АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2012 года Дело N А26-7830/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 октября 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия

к обществу с ограниченной ответственностью "Кипрей" о взыскании 85 899 руб. 90 коп., при участии представителей:

от заявителя - не явился,

от ответчика - Моторина Игоря Александровича по доверенности от 12.10.2012 года N 13,

установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кипрей" (далее - ответчик, общество) о взыскании 85 899 руб. 90 коп. штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за 2011 год.

В отзыве на заявление ответчик указал, что несвоевременное представление сведений индивидуального персонифицированного учета вызвано обстоятельствами, не зависящими от общества, а именно: сведения отправлены 15.02.2012 года в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора связи (ООО «Тензор»), который ошибочно направил отчет в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия; в результате аварийного завершения работы компьютера из-за перебоев в подаче электроэнергии файл, содержащий сведения индивидуального персонифицированного учета, был поврежден, в связи с чем, сведения поступили в Пенсионный фонд не в полном объеме; 27.02.2012 года специалистом ООО «Экософт» копия информационной базы была восстановлена и сведения направлены в Управление. Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте предварительного судебного разбирательства и судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечил, возражений относительно завершения стадии подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства в первой инстанции не представил. Уведомил суд о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие своих представителей; на требованиях настаивает. Представитель ответчика, явившийся в предварительное судебное заседание, возражений относительно готовности дела к рассмотрению по существу не высказал, считает возможным завершить предварительное судебное заседание и перейти к судебному разбирательству по делу в отсутствие представителя заявителя. Учитывая отсутствие возражений сторон, а также то, что представленных материалов достаточно для разрешения спора по существу, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает оконченной подготовку дела к судебному разбирательству и рассматривает дело по существу в отсутствие представителей заявителя в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве. Не отрицая факта несвоевременного представления сведений индивидуального персонифицированного учета, указал, что данное нарушение произошло впервые, и обществом были приняты все зависящие от него меры по устранению последствий совершенного правонарушения. Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства. Как следует из материалов дела, Управление выявило факт непредставления в установленный срок обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2011 год. При установленном законом сроке представления до 15 февраля 2012 года, такие сведения были представлены 27 февраля 2012 года.

По данному факту составлен акт от 14.03.2012 года N 8 и принято решение от 12.04.2012 года N 8 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 85899,90 руб. Требованием от 10.05.2012 года N 165 Управление предложило страхователю погасить штрафные санкции в срок до 26.05.2012 года. Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Общество в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Статьей 2 названного Закона установлено, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу положений статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования») с 01.01.2011 установлено, что страхователь сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) представляет ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Названной нормой закреплен судебный порядок взыскания суммы штрафа, что означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности. Факт непредставления в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подтвержден материалами дела.

Вместе с тем, частью 4 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело. В данном случае, при рассмотрении материалов проверки Управление не усмотрело в действиях общества наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, установленный частью четвертой пункта 1 статьи 44 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является открытым.

Поскольку общество подтвердило факт аварийного завершения работы компьютера из-за перебоев в подаче электроэнергии, вследствие чего был поврежден файл конфигурации, содержащий сведения индивидуального персонифицированного учета за 2011 год, а также в ходе судебного разбирательства установлено, что правонарушение ответчиком совершено впервые, суд считает возможным снизить размер штрафа до 10 000 руб. Исходя из изложенного, заявленное требование подлежит частичному удовлетворению. Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кипрей" (ОГРН: 1021001119006, ИНН: 1020007246, место нахождения: Республика Карелия, Суоярвский район, п. Поросозеро, ул. Ломоносова, 2-2) в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия (ОГРН: 1021001061620, ИНН: 1016000449) 10000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2011 год. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кипрей" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья

Васильева Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка