ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 октября 2012 года Дело N А41-33758/11

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю., судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А., при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,

при участии в заседании: от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованного лица: Филиппова Е.В., доверенность от 22.08.2012 N 01-15/10914, от третьего лица: не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Домодедовской таможни Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2012 по делу N А41-33758/11, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Флэш Азия Трейд» (ИНН: 7724743476, ОГРН: 1107746278573) к Домодедовской таможне Федеральной таможенной службы, при участии в качестве третьего лица Таможенного поста «Аэропорт Домодедово (грузовой)», об оспаривании об оспаривании решений и обязании возвратить уплаченные таможенные платежи,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Флэш Азия Трейд» (далее - ООО «Флэш Азия Трейд», общество, декларант, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Домодедовской таможне Федеральной таможенной службы России (далее - таможня, таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании решений о признании недействительным решения Таможенного поста «Аэропорт Домодедово (грузовой)» от 09.06.2011 N 2114 о проведении дополнительной проверки для таможенной стоимости товара, заявленного в декларации на товары N 10002010/090611/0024878, признании недействительным решения Таможенного поста «Аэропорт Домодедово (грузовой)» от 09.06.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10002010/090611/0024878, об обязании Домодедовскую таможню возвратить на расчетный счет ООО «Флэш Азия Трейд» 33 173 руб. 50 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Таможенный пост «Аэропорт Домодедово (грузовой)».

Решением Арбитражного суда Московской области от 03.08.2012 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между фирмой «Shen Zhen Wei Zhong Technology Co., Ltd» (Китай, продавцом) и ООО «Флэш Азия Трейд» (покупателем) заключен контракт от 11.10.2010 N 04/2010, согласно условиям которого продавец продает, а покупатель покупает товары на условиях FCA - порт отправления или других условиях, которые указываются в спецификации и включают: стоимость товара, упаковки и маркировки, в соответствии и по ценам, указанным в спецификациях к контракту.

Стоимость авиафрахта указывается в авиационных накладных по каждой конкретной поставке (пункт 1 Контракта).

Согласно пункту 3 Контракта оплата производится в долларах США, банковским переводом на счет продавца в течение 90 дней с даты ввоза товара на таможенную территорию России.

В целях таможенного оформления ООО «Флэш Азия Трейд» подало на таможенный пост аэропорта Домодедово таможенные декларацию N 10002010/090611/0024878, в которой заявлен к отгрузке товар - внешние аккумуляторы для зарядки портативных устройств.

Таможенная стоимость указанного товара заявлена декларантом по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

В обоснование заявленной таможенной стоимости декларант представил в таможенный орган документы, перечень которых содержится в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а именно: внешнеторговый контракт от 11.10.2010 N 04/2010, спецификацию от 21.05.2011, паспорт сделки от 14.10.2010, авианакладную от 03.06.2011, инвойс с переводом от 21.05.2011, упаковочный лист, договор на транспортное обслуживание от 03.06.2011 N FAI 109-19, инвойс за перевозку от 03.06.2011, а также другие документы, указанные в описи к декларации (т. 1, л.д. 72).

При осуществлении контроля правильности исчисления обществом таможенной стоимости декларируемого товара, таможней установлено, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара по первому методу, в связи с чем таможней принято решение от 09.06.2011 N 2114 (т. 1, л.д. 107-110) о проведении дополнительной проверки, которыми у общества запрошены дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости:

- бухгалтерские документы об оприходовании товаров,

- документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров,

- информация о стоимости идентичных, однородных товаров, товаров того же класса и вида,

- прайс-листы изготовителя,

- экспортная ТД,

- пояснения по условиям продажи и цены сделки,

- банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам в адрес получателя,

- документы, подтверждающие стоимость доставки товара.

Письмом от 09.06.2011 (т. 1, л.д. 114) ООО «Флэш Азия Трейд» сообщило таможенному органу, что запрошенные документы представить не может. Просило рассмотреть вопрос о корректировке заявленной им таможенной стоимости.

Домодедовской таможней в связи с вышеизложенными обстоятельствами 09.06.2011 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров задекларированных по ДТ N 10002010/090611/0024878 по резервному методу, исходя из имеющейся в распоряжении таможни информации о товаре применительно к ДТ N 10005023/300511/0025555 (т. 1, л.д. 112-113). В решении о корректировке обществу предложено определить таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Межправительственного Соглашения от 25.01.2008.

ООО «Флэш Азия Трейд» самостоятельно осуществило в установленном порядке корректировку таможенной стоимости, исходя из указанной таможенным органом в решении о корректировке таможенной стоимости величины таможенной стоимости, и представило в таможню надлежащим образом заполненные: декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-2) (письмо от 09.06.2010, т. 1, л.д. 115).

Скорректированная таможенная стоимость самим заявителем была принята таможенным органом. Требуемый денежный залог по ДТ N 10002010/090611/0024878 общество внесло на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.

В последствии ООО «Флэш Азия Трейд», не согласившись с решениями Домодедовской таможни о проведении дополнительной проверки, корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10002010/090611/0024878, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о признании указанных решений недействительными и об обязании возвратить таможенные платежи, излишне уплаченные в качестве обеспечения.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что декларантом были представлены все необходимые документы, подтверждающие правильность определения таможенной стоимости ввезенного товара по первому методу.

Обжалуя решение суда первой инстанции, таможня указывает, что общество самостоятельно в установленном законом порядке произвело корректировку таможенной стоимости ввезенного товара. Скорректированная заявителем таможенная стоимость была принята таможней.

В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

ООО «Флэш Азия Трейд» и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно пункту 31 статьи 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

На основании части 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.

Согласно части 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 названного Кодекса.

Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

На основании части 2 названной статьи таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - Порядок декларирования) утвержден Порядок контроля таможенной стоимости товаров, который определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

В силу пункту 11 Порядка декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС РФ от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:

1) проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров. (Приложение N 1 к Порядку декларирования)

2) проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), которая включает в себя следующие действия:

- проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с установленным порядком (Приложение N 2 к Порядку декларирования);

- проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары (ДТ);

3) проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, установленного таможенным законодательством Таможенного союза (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»), которая включает в себя следующие действия:

- проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;

- проверку соблюдения условий применения метода;

4) проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:

- проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;

- проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;

- проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;

5) проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;

6) оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).

В силу пунктов 4, 6, 11 Порядка контроля, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (контрольные показатели уровня таможенной стоимости по отдельным товарам, заявление стоимости ниже которых свидетельствует о возможном нарушении таможенного законодательства).

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:

- по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);

- о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;

- полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;

- полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;