• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2012 года Дело N А26-6996/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Старовойтова И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Еминеным И.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" о взыскании 3 324 799 руб. 00 коп. при участии представителей:

истца, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, - Ильинского С.И. по доверенности от 11.04.2012,

ответчика, открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", - Филатовой Ж.В. по доверенности от 10.01.2011,

установил: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, министерство, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ответчик, общество, ОГРН: 1021000921314, ИНН: 1006004155) о взыскании 3 324 799 руб. 00 коп. - ущерба, причинённого лесам.

В обоснование иска министерство ссылается на статьи 26, 102, 104 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объёме.

Ответчик в отзыве на иск, а его представитель в настоящем судебном заседании, заявленные требования о взыскании ущерба не признали, указали на то, что участок задекларирован на основании проекта освоения лесов; водоохранная полоса, предусмотренная проектом освоения лесов, соблюдена; рубка произведена в пределах отвода; событие лесонарушения отсутствует. В течение действия лесной декларации от министерства не поступало замечаний о выявленных несоответствиях в лесной декларации. Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N56-з от 19.12.2008, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду лесной участок, общей площадью 174 375 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером: 10:19:00 00 00:063, расположенный в Муезерском районе Республики Карелия на территории Костомукшского центрального лесничества в кварталах 1-112 Суккозерского участкового лесничества, кварталах 1 - 297 Гимольского участкового лесничества.

Согласно пункту 1.4. договора лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 15.04.2009.

Пунктом 3.4 договора аренды предусмотрено, что пользование лесным участком осуществляется на основании и в соответствии с лесной декларацией.

09 февраля 2010 года обществом была подана лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины в период с 09.02.2010 по 08.02.2011 (листы дела 36-38).

16 сентября 2011 года лесничим Суккозерского участкового лесничества Раткановым Е.В. в одностороннем порядке составлен протокол о лесонарушении N6-с, в котором указано на незаконную рубку деревьев в водоохранной зоне и в эксплутационных лесах в квартале 188 выделы 16, 18, 19, 22 Гимольского участкового лесничества и определен размер причиненного ущерба в общей сумме 3 324 799 руб.

В адрес ответчика было направлено претензионное письмо от 29.09.2011 за исх. N2239 с предложением уплатить сумму ущерба в добровольном порядке (лист дела 73).

Поскольку ответчик добровольно уплату суммы ущерба, причиненного лесам, не произвел, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, являющееся органом исполнительной власти Республики Карелия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и правопреемником Министерства лесного комплекса Республики Карелия, обратилось с исковым заявлением о взыскании ущерба в Арбитражный суд Республики Карелия.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, обязаны его возместить добровольно или в судебном порядке.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, обязано его возместить в полном объеме.

Таким образом, для применения гражданско-правовой ответственности необходимо наличие состава деликтного правонарушения включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и причиненными убытками, вину причинителя вреда.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, по результатам осмотра, проведенного без участия представителя общества, составлен акт приёмки лесосек от 02.06.2011 (листы дела 46-49), согласно которому в ходе его проведения установлено, что в квартале 188, выдела 22, дел. 22 Суккозерского лесничества было выявлено, что фактическая площадь незаконной рубки (с момента составления протокола о лесонарушении от 29.09.2010, явившегося предметом рассмотрения по делу NА26-5626/2011) увеличилась до 3,6 га., а общий объём рубки составил 540 куб. м.

09.09.2011 комиссия ГУ РК «Муезерское центральное лесничество» провела служебную натурную проверку результатов дистанционного мониторинга 2011 года, в том числе в вышеназванных выделах, по результатам которой рекомендовала составить протокол о лесонарушении.

16.09.2011 лесничим Раткановым Е.В. был составлен протокол о лесонарушении N 6-с, в пояснительной записке к которому указано, что при проведении основного освидетельствования выяснилась истинная протяжённость реки Куккозерки (более 10 км.), в связи с чем указанный выдел должен отводиться под выборочную рубку, а не под сплошную.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N14, под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки.

В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Приказом Министерства сельского хозяйства от 08.12.2008 N 529 "О лесной декларации", действующим в спорный период, утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации. В соответствии с пунктом 3 указанного порядка декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

Об использовании леса в квартале 188 выдел 22 Гимольского участкового лесничества обществом было заявлено в лесной декларации от 09.02.2010. Форма и содержание поданной обществом лесной декларации соответствует требованиям Приказа Минсельхоза России от 08.12.2008 N 529 "О лесной декларации".

На указанную делянку составлена технологическая карта разработки лесосек, которая содержит схему разработки лесосеки. Как усматривается из схемы разработки лесосеки (лист дела 102-103), а также составленного к акту приемки лесосек схематического чертежа участка лесного фонда, отведенного под сплошную рубку в квартале 188 делянка 22 Гимольского лесничества, и фактически вырубленной площади в квартале 188 делянка 22, указанная делянка вырублена в пределах отвода.

Довод министерства о том, что обществом осуществлена незаконная рубка леса в водоохраной зоне, которая составляет 100 метров, опровергается материалами дела, в том числе технологической картой разработки лесосек, согласованной с лесничим Суккозерского лесничества Раткановым Е.В., пояснительной запиской Ратканова Е.В к акту освидетельствования мест рубок от 02.06.2011 (лист дела 114), проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ОАО «Сегежский ЦБК», прошедшим в установленном порядке государственную экспертизу (приказ Министерства по природопользованию и экологии РК от 29.12.2010 N408). Согласно разделу 6 Проекта освоения лесов в квартале 188 Гимольского участкового лесничества предусмотрена водоохранная полоса 50 м. Из формы отчета об использовании лесов за январь-декабрь 2010 года, поданной обществом в ГУ РК «Муезерское центральное лесничество» (листы дела 111-112), усматривается, что в квартале 188 выдел 22 обществом заготовлена древесина в объеме 249 куб. м., что соответствует объему заготовки, заявленному ответчиком в лесной декларации.

Из пункта 11 Порядка заполнения и подачи лесной декларации следует, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение 5 дней со дня получения лесной декларации извещает об этом лесопользователя.

В случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений.

Вместе с тем министерство в нарушение пункта 11 Порядка в течение декларируемого периода не направляло обществу требования о внесении соответствующих изменений в декларацию в целях приведения ее в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с пунктом 52 действовавших в спорный период Правил заготовки древесины (утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184) организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1.9. Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N1 (далее - Инструкция) (действующей в спорный период), протокол о лесонарушении должен быть составлен не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения. В протоколе от 16.09.2011 года указано, что нарушение совершено обществом зимой 2009-2010 года, обнаружено 09.09.2011, однако из представленного в материалы дела акта приёмки лесосек (освидетельствования мест рубок) следует, что обнаружено лесонарушение 02.06.2011 (дата его составления). При этом в документах не указаны причины, по которым протокол о лесонарушении составлен спустя более 3 месяцев с момента его обнаружения и совершения.

Поскольку протокол от 16.09.2011 года N 6-с составлен с нарушениями положения Инструкции, являющейся действующим нормативным актом в спорный период, регламентирующим порядок фиксации лесонарушений, а именно пункта 5.1.9. (составление протокола за пределами установленных 10-ти суток) данный документ не может быть признан допустимым доказательством совершения обществом лесонарушения и причинения в результате его совершения вреда лесному фонду.

Учитывая, что истцом не представлены достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие факт совершения ответчиком вменяемых ему лесонарушений и причинения в результате их совершения вреда лесному фонду, суд не усматривает оснований для удовлетворения предъявленного иска.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на истца. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с истца не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090) требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича,4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья

Старовойтова И.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-6996/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 15 октября 2012

Поиск в тексте