• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2012 года Дело N А41-14236/11

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2012 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Виткаловой Е.Н., судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А., при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С., при участии в заседании: от истца: Мацуков В.Е., доверенность от 10.10.2011 N05/10, Ковалев Д.А., доверенность от 16.01.2012 N32, от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом, от третьего лица: Сорокин Б.В., доверенность от 29.05.2012 N25,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области (ИНН: 7708129773, ОГРН: 1027739884292), на решение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2011 по делу N А41-14236/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению открытого акционерного общества «Тучковский» (ИНН: 5075018484, ОГРН: 1045011653686) к Федеральному государственному учреждению «Кадастровая палата» по Московской области, при участии в деле в качестве третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «Вашъ Землеустроитель» (ИНН: 7703511668, ОГРН: 1047796094488), о признании незаконным решения от 08.02.2011 N МО-11/РКФ/1-23409,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Тучковский» (далее общество, ОАО «Тучковский», заявитель) обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области (далее - учреждение, заинтересованное лицо) от 08.02.2011 N МО-11/РКФ/1-23409 и возложении обязанности на ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого было подано заявление N5019/104/10-4570 от 30.12.2010г. и межевой план, зарегистрированный органом кадастрового учета 30.12.2010 за N 5019/104/10-4570, в отношении которого было вынесено Постановление Главы Рузкого муниципального района Московской области от 31.05.2010г. N 1509 ОАО «Тучковский» утверждена схема расположения земельного участка площадью 83361 кв.м., для сельскохозяйственного производства, находящегося в д. Поречье, сельское поселение Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, категория земель - земли населенных пунктов, в границах кадастрового квартала 50:19:005 06 19.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Вашъ Землеустроитель» (далее - третье лицо, ООО «Вашъ Землеустроитель»).

Решением от 01.07.2011 Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с указанным решением, Федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобе, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права, нарушение прав лиц, не привлеченных к участию в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, АО "Тучковское", образовано в ходе реорганизации совхоза Тучковский, преобразовано путем реорганизации в СПК "Совхоз Тучковский", который в последующем акционировался в ОАО "Тучковский". В результате внесения земельных долей и имущественных паев сотрудников совхоза в уставный капитал АОЗТ «Тучковское» и последующего универсального правопреемства общество является собственником всего имущества, принадлежащего в прошлом совхозу, включая здания и сооружения производственных центров, что подтверждается документами о правопреемстве, актом приема-передачи имущества, выпиской из ЕГРЮЛ.

В соответствии с актом передачи-приема производственных основных фондов доли государственной собственности от 29 июня 1992г. АПК "Рузский" передал в собственность АОЗТ "Тучковское" производственные основные фонды по состоянию на 01 июня 1992г., в том числе: в деревне Поречье: коровник на 400 голов, год постройки 1985, балансовая стоимость 2 773 000 руб., силостное сооружение 1000т, год постройки 1976, балансовая стоимость 225 000 руб.; силосное сооружение 2 000 т.,, год постройки 1978, балансовая стоимость797 500 руб.; силосное сооружение 2 000 т., год постройки 1979, балансовая стоимость 500 000 руб.; силосное сооружение 2000 т., год постройки 1979, балансовая стоимость 202500 руб., навес для сена, год постройки 1987, балансовая стоимость 1 577 500 руб., силосная траншея 1000т,год постройки 1989, балансовая стоимость 1565850 руб., водонапорная башня, год постройки 1975, балансовая стоимость 67 750 руб., артезианская скважина, год постройки 1985, балансовая стоимость 355 000 руб.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения при приватизации сельскохозяйственного предприятия были переданы в собственность (пашня, пастбища, сенокосы) и бессрочное (постоянное) пользование (иные угодья), что подтверждается свидетельством о праве собственности, постоянного(бессрочного) пользования , выданного на основании Постановления Главы Администрации Рузского муниципального района Московской области от 25 декабря 1992г.

Земельные участки, расположенные в черте населенных пунктов, отражены на картах внутрихозяйственной инвентаризации, их границы были сформированы с вынесением границ на местность в соответствии с производственной необходимостью по обеспечению технологических процессов, и переданы хозяйству в пользование, однако в состав землепользования, предоставленного хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования не вошли, так как передача земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями в черте населенных пунктов на праве собственности либо постоянного (бессрочного) пользования не предусматривалось действовавшим на тот период времени законодательством. Пункт 6 Указа Президента РФ от 14.02.1996 N 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" в части обеспечения разработки нормативных правовых актов во исполнение требований данного Указа исполнен не был.

В целях реализации предусмотренного статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельный участок под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ОАО «Тучковский», заявитель представил в ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области заявление от 30.12.2010 N 5019/104/10-4570 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка под объектами недвижимости, а также межевой план.

08 февраля 2011 года заинтересованным лицом вынесено решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка со ссылкой на п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости".

Основание отказа мотивировано тем, что на представленной для кадастрового учета схеме расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории: Московская обл., Рузский муниципальный район, д. Крюково, отсутствует исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ земельного участка, совпадающее с их отображением в представленном межевом плане.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции, исходил из того, что представленные в орган кадастрового учета материалы межевого дела содержат полное описание границ, поворотных точек образуемого земельного участка, схему расположения земельного участка. Оборотная сторона листа 11 межевого плана в Акте согласования местоположения границ содержит сведения о смежных землепользователях, их согласование границ. Должностное лицо, уполномоченное Главой Рузского муниципального района, согласовало границы земельного участка ( н1-н1), что подтверждается подписью этого лица и печатью Администрации района. Полномочия должностного лица определены распоряжением Главы Рузского муниципального района от 17.08.2010 N308-РЛ (копия распоряжения является приложением к межевому плану).

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что представленную схему нельзя признать соответствующей действующему законодательству, что согласно Закону о кадастре является основанием для отказа в ГКУ земельного участка, поскольку Схема является документом, необходимым для проведения государственного кадастрового учёта.

Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ООО «Вашъ Землеустроитель» поддержал позицию общества, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснил суду, что в отношении спорного земельного участка не было выявлено наложений на другие земельные участки, поставленные ранее на кадастровый учет, в его границах не имеется объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам. Границы земельного участка согласованы со всеми смежными землепользователями в установленном порядке.

Апелляционным судом установлено, что в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд произвел замену в порядке процессуального правопреемства федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Частью 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре).

Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что в осуществлении кадастрового учета может быть отказано, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Частью 8 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

Частью 4 статьи 21 указанного закона запрещено органу кадастрового учета требовать от заявителя или его представителя документы, не установленные этим законом.

Из содержания закона в целом и указанной нормы в частности следует, что при проверке сведений об объектах недвижимости и содержащих их документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета обязан одновременно выявить все возможные основания для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Кадастровая палата в качестве единственного основания при вынесении оспариваемого решения указывает на то, что «на представленной для кадастрового учета Схеме расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории: Московская область, Рузский муниципальный район, д.Поречье отсутствует исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ земельного участка, совпадающее с их отображением в межевом плане».

Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции верной, исходя из следующего.

Частью 2 статьи 16 Закона о кадастре установлено, что постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено этим законом, на основании представленных в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.

Статьей 22 Закона о кадастре определен состав необходимых для кадастрового учета документов. Частью 1 статьи определено, что если иное не установлено Законом о кадастре, с заявлением в орган кадастрового учета представляются (применительно к постановке на кадастровый учет земельного участка):

2) межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).

Статьей 40 Закона о кадастре определено, что (ч.1) в межевой план включается акт согласования местоположения границ земельного участка, также (ч.2) к межевому плану в определенных случаях прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц. Такие документы являются неотъемлемой частью межевого плана. К межевому плану (ч.4) прилагаются возражения относительно согласования границ земельного участка.

Иные положения Закона о кадастре, которыми предусматривается для постановки на кадастровый учет земельного участка подача вместе с заявлением и межевым планом схема, утвержденная Главой района, в качестве самостоятельного документа или в составе приложения к межевому плану, отсутствуют.

Согласно пп.4 п.23, ч.1 п.27 Требования к подготовке межевого плана (приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412) в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, копии которых включаются в состав приложения к межевому плану.

В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. На заявителя согласно указанной норме возлагается только обеспечение за его счет выполнения кадастровых работ и обращение с заявлением об обеспечении государственного кадастрового учета земельного участка.

Законодательством какие-либо требования к Заявителю в части подготовки подлежащей утверждению органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте не предъявляются.

Кроме того, законодательство также не содержит каких-либо требований, которым должны отвечать схемы расположения земельных участков на кадастровых картах, утверждаемые органами местного самоуправления.

Данная позиция подтверждается в ответах Министерства экономического развития Российской Федерации на вопросы о подготовке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории (письма от 29.11.2010г. N Д23-4862, от 01.11.2010г. N Д23-4474, от 12.10.2010г. N Д23-4113, от 05.10.2010г. N Д23-4010).

Представленные в орган кадастрового учета материалы межевого дела содержат полное описание границ, поворотных точек образуемого земельного участка, схему расположения земельного участка. Оборотная сторона листа 11 межевого плана в Акте согласования местоположения границ содержит сведения о смежных землепользователях, их согласование границ. Должностное лицо, уполномоченное Главой Рузского муниципального района, согласовало границы земельного участка ( н1-н1), что подтверждается подписью этого лица и печатью Администрации района. Полномочия должностного лица определены распоряжением Главы Рузского муниципального района от 17.08.2010 N308-РЛ (копия распоряжения является приложением к межевому плану).

Закон о кадастре не предусматривает наделение органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений полномочиями расширять предусмотренный этим законом перечень документов, подлежащих направлению в орган кадастрового учета для постановки на кадастровый учет земельного участка вместе заявлением, межевым планом или в составе последнего. К полномочиям такого органа, применительно к постановке на учет земельного участка, относится установление формы заявления о постановке и снятии с учета объекта недвижимости (ч.2 ст.16 Закона о кадастре), формы межевого плана и требований к его подготовке, а также примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка (ч.10 ст.39 Закона о кадастре).

Регистрирующий орган не представил доказательств наличия норм закона, регулирующих порядок и устанавливающие требования к форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, утверждаемой органами местного самоуправления.

Таким образом, заявитель предоставил в ФГУ «Кадастровая палата» надлежаще оформленный межевой план, позволяющий осуществить постановку на кадастровый учет формируемого земельного участка.

Кадастровая палата располагает необходимыми для выполнения возложенных на нее задач базами данных (картами, планами, и т.п.) на электронных и бумажных носителях (ч.2 ст.4) с нанесенными на них среди прочего населенными пунктами, транспортными системами (в т.ч. дорогами общего пользования), зданиями и сооружениями (в т.ч. связанными едиными производственными целями - производственными центрами).

Иных оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка заинтересованным лицом не представлено.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что решение об отказе в кадастровом учете вновь образуемого земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как заявитель не может реализовать свое право собственника на владение и распоряжение объектом недвижимого имущества.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения управления, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2011 по делу N А41-14236/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.Н.Виткалова
Судьи
В.Ю.Бархатов
Н.А.Кручинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-14236/11
10АП-6940/2011
Принявший орган: Десятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 20 сентября 2012

Поиск в тексте