• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 ноября 2012 года Дело N А21-4547/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.Б. Семеновой судей Л.В. Зотеевой, И.Б. Лопато

при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой при участии: от истца (заявителя): не явился (уведомлен) от ответчика (должника): не явился (уведомлен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16046/2012) ООО «Управляющая компания «ИВАН» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2012 по делу N А21-4547/2012 (судья А.В. Мялкина), принятое по иску (заявлению) ООО «Управляющая компания «ИВАН» к Территориальному отделу Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и городе Советске о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ИВАН» (место нахождения: 238755, Калининградская область, г. Советск, ул. Титова, д. 3, кв. 3, ОГРН 1083911000690) (далее - общество, ООО УК «ИВАН») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 28.04.2012 N 108 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), вынесенного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и городе Советске (место нахождения: 238710, Калининградская область, г. Неман, ул. Победы, д.12) (далее - Территориальный отдел, административный орган) и представления от 27.04.2012 N76 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением от 04.07.2012 суд удовлетворил заявленное требование общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление и представление Территориального отдела.

В апелляционной жалобе ООО «УК «ИВАН», соглашаясь с резолютивной частью решения, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, изменив мотивировочную часть путем исключения из нее выводов суда о доказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения. По мнению подателя жалобы, его действия не могут быть квалифицированы как обман потребителей, так как начисление жильцам платы за коммунальные услуги осуществлялось на основании поступившего от граждан заявления. Кроме того, вменяемое заявителю неправильное применение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу должно квалифицироваться по статье 14.6 КоАП РФ.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились. Территориальным отделом не представлено возражений против рассмотрения решения суда в апелляционной инстанции в обжалуемой обществом части. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества и административного органа.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, определением от 20.03.2012, по результатам рассмотрения поступившего из Прокуратуры г. Советска обращения гр. Сийм Г.В., проживающей по адресу: г. Советск Калининградской области, ул. Искры, д.19, о нарушении прав потребителей при начислении платы за коммунальные жилищные услуги по электроснабжению в январе 2012 года, уполномоченным должностным лицом Территориального отдела возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО УК «ИВАН», в связи с наличием в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.

В ходе административного расследования Территориальный отдел пришел к выводу о том, что обществом допущено нарушение прав потребителя при начислении платы за коммунальные и жилищные услуги в доме N19 по ул. Искры в г. Советске, а именно: расчет платы за коммунальную услугу электроснабжение за потребленную в местах общего пользования электроэнергию до марта 2012 года осуществляется с использованием формулы расчета платы, не установленной действующим законодательством, в результате чего произошло завышение указанной платы.

13.04.2012 уполномоченным должностным лицом Территориального отдела составлен протокол об административном правонарушении N108, согласно которому общество виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ (л.д.97-99).

Постановлением от 28.04.2012 N 108 общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д.10-11).

27.04.2012 Управлением вынесено представление N76 о принятии в течение месяца со дня получения представления мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения (л.д.13).

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава вменяемого правонарушения в действиях общества, однако установил существенные нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, представление Территориального отдела признано недействительным в связи с недоказанностью наличия фактических оснований для его выдачи.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Статьей 14.7 КоАП РФ установлена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 этого же Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

Объективная сторона правонарушения заключается в следующих противоправных действиях: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи; обман - преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.

В рассматриваемом случае административным органом обществу вменен обман потребителя - взимание с потребителя завышенной платы за коммунальную услугу электроснабжение, рассчитанной способами, не основанными на существующих нормативно-правовых актах.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен разделом III Правил N 307 и определяется по формулам, указанным в Приложении N2 к Правилам N 307, в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных приборов учета.

Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «УК «ИВАН» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Советск Калининградской области, ул. Искры, д.19. Указанный жилой дом оборудован индивидуальными (квартирными) приборами учета и коллективным (общедомовым) прибором учета на места общего пользования.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

С учетом указанного обстоятельства суд первой инстанции посчитал, что расчет платы за электроэнергию должен происходить в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения 2 к настоящим Правилам, по формуле (9).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обществом при исчислении платы за услуги электроснабжения на общедомовые нужды используется порядок расчета размера платы за услуги электроснабжения мест общего пользования за период до марта 2012 года, не соответствующий пунктам 7, 23 Правил N307: из показаний общедомового прибора учета (в январе 2012 года - 3033 кВт/ч) вычитаются показания приборов учета, установленные в жилых и нежилых помещениях (2414 кВт/ч). Остаток делится в равных долях между собственниками помещений на основании коллективного заявления жильцов дома от 20.05.2010 (л.д. 86). При таком порядке исчисления за январь 2012 года на каждую квартиру должно быть начислено 140 руб.31 коп., в то время как согласно представленной квитанции за январь 2012 года за энергоснабжение мест общего пользования начислено 286 руб.72 коп.

Поскольку примененный обществом способ расчета платы за коммунальные услуги не основан ни на одной норме права, противоречит формуле Правил N 307, такое деяние ООО «УК «ИВАН» образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о согласовании метода расчета с жильцами многоквартирного дома, поскольку применение указанного метода не предусмотрено нормами действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, препятствовавших обществу рассчитывать размер платы за электроэнергию по установленным законодательством формулам, не выявлено, что свидетельствует о виновности общества в совершении вменяемого правонарушения.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод суда первой инстанции о наличии состава вменяемого правонарушения в действиях общества.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы общества подлежат отклонению как не соответствующие нормам законодательства в сфере защиты прав потребителей. Вмененное обществу правонарушение правомерно квалифицировано административным органом по статье 14.7 КоАП РФ, так как действия общества не относятся к завышению регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), поскольку обществом при исчислении размера платы за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования, не использовались перечисленные в статье 14.6 КоАП РФ цены, тарифы и т.д., а применялся установленный самостоятельно порядок расчета, не соответствующим нормам действующего законодательства.

Одновременно суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности, что является самостоятельным и безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Судом первой инстанции обоснованно признано недействительным представление Территориального управления от 27.04.2012 N76 в связи с недоказанностью наличия фактических оснований для его вынесения.

Решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 июля 2012 года по делу N А21-4547/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ИВАН» - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.Б.Семенова
Судьи
Л.В.Зотеева
И.Б.Лопато

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А21-4547/2012
13АП-16046/2012
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 ноября 2012

Поиск в тексте