ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2012 года Дело N А33-4576/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «05» сентября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен «10» сентября 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисова Г.Н., судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С., при участии представителей:

от заявителя (ОАО «Ангара Пейпа»): Антонова Д.А., по доверенности от 27.02.2012, Козлова С.Ю., по доверенности от 02.05.2012, Митина С.С., по доверенности от 26.06.2012, Табакова А.Н., по доверенности от 02.08.2012;

от Агентства лесной отрасли Красноярского края: руководителя Малькевича М.В., Громовенко Ж.В., по доверенности от 17.08.2012, Романовой И.И., по доверенности от 02.07.2012, от третьего лица (Министерства экономики и регионального развития Красноярского края): Журавлевой В.В., по доверенности от 04.07.2012 N2841; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесной отрасли Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «10» июля 2012 года по делу N А33-4576/2012, принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

открытое акционерное общество «Ангара Пейпа» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Агентству лесной отрасли Красноярского края (далее - агентство) о признании незаконными действий, оформленных письмом от 14.03.2012 N 20/л-0742, по возврату обществу его заявки на внесение изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта «Строительство Лесохимического комплекса Ангара Пейпа в Енисейском районе Красноярского края», представленной в Агентство лесной отрасли Красноярского края 09.12.2011 (входящий номер 20-12 от 09.12.2011) и 29.12.2011 (входящий номер 20/л-11954 от 29.12.2011). Также заявитель просил обязать агентство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем направления заявки на внесение изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта «Строительство Лесохимического комплекса Ангара Пейпа в Енисейском районе Красноярского края», представленной в Агентство лесной отрасли Красноярского края 09.12.2011 (входящий номер 20-12 от 09.12.2011) и 29.12.2011 (исходящий номер 298/к от 29.12.2011, входящий номер 20/л-11954 от 29.12.2011), и проекта решения об ее утверждении в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в области государственной поддержки инвестиционной деятельности, для рассмотрения их на заседании Инвестиционного совета, созданного в соответствии с Законом Красноярского края от 30.09.2004 N12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае», в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от 29 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономики и регионального развития Красноярского края (далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Красноярского края 10 июля 2012 года заявление общества удовлетворено.

Агентство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что требование общества о признании незаконным возврата заявок (входящий номер 20-12 от 09.12.2011 и входящий номер 20/л-11954 от 29.12.2011) письмом от 14.03.2012 N 20/л-0742 не соотносимо с фактическими обстоятельствами дела, так как оспариваемым письмом агентством возвращена заявителю заявка от 06.02.2012 входящий номер 20/л-1067.

Агентство, ссылаясь на пункт 7 Порядка отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, введенного в действие Законом Красноярского края от 10.07.2008 N6-1996, подпункт «е» пункта 6 Порядка приема заявок на реализацию проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 N69-п, пункт 4 Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.10.2007 N422, указывает, что заявитель документально не подтвердил наличие собственных и (или) привлекаемых средств, необходимых для реализации инвестиционного проекта в размере заявленных инвестиций, и данное обстоятельство является основанием для возврата заявки. Выписка из договора о намерениях от 15.09.2010, заключенного между Внешэкономбанком, Группой компаний «Содра» и обществом, гарантийное письмо компании «БРАЗЗАКО ЛИМИТЕД», по мнению агентства, данные обстоятельства не подтверждают.

Также агентство считает, что судом не дана оценка протоколу рабочего совещания от 05.03.2012 о ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, согласно которому принято решение о представлении обществом в адрес агентства документов, подтверждающих намерение инвесторов и финансировании реализуемого им инвестиционного проекта, а также обстоятельствам, свидетельствующим о наличии у общества задолженности за аренду лесных участков, отсутствии гарантий обеспечения покупным сырьем, неправильном отражении показателей отрасли за 2007-2011 годы и других допущенных ошибках и разночтениях в тексте концепции проекта.

По мнению агентства, возврат заявителю заявки соответствует пунктам 4, 6 и 7 Порядка приема заявок на реализацию проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 N69-п, и не нарушает прав и законных интересов, так как не препятствует обществу представить исправленные документы на рассмотрение в агентство.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что у него имеется право отмены собственных решений в случае самостоятельного выявления ошибки, допущенной специалистом агентства при оценке документов общества, пунктом 7 названного Порядка не установлены сроки возврата заявки, которая не поступала на рассмотрение в Инвестиционный совет Красноярского края, поэтому только агентство, выявив, несоответствие заявки общества установленным требованиям, могло возвратить заявку обществу.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что заявки общества от 09.12.2011 и 29.12.2011 не соответствовали Порядку приема заявок на реализацию проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 N69-п, поэтому агентство обоснованно возвратило заявку обществу.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что письмом от 14.03.2012 N 20/л-0742 агентство возвратило заявку общества от 29.12.2011; данная заявка соответствовала требованиям Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.10.2007 N422; агентство после подготовки положительного заключения по корректировке концепции приоритетного инвестиционного проекта и проекта решения об утверждении заявки, направления заявки и приложенных к ней документов в министерство с учетом установленных административных процедур не имело полномочий на возврат данной заявки.

В судебном заседании 04.09.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17-00 часов 05.09.2012.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20.01.2006 за основным государственным регистрационным номером 1062465001301.

С 2007 года заявитель реализует приоритетный инвестиционный проект «Строительство Лесохимического комплекса Ангара Пейпа в Енисейском районе Красноярского края».

В рамках проекта заявителю переданы в аренду лесные участки общей площадью 3 231 137 гектаров с общим объемом разрешенного ежегодного лесопользования 6 272,8 тыс. куб.м., на период окупаемости проекта установлен коэффициент к плате за аренду лесными участками - «0,5».

Утвержденная в 2008 году концепция проекта предусматривала в течение 2007-2011 годов проектирование и строительство целлюлозного завода в Енисейском районе Красноярского края с привлечением инвестиционных средств в размере 30,75 млрд. рублей. Фактически объем инвестиций за 2007-2011 годы составил 114,7 млн. рублей, из них направлены на предпроектные и проектно-изыскательские работы (77 %), на приобретение оборудования, оборотных средств (23 %).

Предписанием агентства от 11.07.2011 N 20/л-01909 обществу предложено устранить нарушение срока реализации проекта, в том числе путем корректировки концепции.

Обществом 09.12.2011 в агентство передана заявка на внесение изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта «Строительство Лесохимического комплекса Ангара Пейпа в Енисейском районе Красноярского края» (входящий номер 20-12 от 09.12.2011).

Письмом от 23.12.2011 N20/л-03402 агентство направило заявителю замечания по концепции приоритетного инвестиционного проекта.

Общество письмом от 29.12.2011 N 298/к направило агентству переработанную концепцию.

Письмом от 14.03.2012 N20/л-0742 агентство вернуло обществу заявку на внесение изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта «Строительство Лесохимического комплекса Ангара Пейпа в Енисейском районе Красноярского края» с приложенными к ней документами, указав на отсутствие подтверждения наличия заемных средств для финансирования проекта; отсутствие гарантий обеспечения покупным сырьем; неправильное отражение ретроспективы показателей отрасли за 2007-2011 годы; наличие ошибок и разночтений в объемах закупки леса и производства пиломатериалов.

Заявитель оспорил в судебном порядке действия агентства по возврату заявки на внесение изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта «Строительство Лесохимического комплекса Ангара Пейпа в Енисейском районе Красноярского края», оформленные письмом от 14.03.2012 N 20/л-0742, полагая, что указанная заявка соответствует установленным требованиям, агентство после составления положительного заключения в отношении предложенных изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта и проекта решения об утверждении заявки, направления заявки с приложенными материалами в министерство не имело полномочий на возврат заявки.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконными действий государственного органа необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.199 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»:

инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);

приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Пунктом 4 названного Положения ведение вышеуказанного перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, отнесено к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.02.2008 N 60 инвестиционный проект «Строительство Лесохимического комплекса «Ангара Пейпа» в Енисейском районе Красноярского края» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Порядок отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов утвержден Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1996.

Указанный Порядок отбора заявок в соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» устанавливает процедуру отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, при этом не устанавливает порядка корректировки проекта, внесения в него изменений и дополнений.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.12.2011 N 1755 утвержден Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов.

Вместе с тем, указанный Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов вступил в силу с 16.03.2012, соответственно, учитывая общие правила действия нормы права во времени, не может применяться к рассматриваемым отношениям, возникшим в связи с подачей обществом 09.12.2011 и 29.12.2011 в агентство заявки на внесение изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта «Строительство Лесохимического комплекса Ангара Пейпа в Енисейском районе Красноярского края».

С учетом изложенного процедура подачи обществом заявки на внесение изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта должна применяться в соответствии с общими положениями Порядка отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1996.

В соответствии с названным Порядком отбор заявок, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности Красноярского края, и лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано органам государственной власти Красноярского края в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти края в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (пункт 2).

При отборе заявки заинтересованный орган:

а) осуществляет проверку заявки и прилагаемых к ней документов на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»;

б) привлекает в случае необходимости независимых экспертов;

в) в случае несоответствия заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям либо отсутствия в испрашиваемых заявителем границах лесных участков и (или) лесных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, либо в случае запрещения в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке возвращают заявку на доработку заявителю (пункт 7).

Заинтересованный орган в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает ее и готовит проект решения об утверждении (далее - проект решения) либо принимает решение об отказе в утверждении заявки (пункт 8).

Заявка и проект решения направляются заинтересованным органом или органом местного самоуправления в орган исполнительной власти края, осуществляющий нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в области государственной поддержки инвестиционной деятельности, для рассмотрения их на заседании Инвестиционного совета, созданного в соответствии с Законом края от 30 сентября 2004 года N 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае» (пункт 9).

Инвестиционный совет в течение 10 дней рассматривает документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, и принимает решение о согласовании проекта решения либо мотивированное решение об отказе в его согласовании (пункт 10).

В развитие постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1996 постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 N 69-п утвержден Порядок приема заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Согласно данному Порядку прием заявок на реализацию инвестиционных проектов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности Красноярского края, и лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано органам государственной власти края в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется агентством лесной отрасли Красноярского края (пункт 2).

Заявка с прилагаемыми документами направляется заявителем в агентство заказным письмом с уведомлением о вручении или доставляется нарочным под роспись. Все документы представляются также на электронном носителе. Документы, прилагаемые к заявке, представляются в сброшюрованном виде с описью и подписанные уполномоченным лицом (пункт 4).

Поступившая заявка регистрируется агентством в день ее поступления в журнале приема заявок с указанием даты поступления (пункт 5).

Заявка представляется в агентство в трех экземплярах по форме согласно приложению и включает в себя:

а) заявление о реализации инвестиционного проекта по форме согласно приложению к Порядку;

б) заверенные копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц;

в) справку из налогового органа, подтверждающую отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

г) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее чем за 14 дней до даты подачи заявки;