• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2012 года Дело N А51-12258/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаровой О.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Приморский горно-обогатительный комбинат» (ИНН 2517001325, ОГРН 1022540638284, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 03.12.2012)

к Управлению лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 11.09.2007) об оспаривании действий и актов,

при участии в заседании: от заявителя - адвокат Иванова Е.С. по доверенности от 04.09.2012; от административного органа - Подосенов А.С. по доверенности от 14.02.2012 N 26,

Открытое акционерное общество «Приморский горно-обогатительный комбинат» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Управления лесным хозяйством Приморского края, выразившихся в организации и проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в период с 11.04.2012 по 16.04.2012 на основании приказа N 282 от 21.03.2012, акта проверки и предписания N 04 08-09 от 16.04.2012.

Представитель общества на требованиях настаивал в полном объеме, в обоснование заявленных требований указал на то, что Управлением при осуществлении оспариваемых действий, выразившихся в организации и проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства, допущены процессуальные нарушения норм права, поскольку проверка в отношении ОАО «Приморский ГОК» в период с 11.04.2012 по 16.04.2012 проведена с грубым нарушением требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Заявитель указал, что поскольку в период с 24.10.2011 по 28.10.2011 на основании требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 06.10.2011 N 7-1-2011/911, указанного в Приказе от 21.03.2012 N 282 спорной проверки, в отношении Общества уже проводилась выездная внеплановая проверка на предмет соблюдения требований лесного законодательства, по результатам которой был составлен акт N 07 08-09 от 28.10.2012 и вынесено предписание N 07 08-09 от 28.11.2011, исполненное в установленные сроки, оснований для проведения оспариваемой выездной внеплановой проверки у Управления не имелось, в связи с чем результаты выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности ОАО «Приморский ГОК», проведенной на основании приказа N 282 от 21.03.2012 в период с 11.04.2012 по 16.04.2012, не могут являться доказательствами нарушения обществом обязательных требований и подлежат отмене.

При этом факт допущения технической ошибки относительно даты и номера требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, указанного по тексту Приказа N 282 от 21.03.2012 о проведении выездной внеплановой проверки на предмет соблюдения обществом требований лесного законодательства, по мнению заявителя, не может служить доказательством законности проведения оспариваемой проверки.

Заявитель указал, что из Перечня арендаторов лесных участков для проведения проверок по подготовке к весеннему пожароопасному сезону 2012 года, представленного Управлением, не следует, что данный перечень является приложением именно к Требованию N7-1-2012/242 от 21.03.2012, а не к иному документу, поскольку указанный перечень никем не подписан, отсутствуют иные реквизиты, позволяющие определить его связь с требованием (дата, указание на основной документ, составитель и т.п.).

Кроме того, в самом требовании указано приложение «список арендаторов лесных участков на 2 л.», что фактически не совпадает с наименованием представленного приложения.

Заявитель также указал на то, что в дате, указанной в верхнем левом углу Требования N 7-1-2012/242 от 21.03.2012, встречается три различных написания цифр «2» в числах «21» и «2012», что может служить признаком дописки или исправления даты в документе, в связи с чем определить фактическую дату издания (изготовления) данного документа по имеющейся копии, невозможно.

Неуказание в требовании N 7-1-2012/242 от 21.03.2012 на необходимость проведения именно внеплановых проверок, а также на то, что оно предъявляется в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, по мнению заявителя, является существенным нарушением пункта 3 части 3 статьи 10 Закона N294-ФЗ.

Заявитель полагает, что данные нарушения свидетельствуют о неправомерности организации и проведения выездной внеплановой проверки в отношении Общества, в связи с чем действия ответчика и составленные им документы являются незаконными.

Представитель ответчика с доводами, изложенными в заявлении и дополнениях к нему, не согласился, считает, что оснований для признания незаконными действий, выразившихся в организации и проведении выездной внеплановой проверки в отношении соблюдения обществом требований лесного законодательства, не имеется, поскольку нарушений норм действующего законодательства Управлением в ходе проведения внеплановой выездной проверки допущено не было, проверка в отношении ОАО «Приморский ГОК» проведена в строгом соблюдении с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при этом техническая ошибка, допущенная при изготовлении спорного приказа, не является обстоятельством, свидетельствующим о незаконности действий Управления.

При рассмотрении дела суд установил, что Открытое акционерное общество «Приморский горно-обогатительный комбинат» осуществляет лесозаготовительную деятельность по договорам N 41/29 от 02.07.2008, N 47/29 от 24.07.2008, N 48/29 от 24.07.2008, N 91/29 от 02.10.2008 аренды лесных участков для заготовки древесины, по договору N 1/34 от 18.12.2007 для заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственного сырья, заключенным с Управлением лесным хозяйством Приморского края.

Общество на основании заключенных договоров аренды лесных участков помимо заготовки древесины обязано, в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолётов, вертолётов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств пожаротушения, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов ГСМ на период высокой пожарной опасности в объёмах, определённых проектом освоения лесов.

В соответствии с Проектами освоения лесов Открытое акционерное общество «Приморский горно-обогатительный комбинат» на арендных участках также обязан ежегодно проводить противопожарные мероприятия по договорам N 41/29, N 47/29, N 48/29 аренды лесных участков.

16.04.2012 на основании Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора», указания Генеральной прокуратуры РФ от 11.05.2011 года N 127/7, требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 21.03.2012 N 7-1-2012/242, Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утверждённого постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 года N 595, Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па, во исполнение приказа заместителя начальника Управления лесным хозяйством Приморского края Пстыга С.Е. N 282 от 21.03.2012 года, в период с 11.04.2012 по 16.04.2012, в отношении открытого акционерного общества «Приморский горно-обогатительный комбинат» проведена выездная внеплановая проверка на предмет фактического исполнения обществом законодательства в части выполнения мероприятий по охране и защите лесов в соответствии с условиями заключенных договоров аренды лесного участка.

16.04.2012 по результатам проведения проверки Управлением составлен акт N 04 08-09 и вынесено предписание N 04 08-09 об устранении нарушений лесного законодательства, в соответствии с которым обществу было предписано произвести уборку оставленной древесины на погрузочной площадке от стены хвойного леса на лесосеке, отведенной по лесной декларации от 06.03.2012 для проведения сплошных рубок в квартале 43 выделе 56 Таежного участкового лесничества на площади 9,3 га (пункт 21 «Правил пожарной безопасности в лесах» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 N 343), произвести очистку мест рубок на лесосеке, отведенной по лесной декларации от 21.12.2011 для проведения выборочных рубок в квартале 31 выделе 35 Таежного участкового лесничества на площади 5,0 га (пункты 16, 17 «Правил пожарной безопасности в лесах» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 N 343), а также произвести уборку оставленной древесины на погрузочной площадке от стены хвойного леса на лесосеке отведенной по лесной декларации от 21.12.2011 для проведения выборочных рубок в квартале 31 выделе 35 Таежного участкового лесничества на площади 15,2 га (пункт 21 «Правил пожарной безопасности в лесах» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 N 343).

Не согласившись с действиями Управления, выразившимися в организации и проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности ОАО «Приморский ГОК», проведенной на основании приказа N 282 от 21.03.2012, посчитав не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы в сфере экономической деятельности акт проверки N 04 08-09 от 16.04.2012 и предписание N 04 08-09 от 16.04.2012, заявитель оспорил их в арбитражном суде.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, заслушав доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.

Так, согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) и от негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно пункту 1 статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Пунктом 2 этой же статьи определены меры противопожарного обустройства лесов, которые включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

Согласно подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Пунктом 16 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 17 указанных Правил предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.

Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой (пункт 21 Правил).

Пунктом 3 статьи 51 ЛК РФ установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В соответствии с пунктом 38 Правил пожарной безопасности в лесах лица виновные в нарушении требований настоящих правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ).

Данным нормативным правовым актом устанавливается порядок организации и проведения проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Порядок организации и проведения внеплановых проверок в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя установлен статьей 10 Закона N 294-ФЗ, пунктом 1 которой определено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе, является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Пунктом 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Сведения, подлежащие указанию в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля определены пунктом 2 статьи 14 Закона.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (пункт 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).

Порядок оформления результатов проверки определен статьей 16 Закона N 294-ФЗ, пунктом 1 которой установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, типовая форма которого установлена уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сведения, подлежащие включению в акт проверки, установлены пунктом 2 указанной статьи Закона.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Пунктом 12 указанной статьи предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Согласно пункту 14 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Из материалов дела судом установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки в отношении соблюдения ОАО «Приморский ГОК» требований действующего лесного законодательства, послужил Приказ от 21.03.2012 N 282 «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства», изданный заместителем начальника Управления на основании требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 21.03.2012 N 7-1-2012/242 (вх. N 49-1827 от 21.03.2012) о проведении в срок до 01.05.2012 проверки исполнения действующего законодательства в части выполнения мероприятий по охране и защите лесов юридическими лицами - арендаторами лесных участков.

С копией Приказа о проведении проверки был ознакомлен генеральный директор ОАО «Приморский ГОК» Шагойко В.Г. посредством почтового отправления - 09.04.2012 в 12-00.

Согласно материалам дела, в ходе проведения выездной внеплановой проверки Управлением, в присутствии главного инженера лесозаготовительного цеха ОАО «Приморский ГОК» Вихрова О.Н., действующего на основании доверенности N 18/1434 от 11.04.2012, выявлен факт несоблюдения обществом требований действующего лесного законодательства, в частности, установлено, что обществом не произведена уборка оставленной древесины на погрузочной площадке от стены хвойного леса на лесосеке, отведенной по лесной декларации от 06.03.2012 для проведения сплошных рубок в квартале 43 выделе 56 Таежного участкового лесничества на площади 9,3 га, не произведена очистка мест рубок на лесосеке, отведенной по лесной декларации от 21.12.2011 для проведения выборочных рубок в квартале 31 выделе 35 Таежного участкового лесничества на площади 5,0 га, а также не произведена уборка оставленной древесины на погрузочной площадке от стены хвойного леса на лесосеке отведенной по лесной декларации от 21.12.2011 для проведения выборочных рубок в квартале 31 выделе 35 Таежного участкового лесничества на площади 15,2 га.

По результатам проведенной проверки Управлением по установленной форме в двух экземплярах был составлен акт N 04 08-09 от 16.04.2012 выездной внеплановой проверки, второй экземпляр которого был получен представителем общества в этот же день - 16.04.2012 под расписку, о чем свидетельствует его подпись и выдано предписание N 04 08-09 от 16.04.2012 об устранении ОАО «Приморский ГОК» выявленных нарушений требований лесного законодательства, которое также было получено представителем общества, что подтверждается его подписью.

Из материалов дела следует, что заявитель в качестве одного из оснований признания незаконными действий по организации и проведении выездной внеплановой проверки, указал на невозможность принятия результатов ее проведения в качестве доказательств нарушения обществом обязательных требований действующего законодательства, поскольку из Приказа Управления лесным хозяйством Приморского края N 1032 от 10.10.2011, изданного на основании требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 06.10.2011 N 7-1-2011/911 следует, что в отношении общества в период с 24.10.2011 по 28.10.2011 уже проводилась выездная внеплановая проверка на предмет соблюдения требований лесного законодательства, по результатам которой был составлен акт N 07 08-09 от 28.10.2012 и вынесено предписание N 07 08-09 от 28.11.2011, исполненное в установленные сроки, о чем свидетельствует письмо ОАО «Приморский ГОК».

Управление по данному факту пояснило, что указание в качестве одного из оснований проведения проверки на Требование Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении проверки от 06.10.2011 N 7-1-2011/911 является следствием технической ошибки, допущенной при изготовлении Приказа от 21.03.2012 N 282 о проведении выездной внеплановой проверки, фактически, проверка проводилась на основании Требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении проверки от 21.03.2012 N 7-1-2012/242.

Суд соглашается с утверждением Управления и полагает, что ввиду того, что допущенная техническая ошибка в части указания даты и номера Требования прокурора, на основании которого была проведена оспариваемая проверка, нарушений прав и законных интересов общества не повлекла, оснований для утверждения о грубом нарушении Управлением требований Федерального закона N 294-ФЗ, в части несоблюдения пункта 3 статьи 10 Закона, не имеется.

Судом установлено, что выездная внеплановая проверка в отношении ОАО «Приморский ГОК» проведена соответствующими должностными лицами в срок, установленный пунктом 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ с надлежащим уведомлением законного представителя о ее проведении - генерального директора. Сведения, подлежащие обязательному включению в Приказ о проведении выездной внеплановой проверки, изданного руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, определенные пунктом 2 статьи 14 Закона, соответствуют сведениям, указанным в Приказе от 21.03.2012 N 282, копия которого надлежащим образом была вручена уполномоченному представителю юридического лица.

Акт выездной внеплановой проверки N 04 08-09, а также предписание N 04 08-09 от 16.04.2012, вынесенные Управлением лесного хозяйства Приморского края, с учетом выявленной опечатки в части указания даты и номера Требования Природоохранной межрайонной прокуратуры, полностью соответствует требованиям, предъявляемым статьями 16, 17 Закона N 294-ФЗ.

При этом возражений в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или их отдельных положений, а также документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, возможность представления которых предусмотрена пунктом 12 статьи 16 Закона N 294-ФЗ, заявителем в ходе проведения проверки не представлено и о наличии таких документов суду, в ходе рассмотрения настоящего дела, также не заявлено.

Таким образом, суд считает обоснованным утверждение Управления и полагает, что грубых нарушений норм действующего законодательства при проведении проверки в отношении общества, Управлением допущено не было.

Оспаривая действия государственного органа, выразившиеся в организации и проведении выездной внеплановой проверки, как обоснованно указало Управление, общество не привело доказательств того, что указанные действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления такой деятельности или незаконно возлагают какие-либо обязанности. Между тем, в силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и (или) возражений.

Доводы, положенные заявителем в основу незаконности оспариваемых действий, судом не принимаются, поскольку не свидетельствуют о неправомерности проведения проверки и не могут являться основанием для освобождения общества от выполнения требований лесного законодательства в части соблюдения требований пожарной безопасности.

Суд полагает, что доводы общества, изложенные по тексту возражения на отзыв о допущенных Управлением нарушениях в ходе проведения проверки требований Федерального закона N 294-ФЗ, фактически направлены на уклонение от исполнения предписания, вынесенного по факту несоблюдения ОАО «Приморский ГОК» требований действующего лесного законодательства.

Ввиду того, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом требований действующего лесного законодательства, они должны быть исполнены обществом в установленный предписанием N 04 08-09 от 16.04.2012 срок.

Противоправные действия заявителя, нарушающие правила заготовки древесины, а также правила пожарной безопасности в лесах обязательные для исполнения всеми разработчиками лесосеки, по мнению суда, не могут рассматриваться как позволяющие ему самовольно и безнаказанно допускать несоблюдение установленных правил, тем самым нарушая нормы действующего лесного законодательства РФ.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Данными нормами прямо предусмотрена обязанность всех лесопользователей при освоении лесов соблюдать требования лесного законодательства, в том числе Правила пожарной безопасности в лесах, в целях их сохранения.

При таких обстоятельствах нарушений требований законодательства в части нарушения порядка проведения внеплановой выездной проверки, установленной Федеральным законом N 294-ФЗ, влекущего безусловное признание незаконными результатов проверки, Управлением при проведении проверки в отношении ОАО «Приморский ГОК» в период с 11.04.2012 по 16.04.2012, допущено не было.

Согласно пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать в признании незаконными действий Управления лесным хозяйством Приморского края, выразившихся в организации и проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат» в период с 11.04.2012 по 16.04.2012, акта проверки от 16.04.2012 N 04 08-09, предписания от 16.04.2012 N 04 08-09, проверенных на соответствие Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-12258/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 25 сентября 2012

Поиск в тексте