Зрюкиной Татьяны Анатольевны на заявлении Р13001 засвидетельствована временно исполняющей обязанности нотариуса Козинцевой Марины Витальевны Красноярского нотариального округа Красноярского края Российской Федерации - Кузеленковой Ольгой Николаевной (зарегистрировано в реестре за номером 14П-5352);

2) документ об оплате государственной пошлины;

3) Устав ООО «ТД «Сиброл» (утвержден решением единственного участника общества от 22.09.2011), в соответствии со статьей 3 которого местом нахождения общества является: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д. 7;

4) решение единственного учредителя ООО «ТД «Сиброл» от 22.09.2011, в соответствии с которым внесены изменения в учредительные документы общества (в том числе об изменении места нахождения общества).

Факт получения указанных документов регистрирующим органом подтверждается распиской по форме N Р50005.

Письмом от 06.10.2011 N 04-12/08257с «О проверке адреса места нахождения ООО «ТД «Сиброл» ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля сообщила МИФНС России N 23 по Красноярскому краю, что ООО «ТД «Сиброл» не находится по адресу: г. Ярославль, пр. Машиностроителей, 7, что подтверждается протоколом осмотра помещения от 06.10.2011 и опросами собственников помещения от 06.10.2011.

11.10.2011 регистрирующим органом принято решение N Р26783А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТД «Сиброл». На основании принятого решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Регистрационное дело направлено в ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля.

Считая, что регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, произведена регистрирующим органом с нарушением действующего законодательства, ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право на обращение в арбитражные суды с исками о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не нарушает законных интересов заявителя, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа ООО «ТД Сиброл» в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Данный перечень является исчерпывающим.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что решением единственного участника ООО «ТД «Сиброл» от 22.09.2011 изменено место нахождения общества на следующее: 150062, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д. 7. Внесены изменения и утвержден Устав общества в новой редакции.

Руководитель общества Зрюкина Татьяна Анатольевна обратилась в МИФНС России N 23 по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. К заявлению прилагались необходимые для данного вида регистрации документы.

Статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

На основании представленных в регистрирующий орган изменений в учредительные документы общества, заявления по форме Р13001 МИФНС России N 23 по Красноярскому краю вынесено решение от 11.10.2011 N Р26783А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

Довод заявителя о том, что заявление о государственной регистрации заполнено с нарушением требований (указан неполный адрес (не указана квартира); не указан идентификационный номер Зрюкиной Т.А.), отклоняется судом апелляционной инстанции.

Учитывая, что Федеральным законом N 129-ФЗ предусмотрено указание ИНН заявителя только при его наличии, следовательно, данный реквизит не является обязательным к заполнению.

Указание неполного адреса (без указания номера квартиры, офиса) также не свидетельствует о нарушении заполнения заявления, поскольку место нахождения юридического лица может не иметь номера квартиры или офиса (например, когда юридическое лицо занимает всю площадь здания).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы принято в соответствии с действующим законодательством, заявителем представлен полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ, в заявлении о государственной регистрации руководителем общества подтверждено, что вносимые в учредительные документы сведения достоверны, в связи с чем, у регистрирующего органа в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ отсутствовали правовые основания для отказа государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Представленные ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля доказательства отсутствия юридического лица по адресу, указанному при регистрации изменений, не свидетельствуют об отсутствии волеизъявления заявителя на нахождение по указанному адресу в момент государственной регистрации.

Осведомленность налогового органа на момент государственной регистрации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, означает наличие у него информации, которая не была получена в результате проведения налоговым органом соответствующих проверок.

Из материалов дела следует, что факт отсутствия общества по месту его государственной регистрации установлен ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля в ходе проведения налогового контроля (осмотр, опрос) по запросу регистрирующего органа, что подтверждается письмом МИФНС России N 23 по Красноярскому краю от 05.10.2011 N 03-08/1/23300@ (том 1, л.д. 50).

Ссылка заявителя на то, что осмотр проведен и протокол осмотра составлен в соответствии со статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяются только в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Кроме того, доводы заявителя о недостоверности информации, касающейся местонахождения юридического лица, не имеют правового значения в рамках заявленного предмета спора и не влекут правовых последствий в виде недействительности государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, поскольку является устранимым нарушением.

В соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители (юридические лица), а не регистрирующий орган, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы в отношении места нахождения юридического лица влечет иные правовые последствия, чем недействительность решения о регистрации.

Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.

При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 07 июня 2012 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 июня 2012 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля - без удовлетворения.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля) и ответчик (МИФНС России N 23 по Красноярскому краю) освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 июня 2012 года по делу N А33-5625/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
О.А.Иванцова
Судьи
Г.Н.Борисов
Н.А.Морозова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-5625/2012
03АП-3177/2012
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 августа 2012

Поиск в тексте