ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2012 года Дело N А55-6738/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года

В полном объеме постановление изготовлено 21 сентября 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.09.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2012 по делу NА55-6738/2012 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Самараоблавтотранс» (ИНН 6314020785, ОГРН 1026300894960), г.Самара, об оспаривании решения, с участием в судебном заседании представителя УФАС России по Самарской области Маршовой Г.В. (доверенность от 11.01.2012 N94/6), представители Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области и ОАО «Самараоблавтотранс» не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган) от 05.12.2011 N15710/6 по делу N132-5128-11/28.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Самараоблавтотранс» (далее - ОАО «Самараоблавтотранс»).

Решением от 13.07.2012 по делу NА55-6738/2012 Арбитражный суд Самарской области заявление Министерства удовлетворил.

Антимонопольный орган в апелляционной жалобе просит отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению антимонопольного органа, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.

Министерство апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства и ОАО «Самараоблавтотранс», извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлении представителя антимонопольного органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, антимонопольный орган принял решение от 05.12.2011 N15710/6 по делу N132-5128-11/28, которым признал действия Министерства нарушающими требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N135-ФЗ).

Основанием для вынесения решения послужил вывод антимонопольного органа о заключении Министерством с ОАО «Самараоблавтотранс» договора от 09.10.2010 N28/20-10 об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок автобусами на территории Самарской области в нарушение требований ст.7.2 Закона Самарской области от 09.07.2002 N53-ГД «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области» (далее - Закон N53-ГД) без проведения конкурса и о бездействии Министерства по непроведению конкурса по маршрутам N116 «г. Сызрань (АВ) - г. Октябрьск», N124А «п. Варламово - г. Сызрань (Юго- Западный)», N144 «г. Сызрань (ж/д вокзал) - п. Варламово», N144д «г. Сызрань (АВ) - с. Рамено», N159 «г. Сызрань (АВ) - с. Шигоны», N162 «г. Сызрань (АВ) - с. Балашейка», N177 «г. Самара (ПАВ) - п. Прображенка», N516 «г. Самара (ЦАВ) - с. Богатое», N528 «с. Богородск - г. Самара (ЦАВ)», N532 «с. Языково - г. Самара (ЦАВ)», N588 «п.г.т. Сухудол - г. Самара (ЦАВ)», N626 «с. Фомкино - с. Ерандаево - г. Самара (ЦАВ)», N627 «с. Ерандаево - г. Самара (ЦАВ)», N630 «г. Самара (ЦАВ) - с. Сергиевск», N639 «с. Майское - с. Высокое - г. Самара (ЦАВ)», N640 «г. Самара (ЦАВ) - г. Похвистнево», N684 «г. Отрадный - г. Самара (ЦАВ)», N687 «с. Аверьяновка - г. Самара (ЦАВ)», N695 «г. Самара (ПАВ) - с. Безенчук», N698 «г. Самара (ЦАВ) - с. Алькино», N797 «с. Пестарвка - г. Самара (ЦАВ)», что создало для ОАО «Самараоблавтотранс» преимущественные условия деятельности, а иным хозяйствующим субъектам - необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, что ограничивает конкуренцию.

В соответствии с пп.12 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозки пассажиров и багажа делятся на следующие виды: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Однако в ст.3 Закона N53-ГД (действовал до 24.10.2010) различалось несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам (то есть перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах). То есть законом в числе регулярных пассажирских маршрутных перевозок были предусмотрены и коммерческие перевозки как самостоятельный вид перевозок.

В соответствии с п.«д» ч.2 ст.6 Закона N53-ГД Министерство имело право привлекать перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, то есть, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения конкурса.

Данный факт антимонопольный орган не оспаривает.

Министерство, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляло свою деятельность на основании Закона N53-ГД, в соответствии с которым различались несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам. Закон не обязывал Министерство в том или ином случае заключать конкретные договоры, а предоставлял лишь выбор заключения таких договоров на разные виды перевозок.

Маршруты N116 «г. Сызрань (АВ) - г. Октябрьск», N124А «п. Варламово - г. Сызрань (Юго-Западный)», N144 «г. Сызрань (ж/д вокзал) - п. Варламово», N144д «г. Сызрань (АВ) - с. Рамено», N159 «г. Сызрань (АВ) - с. Шигоны», N162 «г. Сызрань (АВ) - с. Балашейка», N177 «г. Самара (ПАВ) - п. Прображенка», N516 «г. Самара (ЦАВ) - с. Богатое», N528 «с. Богородск - г. Самара (ЦАВ)», N532 «с. Языково - г. Самара (ЦАВ)», N588 «п.г.т. Сухудол - г. Самара (ЦАВ)», N626 «с. Фомкино - с. Ерандаево - г. Самара (ЦАВ)», N627 «с. Ерандаево - г. Самара (ЦАВ)», N630 «г. Самара (ЦАВ) - с. Сергиевск», N639 «с. Майское - с. Высокое - г. Самара (ЦАВ)», N640 «г. Самара (ЦАВ) - г. Похвистнево», N684 «г. Отрадный - г. Самара (ЦАВ)», N687 «с. Аверьяновка - г. Самара (ЦАВ)», N695 «г. Самара (ПАВ) - с. Безенчук», N698 «г. Самара (ЦАВ) - с. Алькино», N797 «с. Пестарвка - г. Самара (ЦАВ) включены в маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, утвержденную приказом Министерства от 21.09.2009 N41.

По настоящему делу не усматривается, что указанные перевозки являлись регулярными пассажирскими перевозками.

Пунктом 2.4.6 договора от 09.10.2010 N28/20-10 на исполнителя (ОАО «Самараоблавтотранс») возложена обязанность осуществлять перевозки по тарифам, не превышающим предельный уровень тарифа, установленного действующим постановлением Правительства Самарской области.

Доказательств, опровергающих довод Министерства о заключении с ОАО «Самараоблавтотранс» договора на осуществление коммерческих перевозок по установленному маршруту, антимонопольный орган не представил.

Как уже указано, согласно п. «д» ч.2 ст.6 Закона N53-ГД Министерство привлекает в соответствии с федеральным и областным законодательством перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным маршрутным перевозкам.

Вывод антимонопольного органа о том, что коммерческие перевозки по установленным маршрутам осуществляются по маршрутам, не входящим в маршрутную сеть, ошибочен, поскольку закон не содержит запрета осуществлять коммерческие перевозки по маршрутам, включенным в маршрутную сеть.

Таким образом, Министерство своими действиями (бездействием) не нарушило требований Закона N135-ФЗ, а также права и законные интересы иных лиц, поскольку при заключении договора с ОАО «Самараоблавтотранс» руководствовалось действовавшим на тот момент Законом N53-ГД.

Аналогичные выводы содержатся в определении ВАС РФ от 04.06.2012 NВАС-4055/12, постановлении ФАС Поволжского округа от 14.12.2011 по делу NА55-4314/2011, постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по делу NА55-6736/2012 и от 16.08.2012 по делу NА55-6743/2012.

На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Министерства.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2012 года по делу NА55-6738/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
В.С.Семушкин
Судьи
А.А.Юдкин
Е.Г.Филиппова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка