• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 октября 2012 года Дело N А62-3495/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2012 Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Заикиной Н.В., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2012 по делу N А62-3495/2012 (судья Алмаев Р.Н), принятое по заявлению ИП Уткина В.Н. (ОГРН 311373229000023, ИНН 673101430310) к администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526), о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса, изложенного в письме от 10.04.2012 N 5929/08; о признании незаконным отказа администрации города Смоленска в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капительного строительства - банно-оздоровительного комплекса, изложенного в письме от 27.03.2012 N 1254; об обязании администрации города Смоленска обеспечить процедуру выбора земельного участка в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Николаевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса, изложенного в письме от 10.04.2012 N 5929/08; о признании незаконным отказа администрации города Смоленска (далее - Администрация) в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19 и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса, изложенного в письме от 27.03.2012 N 1254, и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя (с учетом уточнения).

Решением суда от 27.07.2012 заявленные требования ИП Уткина В.Н. удовлетворены в полном объеме.

Признаны незаконными отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и отказ администрации города Смоленска в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса, изложенные соответственно в письме от 10.04.2012 N 5929/08 и в письме от 27.03.2012 N 1254. Суд обязал администрацию города Смоленска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Уткина В.Н. путем обеспечения процедуры выбора указанного земельного участка.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований заявителя к Департаменту. Считает, что Департамент в рамках своих полномочий исполнил все необходимые действия, предусмотренные законодательством, при отсутствии результатов выбора Департамент не мог принять иное решение, кроме как изложенное в письме от 10.04.2012 N 05929/08, в силу закона. Указывает, что незаконность действий органов, осуществляющих публичные полномочия, имеет место только при условии одновременного нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и нарушения норм действующего законодательства. Поясняет, что нормы права Департаментом не нарушены. Отмечает, что суд первой инстанции не обязал Департамент выполнить какие-либо действия по восстановлению нарушенных прав заявителя.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От заявителя жалобы поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Предприниматель обратился в Департамент с заявлением от 30.01.2012.N 1090/з об осуществлении выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19 (согласно представленной схеме), и о предварительном согласовании места размещения па нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса.

В порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Департамент направил в Администрацию письмо от 22.02.2012 N 2991/08 с просьбой рассмотреть вопрос по обеспечению выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19 (согласно представленной схеме).

На обращение Департамента от 22.02.2012 N 2991/08 об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка Администрация направила ответ от 27.03.2012 N 1254, в котором сообщила о невозможности размещения банно-оздоровительного комплекса на испрашиваемом земельном участке и об отсутствии вариантов его размещения по основаниям, указанным в приложении к письму. Администрация указала, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. Кроме того, Администрация пояснила, что в последнее время увеличилось количество негативных обращений и жалоб жителей города и общественности против предоставления земельных участков для строительства объектов общественного назначения в существующей жилой застройке с нарушением прав на благоприятную среду жизнедеятельности. В связи с этим размещение банно-оздоровительного комплекса на земельном участке предполагаемой площадью 4320 кв.м по Колхозному переулку не представляется возможным, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ варианты размещения вышеназванного объекта капитального строительства в данной территориальной зоне отсутствуют. Иными вариантами по размещению указанного объекта в данном районе Администрация не располагает.

На основании этого Департамент в письме от 10.04.2012 N 5929/08 отказал в удовлетворении просьбы заявителя.

Не согласившись с данными отказами, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования Предпринимателя в части признания незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса, изложенного в письме от 10.04.2012 N 5929/08, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Полномочия по распоряжению земельными участками согласно постановлению администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм утвержден «Порядок предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска».

В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.

В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.

Исходя из анализа вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган, безусловно, обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.

Как следует из материалов дела, заявление Предпринимателя соответствует приведенным требованиям закона. Претензии к оформлению заявления Предпринимателя в обжалуемом акте отсутствуют и ответчиками не заявлены.

В пункте 3 «Порядка предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска», утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, предусмотрено, что в целях обеспечения выбора земельного участка Администрация в лице управления архитектуры и градостроительства по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.

Форма акта о выборе земельного участка утверждена постановлением администрации Смоленской области от 23.11.2007 N 415 и содержит состав участников согласований: Администрация города Смоленска, СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», Управление Роспотребнадзора по Смоленской области, собственники расположенных на земельном участке сетей инженерно-технического обеспечения и коммуникаций: ОАО «Смоленскэнерго», ОАО «Смоленскоблгаз», СМУП «Горводоканал», СМУП «Смоленсктеплосеть», Смоленский городской центр связи и информатизации «СмоленскТелеком» - филиал ОАО «ЦентрТелеком», ФГУП «Смоленский ОРТПЦ», которые при осуществлении процедуры выбора земельного участка дают заключение о возможности его использования с испрашиваемой целью в связи с наличием на указанной территории инженерных коммуникаций.

Согласно пункту 2 постановления администрации Смоленской области от 23.11.2007 N 415 "Об утверждении формы акта о выборе земельного участка для строительства" акт о выборе земельного участка для строительства подлежит утверждению после получения согласования всех организаций, предусмотренных формой акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденной настоящим постановлением.

Вместе с тем суду не представлено доказательств предоставления заявителю сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимых для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланка акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.

Таким образом, процедура согласования со всеми организациями, предусмотренными формой акта о выборе земельного участка для строительства, не была проведена, вместе с тем Администрация вправе согласовывать либо не согласовывать вариант земельного участка для размещения объекта капитального строительства только после проведения процедуры согласований.

Следовательно, Предпринимателю было отказано в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, площадью 4320 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по Колхозному переулку, в районе дома N 19, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - банно-оздоровительного комплекса без проведения процедуры согласований, что противоречит п. 2 постановления Администрации Смоленской области от 23.11.2007 N 415 "Об утверждении формы акта о выборе земельного участка для строительства".

Данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, так как препятствует предоставлению предпринимателю земельного участка для осуществления последним экономической деятельности.

При таких обстоятельствах отказ Департамента в осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства, изложенный в письме от 10.04.2012 N 5929/08, обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.

Апелляционный суд не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент в рамках своих полномочий исполнил все необходимые действия, предусмотренные законодательством, и что им не было допущено нарушений норм действующего законодательства и прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как необоснованные, поскольку процедура согласования выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства не была соблюдена Администрацией, следовательно, Департамент не вправе был отказать Предпринимателю в осуществлении процедуры выбора спорного земельного участка.

Судом отклоняется довод жалобы о том, что суд первой инстанции не обязал Департамент выполнить какие-либо действия по восстановлению нарушенных прав заявителя, на основании того, что обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов по решению суда была возложена на администрацию города Смоленска путем обеспечения процедуры выбора спорного земельного участка, поскольку совершение названных действий относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2012 по делу N А62-3495/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Г. Тучкова

     Судьи
Н.В.Заикина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 20АП-4587/2012
А62-3495/2012
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 октября 2012

Поиск в тексте