• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2012 года Дело N А26-5619/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 18 октября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Васильевой Л.А.,

судей Александрович Е.О., Гарист С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Рыжкова Юрия Алексеевич

а к Правительству Республики Карелия

о признании Постановления Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N 125-П недействующим в части при участии представителей:

заявителя, индивидуального предпринимателя Рыжкова Юрия Алексеевича, - Рыжкова Ю.А., паспортные данные проверены; Оленичева М.В., представителя по доверенности от 18.06.2012;

ответчика, Правительства Республики Карелия, - Заболотских Т.П., заместитель начальника юридического отдела Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказа для государственных нужд по доверенности от 20.02.2012;

от Прокурора Республики Карелия - Онуфриевой Н.А., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

третьего лица, Администрации Муезерского муниципального района, - Григолец Ю.А., представитель по доверенности от 18.09.2012;

третьего лица, Совета Муезерского муниципального района, - Григолец Ю.А., представитель по доверенности от 18.09.2012;

третьего лица, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, - не явился,

третьего лица, Администрации Муезерского городского поселения, - не явился; установил:

индивидуальный предприниматель Рыжков Юрий Алексеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Правительству Республики Карелия (далее - Правительство РК), Совету Муезерского муниципального района (далее - Совет) о признании недействующими нормативных правовых актов: Постановления Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N125-П в части подпункта «в» пункта 2 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для вида использования земель и категорий арендаторов, указанных в пункте 11 приложения N 2 к настоящему Положению, пункта 11 Приложения N2 «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов» в части установления базовой ставки по виду использования земельного участка или категории арендатора - «Коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели за земельные участки под объектами торговли и обслуживания, отдельно расположенными административными зданиями и офисными помещениями в Муезерском районе в размере 1080 руб. за кв.м» и пункта 1.1 Приложения N1 к решению Совета Муезерского муниципального района 22 сессии 4 созыва от 18.11.2008 N219 «Об установлении размеров коэффициентов сферы деятельности арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности» в части установления коэффициента сферы (вида) деятельности арендатора «розничная торговля, стационарная торговая сеть: магазины» в размере 0,5.

Определением от 01.08.2012 суд выделил в отдельное производство требование предпринимателя Рыжкова Юрия Алексеевича к Совету Муезерского муниципального района о признании недействующим пункта 1.1 Приложения N1 к решению Совета Муезерского муниципального района 22 сессии 4 созыва от 18.11.2008 N219 «Об установлении размеров коэффициентов сферы деятельности арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности» в части установления коэффициента сферы (вида) деятельности арендатора «розничная торговля, стационарная торговая сеть: магазины» в размере 0,5.

По мнению заявителя, оспариваемое Постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N125-П в оспариваемой части противоречит статьям 1, 22 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N582, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в ряде его постановлений и определений.

В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Республики Карелия.

Определением суда от 01.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия.

Определением суда от 26.09..2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Совет Муезерского муниципального района (далее - Совет), Администрация Муезерского муниципального района (далее - Администрация), Администрации Муезерского городского поселения (далее - Администрация поселения).

В судебном заседании заявитель требование поддержал и пояснил, что между Администрацией Муезерского муниципального района (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Рыжковым Юрием Алексеевичем (арендатор) 17 апреля 2006 года заключен договор N 592 аренды земельного участка, кадастровый номер 10:19:01 01 25, общей площадью 1328 кв.м., расположенного по адресу: п. Муезерский, ул. Гагарина, 31, сроком действия с 17.04.2006 по 12.04.2008, для размещения кафе - столовой (л.д.18-21).

На основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны возобновили договор на тех же условиях на неопределенный срок.

Пунктом 2.1 договора установлено, что арендная плата рассчитывается согласно приложению N 2 (л.д.25) и составляет 28 684,80 руб. в год. В соответствии с указанным приложением N2 расчет годовой арендной платы производится путем умножения базовой ставки арендной платы (установлена согласно пункту 1 Решения 13 сессии 3 созыва Совета Муезерского муниципального района от 30.06.2004 N170: за 1 кв.м - 1,8 руб.) на площадь земельного участка (1328 кв.м).

Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрено, что арендная плата изменяется Арендодателем в одностороннем порядке без согласования с Арендатором в случае изменения базовой составляющей арендной платы, а также в случае изменения методики определения уровня арендной платы за землю. Расчет при этом направляется Арендатору заказным письмом или вручается под роспись.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N125-П утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение). Положением установлен порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, расположенных на территории Петрозаводского городского округа (далее - земельные участки). Согласно подпункту «в» пункта 2 Положения годовая арендная плата за использование земельных участков для видов использования земель и категорий арендаторов, указанных в пункте 4.5 приложения N 1 и пункте 11 приложения N 2 к настоящему Положению, определяется по формуле: А = С x Б x Кс.д. (так указано в тексте опубликованного постановления),

где: А - арендная плата за использование земельного участка в рублях;

S - площадь земельного участка в квадратных метрах;

С - базовая ставка арендной платы за использование земельного участка, установленная в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению в зависимости от категории арендатора и вида использования земель;

Кс.д. - коэффициент сферы деятельности арендатора земельного участка.

Конкретный размер коэффициента устанавливается органами местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельными участками, единым для каждого вида деятельности арендатора в пределах, указанных в приложении N 3 к настоящему Положению.

В соответствии с пунктом 11 Приложения N2 к Положению об арендной плате «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов» базовая ставка по виду использования земельного участка или категории арендатора - «Коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели за земельные участки под объектами торговли и обслуживания, отдельно расположенными административными зданиями и офисными помещениями» в Муезерском районе установлена в размере 1080 руб. за кв.м».

С учетом вышеуказанных правовых положений, а также на основании решения Совета Муезерского муниципального района 22 сессии 4 созыва от 18.11.2008 N219 «Об установлении размеров коэффициентов сферы деятельности арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности» об установлении коэффициента в размере 0,5, сферы (вида) деятельности арендатора «розничная торговля, стационарная торговая сеть: магазины» Арендодатель производит расчет арендной платы по формуле А = С x S x Кс.д., а именно: 717 120 руб. (в год) = 1080х1328х0,5. Ежемесячный размер арендной платы составляет 59 760 руб.

В соответствии с указанным расчетом размер арендной платы увеличился в 25 раз.

По мнению предпринимателя, порядок расчета арендной платы, а также составляющие элементы формулы для ее расчета нарушают принципы экономической обоснованности и предельно допустимой простоты расчета; не учитывают социальные, экономические и иные факторы, что ведет к чрезмерному изъятию доходов арендатора и делает его хозяйственную деятельность значительно менее выгодной по сравнению с тем, на что он рассчитывал при заключении договора аренды земельного участка.

При установлении порядка расчета и базовых ставок Правительством Республики Карелия не приняты во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление N 582).

Несоразмерное, экономически необоснованное увеличение размера ежегодной арендной платы за землю для объектов торговли с учетом использования базовых ставок арендной платы, установленных оспариваемым Постановлением, является недопустимым, существенным образом меняет обстоятельства, из которых исходили стороны при заключении договора аренды.

Установление Правительством порядка для расчета арендной платы за земельные участки, предоставляемые для размещения объектов торговли в Муезерском районе, относится к сфере экономической деятельности и затрагивает права и законные интересы Предпринимателя

Представитель Правительства заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, и пояснила, что методика расчета арендной платы не может устанавливаться для конкретных земельных участков. Установление оспариваемой базовой ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов по виду использования земельного участка или категории арендатора - «Коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели за земельные участки под объектами торговли и обслуживания, отдельно расположенными административными зданиями и офисными помещениями» в Муезерском районе в размере 1080 руб. за кв.м также не может нарушать права заявителя, поскольку указанная базовая ставка подлежит корректировке в зависимости от установленного органом местного самоуправления коэффициента. Отсутствие на момент принятия оспариваемого постановления экономического обоснования, оформленного в виде отдельного документа, не свидетельствует о том, что правительство Республики Карелия не проводило анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация размера расчетных коэффициентов. Правительством был осуществлен анализ методик расчета арендной платы в районах Республики Карелия; принимался во внимание размер арендных платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований, с целью не допустить снижение доходности бюджета.

Представитель Правительства РК, возражая против удовлетворения заявленных требований, также указала, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Республики Карелия и до вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Поскольку арендная плата не относится к налогам, в связи с этим положения статьи 57 Конституции России, а также Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N209-О, на которое ссылается заявитель, неприменимы к рассматриваемому спору. Установление дифференцированных ставок для расчета арендной платы для различных районов Республики Карелия не приводит и не может привести к ограничению конкуренции, поскольку для всех арендаторов установлены равные условия по порядку расчета арендной платы. Земельные участки, расположенные в различных районах Республики Карелия, имеют разный уровень доходности, а также разную кадастровую стоимость, следовательно, базовые ставки для расчета арендной платы во всех районах Карелии не могут быть одинаковыми.

Представитель Администрации и Совета также не согласен с заявлением предпринимателя, поддержала доводы Правительства. Администрация Муезерского городского поселения о времени и месте рассмотрения заявления предпринимателя извещена надлежащим образом, уведомила суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве на заявление предпринимателя находит его требование необоснованными.

Представитель Прокурора Республики Карелия возражала против удовлетворения заявления. Указала, что Прокуратурой Республики Карелия на момент издания оспариваемого постановления проверялась его законность, противоречий нормам действующего федерального законодательства не было установлено.

Карельское УФАС России, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило; уведомило о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Управления. В отзыве на заявление предпринимателя указало, что оспариваемые нормы нельзя отнести к актам, которые в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Дело в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Рыжков Юрий Алексеевич является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ОГРН 304100222500047).

Между Администрацией Муезерского муниципального района (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Рыжковым Юрием Алексеевичем (Арендатор) 17 апреля 2006 года заключен договор N 592 аренды земельного участка, кадастровый номер 10:19:01 01 25, общей площадью 1328 кв.м., расположенного по адресу: п. Муезерский, ул. Гагарина, 31, сроком действия с 17.04.2006 по 12.04.2008, для размещения кафе - столовой (л.д.18-21).

На основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны возобновили договор на тех же условиях на неопределенный срок.

По условиям договора (п. 2.1) сумма годовой арендной платы рассчитывается согласно приложению N 2 (л.д.25) и составляет 28 684,80 руб. в год.

Здание кафе-столовой находится в собственности предпринимателя Рыжкова Ю.А. на основании договора купли-продажи от 30.12.2005, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.04.2011 серии 10-АБ 404440 (л.д.62).

С 30.06.2011 в указанном здании располагается магазин «Магнит» ЗАО «Тандер».

В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с 01.10.2011 Арендодатель изменил порядок расчета арендной платы, производя расчет арендной платы по установленной Постановлением N125-П формуле: А = С x S x Кс.д., а именно: 717 120 руб. (в год) = 1080х1328х0,5. Ежемесячный размер арендной платы составляет 59 760 руб.

Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрено, что арендная плата может быть изменена Арендодателем в одностороннем порядке без согласования с Арендатором в случае изменения базовой составляющей арендной платы, а также в случае изменения методики определения уровня арендной платы за землю. Расчет при этом направляется Арендатору заказным письмом или вручается под роспись.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 июня 2008 года N125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Постановление N125-П) утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение). Постановление было опубликовано в газете «Карелия», N 80 от 24.07.2008 г., и вступило в силу с 01.08.2008 года.

В Положении определена формула для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков (подпункт «в» пункта 2 Положения), утверждены базовые ставки для земельных участков, расположенных в границах населенных ( пункт 11 приложения N 2 к Положению).

Предприниматель не согласился с данными пунктами и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.

Постановление Правительства Республики Карелия от 30 июня 2008 года N 125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» принято в соответствии с Законом Республики Карелия от 3 декабря 2007 года N1135-ЗРК «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в соответствии с которым порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Республики Карелия.

Правительство Республики Карелия установило в Положении порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, как произведение базовой ставки арендной платы за использование земельного участка, установленной в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению в зависимости от категории арендатора и вида использования земель, площади земельного участка и коэффициента, предоставив органам местного самоуправления полномочия по установлению коэффициентов сферы деятельности арендатора земельного участка в пределах, указанных в приложении N 3 к настоящему Положению.

Доводы заявителя судом не принимаются.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", принятым в соответствии со статьями 22 и 65 Кодекса, установлены принципы и правила определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Законом N 137-ФЗ предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Оспариваемое Постановление принято до принятия Постановления N 582. По общему правилу, установленному Постановлением N 582, арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, увеличенной на ставку рефинансирования ЦБ РФ действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.

Статья 1 Кодекса определяет основные принципы земельного законодательства и не применима к рассматриваемому спору.

Арендная плата за землю не относится к налогам и к ней не применимы положения статьи 57 Конституции Российской Федерации и налогового законодательства.

Ссылка заявителя на определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года N 209-О несостоятельна.

Названное определение Конституционного суда Российской Федерации принято по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю». В определении изложена позиция Конституционного суда в отношении средней ставки земельного налога применительно к требованиям определенности норм законодательства о налогах и сборах.

Заявитель не пояснил, какие права и охраняемые законом интересы предпринимателя нарушены постановлением. Судом также не установлено нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановление не ограничивает установленное законодательством право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приобретать земельные участки во владение и пользование по договору аренды.

Величина арендной платы и условия ее определения, установленные договором аренды земель, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, нарушающих права и интересы предпринимателя, поскольку не ограничивают права на аренду земельных участков и не возлагают дополнительных, не предусмотренных законодательством обязанностей. Платность использования земли установлена Земельным кодексом Российской Федерации.

Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод о том, что установленный данным нормативным актом в оспариваемой части размер арендной платы не соответствует доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Нет оснований полагать, что при установлении размера арендной платы упомянутым нормативным актом в его оспариваемой части не соблюдены принципы предсказуемости, предельно допустимой простоты расчета ее размера, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землевладельцев и землепользователей при переоформлении ими прав на земельные участки, а также принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.

Условия договора N592 аренды земельного участка от 17 апреля 2006 года в части установления размера арендной платы и права арендодателя на ее изменение не являются предметом рассмотрения по настоящему делу. Эти условия не могут рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Предпринимателя оспариваемым постановлением.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Отношения по заключению гражданско-правового договора не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

При изложенных обстоятельствах суд находит заявление предпринимателя Рыжкова Ю.А. не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению.

Судебные расходы по настоящему делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина уплачивается физическими лицами в сумме 200 рублей.

Предприниматель при подаче заявления перечислил в бюджет 2000 рублей государственной пошлины. Излишне перечисленные 1800 рублей возврату из федерального бюджета в силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

1. Признать постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в части подпункта «в» пункта 2 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для вида использования земли и категории арендаторов, указанных в пункте 11 приложения N2 к настоящему Положению; пункта 11 Приложения N2 «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов» к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в части установления базовой ставки в размере 1080 по виду использования земельного участка или категории арендатора «индивидуальные предприниматели за земельные участки под объектами торговли» в Муезерском районе соответствующим требованиям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статье 1 Закона Республики Карелия от 3 декабря 2007 года N 1135-ЗРК «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Рыжкову Юрию Алексеевичу отказать.

2. Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя.

3. Возвратить индивидуальному предпринимателю Рыжкову Юрию Алексеевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1800 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру ОАО «Сбербанк России» от 05.07.2012

4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Председательствующий
судья
Л.А.Васильева
Судья
Судья
Е.О.Александрович
С.Н.Гарист

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-5619/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 18 октября 2012

Поиск в тексте