• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2012 года Дело N А26-6168/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 17 октября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зеновой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Виролайнен Е.В. (доверенность от 10.01.2012) и Гаркушина Д.А. (доверенность от 01.08.2012), от ответчика: Тарасовой С.А. (доверенность от 11.10.2012) - дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу N 03-17/17-2012, вынесенного заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, установил:

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъектами электроэнергетики являются лица, оказывающие услуги по передаче электрической энергии; энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Как следует из статьи 4 устава, основными видами деятельности ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» является покупка и реализация электрической энергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности). Следовательно, ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» является субъектом естественной монополии.

Частью 5 статьи 8 Федерального закона «Об естественных монополиях» предусмотрено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, далее - Стандарты) субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.

В силу пункта 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;

- опубликования в электронных средствах массовой информации;

- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

К подлежащей обязательному раскрытию информации относятся сведения, в том числе о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене) (подпункт «д» пункта 20 Стандартов).

В соответствии с пунктом 21 Стандартов информация, указанная в подпункте «д» пункта 20 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10 числа.

Подпунктом «и» пункта 4.1.3 Положения «О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» (утверждено приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30) на территориальные органы Федеральной антимонопольной службы возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.

Реализуя указанные полномочия, Карельское УФАС России в ходе проведения осмотра Интернет-сайта ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» по адресу: http:\\ensbereg.ru установило, что заявитель не исполнил предусмотренную пунктами 20 и 21 Стандартов обязанность. Результаты контроля зафиксированы в акте осмотра от 26.04.2012.

По данному факту 02.05.2012 главный специалист-эксперт отдела контроля хозяйствующих субъектов Карельского УФАС России возбудил в отношении ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» дело N 03-17/17-2012 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 22.05.2012 составил протокол об административном правонарушении, в котором указал, что не опубликована предусмотренная подпунктом «д» пункта 20 Стандартов информация за 2011 год и за январь-апрель 2012 года.

27.06.2012 по делу N 03-17/17-2012 вынесено оспариваемое постановление, которым заявителю назначено наказание по статье 9.15 КоАП РФ в виде 200000 руб. штрафа. Указанным решением ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» вменено неопубликование информации за период с июля 2011 года по 26 апреля 2012 года.

Возражая против привлечения к административной ответственности, ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» указывает на то, что неопубликование соответствующей информации в сети «Интернет» обусловлено невозможностью исполнить эту обязанность. Причиной неопубликования является отсутствие установленного законодательством порядка расчета, а также с 01.01.2011 исходных данных, необходимых для расчета нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета.

В отзыве на заявление Карельское УФАС России с требованием не согласно.

В судебных заседаниях представители сторон поддержали свои позиции.

Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом (юридическим лицом) рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Факт неопубликования в электронных средствах массовой информации сведений, предусмотренных в подпункте «д» пункта 20 Стандартов, в спорный период подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

Однако, по мнению суда, с вменением нераскрытия информации в части коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене) нельзя согласиться в связи со следующим.

Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков, а также по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (действовали в спорный период), согласно которым (в редакции, действовавшей в спорный период):

- на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей) по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с пунктами 108(1), 108(2), 110, 111, 111(2) и 111(3) настоящего документа (пункт 106);

- энергосбытовые организации, не относящиеся к указанным в пункте 106 настоящих Правил, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров. При этом к ним не применяются положения пунктов 108-111 настоящих Правил (пункт 107);

- продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется для снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящим документом (пункт 4).

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 Федеральная служба по тарифам Российской Федерации приказом от 21.08.2007 N 166-э/1 утвердила Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии. Согласно этим Правилам (пункт 6 в редакции приказа ФСТ РФ от 03.07.2008 N 249-э) стоимость электрической энергии, поставляемой гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими (ЭСО) и энергосбытовыми (ЭСК) организациями) по регулируемым ценам покупателям на розничных рынках, кроме населения, определяется как произведение тарифа, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующей группы потребителей (для потребителей, рассчитывающихся по двухставочному тарифу, - тарифной ставки за электрическую энергию), и объема электрической энергии, определяемого с учетом коэффициента распределения электрической энергии, поставляемой гарантирующими поставщиками (ЭСО, ЭСК) на розничном рынке по регулируемым ценам (бета).

В этом пункте также указана формула для определения коэффициента бета, определяемого по окончании каждого расчетного периода.

Таким образом, коэффициент бета необходим при расчете стоимости электроэнергии, поставляемой по регулируемым ценам (тарифам), и рассчитывается в том случае, если за расчетный период гарантирующий поставщик на оптовом рынке электроэнергии и мощности покупает часть объема электрической энергии и мощности от общего объема покупки по регулируемым ценам и часть объема электрической энергии и мощности от общего объема покупки по свободным (нерегулируемым) ценам.

Однако, ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» не обладает статусом гарантирующего поставщика и не имеет потребителей-граждан или приравненных к ним в области тарифов групп потребителей.

Согласно статье 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, с 1 января 2011 года энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации продают электрическую энергию (мощность) потребителям по свободным (нерегулируемым) ценам (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категориям потребителей).

Следовательно, ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» осуществляет продажу всего объема электрической энергии юридическим лицам по нерегулируемым ценам, в связи с чем коэффициент бета им в расчете стоимости электроэнергии не применяется, расчет самого коэффициента бета не должен производиться.

Утверждение ответчика о том, что заявитель был обязан указать сведения о коэффициенте бета в виде показателя «0», суд считает несостоятельным ввиду того, что в данном случае такого рода информация не несет смыслового значения для потребителей. Следовательно, отсутствие такой информации на сайте в сети «Интернет» не влечет сокрытие или ограничение доступа к информации о деятельности ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение».

В тоже время суд считает правильным вывод Карельского УФАС России о том, что бездействие заявителя, выразившееся в нераскрытии информации о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупке потерь электроэнергии, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.

Как уже выше указано, с 01.01.2011 ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» осуществляет продажу всего объема электрической энергии юридическим лицам по нерегулируемым ценам.

Невозможность производства расчета нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии заявитель объясняет тем, что законодательством не установлена методика расчета данного показателя, а также тем, что с 01.01.2011 коммерческий оператор оптового рынка (ОАО «Администратор торговой системы») перестал публиковать на своей сайте предельные уровни цен трансляции на розничном рынке для независимых энергосбытовых организаций.

Действительно, порядок расчета свободной (нерегулируемой) цены установлен пунктом 108(1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которому предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком как сумма следующих составляющих:

- средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности), рассчитываемая и публикуемая коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с пунктом 111 настоящего документа;

- величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 111(3) настоящего документа;

- плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемую организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Кроме этого, заявитель ссылается на то, что указанный расчет в соответствии с пунктом 107 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии не применяется в отношении энергосбытовых организаций (он обязателен только для гарантирующих поставщиков).

Между тем, данные обстоятельства, по мнению суда, не препятствуют и, соответственно, не освобождают ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» от выполнения возложенной пунктами 20, 21 Стандартов обязанности, поскольку в подпункте «д» пункта 20 Стандартов указано про обязательное раскрытие сведений именно о расчете показателя, а не его величины. Для заявителя стоимость электроэнергии является договорной, не подлежит регулированию и рассчитывается при согласовании условий договоров с контрагентами. В эту цену включены все составляющие, в том числе ставка покупки потерь электроэнергии. Если расчет этой ставки энергосбытовой организацией не производится, значит, ставка покупки потерь не учитывается заявителем в расчете стоимости продаваемой электроэнергии. В любом случае сведения о расчете относится к сведениям, подлежащим обязательному раскрытию.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о виновности ООО «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» в совершении вмененного правонарушения.

В соответствии с пунктами 18 и 18-1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительность совершенного заявителем правонарушения судом не установлена.

Также суд не усматривает существенных процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении, самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.

Поэтому, предъявленное требование подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать вынесенное 27.06.2012 в городе Петрозаводске должностным лицом Федеральной антимонопольной службы постановление по делу N 03-17/17-2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания «Энергосбережение» (место нахождения: Республика Карелия, г. Кондопога, Новинское шоссе, д. 28, ОГРН 1061039018710) к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным и обоснованным. В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья

Таратунин Р.Б.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-6168/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 17 октября 2012

Поиск в тексте