• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2012 года Дело N А33-5416/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Иванцовой О.А., судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А., при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (административного органа) - Сысоевой Н.С., на основании доверенности от 28.03.2012, паспорта, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 13 июня 2012 года по делу NА33-5416/2012, принятое судьей Фроловым Н.Н.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» (далее - общество, ООО «Авиаэкспресс») (ИНН 2466143079, ОГРН 1062466150603) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 июня 2012 года ООО «Авиаэкспресс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 13.06.2012 не согласно, считает, что проведенное обществом маркетинговое мероприятие не является стимулирующей лотереей, поскольку победители определялись по ряду критериев, установленных конкурсной комиссией; отсутствовало специальное лотерейное оборудование, при помощи которого определялось выигравшее лицо; призовой фонд мероприятия формировался не за счет общества (организатора акции), а за счет другого лица.

Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу (с учетом дополнений), в котором указал, что довод общества о том, что победители определялись по ряду критериев, не доказан; обществом применялся метод случайного распределения (выбора) билета из всех билетов, приобретенных клиентами общества на каждом этапе (тираже); случайно распределены призы независимо от регистрации на сайте общества и направления рекламных слоганов, стихов, частушек, то есть без исполнения условий маркетингового мероприятия.

Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Административным органом 17.01.2012 в офисе продаж «Авиаэкспресс», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 26 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, а также по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

В ходе проверки установлено осуществление обществом «Авиаэкспресс» в период с 01.11.2011 по 20.01.2012 стимулирующей лотереи на территории г. Красноярска по следующим адресам: ул. Ленина, 26, ул. Ленина, 115, ул. Ленина, 153, ул. Взлетная, 10, пр. Свободный, 44, ул. 78 Добровольческой бригады, 11. В течение всего периода акции организатор разыгрывает среди участников акции следующее количество призов: смартфон iPhone 4s- 8 штук. Розыгрыш призов производится каждые 10 дней, результаты публикуются на сайте www.24avia.ru, победитель извещается по телефону и электронной почте. Предусмотрены условия участия в акции.

Административным органом установлено, что уведомление о проведении лотереи общество в уполномоченный орган не направило, вследствие чего разрешение на проведение лотереи не получило, что нарушает порядок организации стимулирующей лотереи, предусмотренный Федеральным законом от 11.11.2003 N 138 «О лотереях».

Административным органом составлен протокол осмотра принадлежащим юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.01.2012 N 027688.

Усмотрев в действиях общества «Авиаэкспресс» административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 28.02.2012 заместитель начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по Центральному району г. Красноярска В.Н. Карликов составил протокол об административном правонарушении N 1174.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Соблюдение процедуры составления протокола об административном правонарушении и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции и обществом не оспаривается.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган не доказал наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании следующего.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в проведении лотереи без получения в установленном порядке разрешения или направления в установленном порядке уведомления. В целях доказывания неисполнения лицом, привлекаемым к административной ответственности, законодательно установленной обязанности по направлению уведомления о проведении лотереи, необходимо доказать фактическое проведение лотереи.

Порядок проведения лотереи регулируется Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях).

Согласно статье 2 Закона о лотереях в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;

призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;

розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;

проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Таким образом, одним из существенных признаков лотереи является принцип случайного определения выигрышей.

Частью 1 статьи 3 Закона о лотереях установлено, что виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи. В силу пункта 3 названной статьи лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о лотереях право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до дня проведения стимулирующей лотереи (часть 3).

В силу части 1 статьи 17 Закона о лотереях призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи. Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.

Из содержания изложенных норм права следует, что для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП за проведение стимулирующей лотереи без представления соответствующего уведомления необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств:

- наличие призового фонда (совокупности денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи), сформированного за счет средств организатора лотереи;

- наличие договора между организатором лотереи и участником лотереи, оформленного выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;

- проведение организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи розыгрыша призового фонда лотереи с использованием лотерейного оборудования на основании принципа случайного определения выигрышей;

- выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В подтверждение факта проведения обществом стимулирующей лотереи административным органом представлены следующие доказательства: протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.01.2012, протокол об административном правонарушении от 28.02.2012 N 1174, протоколы опроса свидетелей, соглашения и акты приема-передачи приза победителям акции, пояснения общества, протоколы определения победителя акции, положение о проведении результатов маркетингового мероприятия в виде творческого конкурса (акции) от 31.10.2011, условия маркетингового мероприятия от 31.10.2011, распоряжение о проведении новогодней рекламной акции от 28.10.2011 N 1/Р, правила рекламной акции, макет рекламного материала о проводимой обществом акции.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что обществом в период с 01.11.2011 по 20.01.2012 включительно проводилась рекламная акция на территории г. Красноярска. В течение всего периода акции организатор разыгрывает среди участников акции следующее количество призов: смартфон iPhone 4s- 8 штук. Розыгрыш призов производится каждые 10 дней, результаты публикуются на сайте, победитель извещается по телефону и электронной почте. Для того чтобы стать участником акции необходимо:

- приобрести или авиабилеты или железнодорожные билеты на туристические путевки в офисах компании «Авиаэкспресс»;

- зарегистрироваться на сайте www.24avia.ru и получить индивидуальный уникальный логин;

- следить за розыгрышем призов на сайте www.24avia.ru. Розыгрыш проводится каждые 10 дней среди зарегистрировавшихся на сайте участников рекламной акции методом случайного выбора номера или авиабилета или железнодорожного билета или туристического ваучера. Результаты розыгрыша победителю сообщаются по телефону и электронной почте, указанной при регистрации на сайте www.24avia.ru;

- регистрация участника рекламной акции на сайте www.24avia.ru подтверждает согласие участника рекламной акции с ее условиями;

- в розыгрыше призов участник может принимать участие один раз за период розыгрыша (10 дней), в котором были приобретены билеты или туры. Условия акции размещены на сайте www.24avia.ru».

Из пояснений общества от 09.02.2012 (т. 1 л.д. 108), не опровергнутых административным органом соответствующими доказательствами, следует, что подарки (призы) приобретались за счет Грибанова А.С. и на баланс общества не ставились.

Доказательств наличия у общества призового фонда, сформированного за счет средств организатора лотереи (общества), административным органом в материалы дела не представлено.

Административным органом также не доказано, что обществом проводился розыгрыша призового фонда лотереи с использованием лотерейного оборудования на основании принципа случайного определения выигрышей.

Как следует соглашений и актов приема-передачи приза победителям акции, пояснений общества, протоколов определения победителя акции, положения о проведении результатов маркетингового мероприятия в виде творческого конкурса (акции) от 31.10.2011, условий маркетингового мероприятия от 31.10.2011, правила рекламной акции следует, что победитель акции определялся каждые 10 дней из числа зарегистрировавшихся на сайте компании участников за самый запоминающийся и созвучный рекламный слоган об ООО «Авиаэкспресс». Рекламный слоган-победитель определялся членами конкурсной комиссии по итогам голосования. После каждого определения победителя акции члены конкурсной комиссии составляли и подписывали протокол. Вручение призов победителям акции производилось председателем конкурсной комиссии после подписания с каждым победителем установленного условиями акции пакета документов - соглашения и акта приема-передачи.

Доказательств того, что розыгрыш призов производился обществом с использованием лотерейного оборудования на основании принципа случайного определения выигрышей, административным органом в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказан факт проведения обществом стимулирующей лотереи, поскольку не доказано:

- наличие у общества призового фонда, сформированного за счет средств организатора лотереи (общества);

- проведение организатором лотереи (обществом) или по его поручению оператором лотереи розыгрыша призового фонда лотереи с использованием лотерейного оборудования на основании принципа случайного определения выигрышей.

Представленные административным органом доказательства в подтверждение факта проведения обществом стимулирующей лотереи не свидетельствуют о том, что проводимое обществом стимулирующее мероприятие является лотереей и, что в целях проведения рекламной акции обществом используется соответствующее лотерейное оборудование и программное обеспечение, основанное на принципе случайного определения выигрышей. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проводимая обществом акция не является стимулирующей лотереей.

С учетом изложенного, доводы административного органа о недоказанности определения победителей по ряду критериев; обществом применялся метод случайного распределения (выбора) билета из всех билетов, приобретенных клиентами общества на каждом этапе (тираже); случайно распределены призы независимо от регистрации на сайте общества и направления рекламных слоганов, стихов, частушек, то есть без исполнения условий маркетингового мероприятия, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как несоответствующие представленным в материалы дела доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.

Поскольку административный орган не доказал наличие события вменяемого обществу административного правонарушения, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статье 14.27 КоАП, то основания для привлечения общества к административной ответственности по данной статье отсутствуют.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июня 2012 года по делу N А33-5416/2012 отменить. Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
О.А.Иванцова
Судьи
Г.Н.Борисов
Н.А.Морозова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-5416/2012
03АП-2913/2012
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 сентября 2012

Поиск в тексте