• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2012 года Дело N А74-2591/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «17» октября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «25» октября 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Морозовой Н.А., судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С., при участии, находясь в здании Арбитражного суда Республики Хакасия:

от антимонопольного органа: Андрюшковой И.А., представителя по доверенности от 22.12.2011 N 04-4858,

от третьего лица (открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)»): Азаматовой Е.Н., представителя по доверенности от 26.08.2010; при участии, находясь в здании Третьего арбитражного апелляционного суда: от заявителя: Малышевой Т.Л., представителя по доверенности от 20.08.2012; Левченко Д.А., представителя по доверенности от 01.10.2010,

рассмотрев в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские тепловые сети»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «22» августа 2012 года по делу N А74-2591/2012, принятое судьей Каспирович Е.В.,

установил:

муниципальное предприятие г. Абакана «Абаканские тепловые сети» (далее - предприятие, заявитель, ОГРН 1021900525030, ИНН 1901003640) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - антимонопольный орган, ответчик, ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801) о признании незаконными решения и предписания от 10.04.2012 по делу N 68-А-11.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее - компания ТГК-13), муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Управляющая жилищная компания» (далее - управляющая жилищная компания) и государственная жилищная инспекция Республики Хакасия (далее -жилищная инспекция).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 22.08.2012 не согласно, считает, что причиной ухудшения качества тепловой энергии является технологический режим подачи горячей воды в летний период - тупиковый режим, который не позволяет обеспечивать постоянную циркуляцию воды в то время, когда отключено центральное отопление; качество тепловой энергии при таком режиме зависит от потребления населением горячей воды; не представлены доказательства, подтверждающие, что ухудшение качества тепловой энергии в межотопительнй период происходит по вине предприятия; вывод антимонопольного органа о том, что предприятие и филиал Абаканская ТЭЦ ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» находятся в аналогичный условиях по отношению к своим абонентам, не соответствует действительности.

Антимонопольный орган и открытое акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» представили отзывы на апелляционную жалобу, в котором решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным.

Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Управляющая жилищная компания» и государственная жилищная инспекция Республики Хакасия в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.

Суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела схему теплоснабжения города Абакана как более читаемого варианта данной схемы, имеющейся в материалах дела.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Муниципальное предприятие г. Абакана «Абаканские тепловые сети» зарегистрировано в качестве юридического лица 11 июня 1992 года Абаканской регистрационной палатой за номером 2169, о чем 7 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серии 19 N 0120711.

Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности заявителя является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности являются:

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- деятельность по обеспечению работоспособности котельных;

- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей,

- производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи;

- производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы.

В антимонопольный орган поступило заявление жилищной инспекции о снижении подаваемой предприятием температуры горячей воды на границе раздела в летний период до 40°С и ниже.

Приказом руководителя антимонопольного органа от 7 декабря 2011 года N 388 в отношении предприятия возбуждено дело N 68-А-11 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и создана комиссия по рассмотрению данного дел

а.

27 марта 2012 года комиссией антимонопольного органа в присутствии, в том числе, представителя заявителя, рассмотрено дело N 68-А-11 и оглашена резолютивная часть решения.

10 апреля 2012 года антимонопольным органом принято мотивированное решение по делу N 68-А-11, в соответствии с которым:

1) положение, занимаемое предприятием на товарном рынке услуг по передаче горячей воды в географических границах локальной территории города Абакана, признано доминирующим;

2) заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ограничения поставки тепловой энергии в теплоносителе, то есть снижения температуры поставляемой предприятием горячей воды на границе раздела с абонентами, в частности с управляющими компаниями, в летний межотопительный период до 40°С и ниже, приводящего к снижению качества предоставляемых коммунальных услуг управляющими компаниями;

3) решено выдать предприятию предписание.

10 апреля 2012 года предприятию выдано предписание N 68-А-11, которым предприятию предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и совершить следующие действия:

- разработать мероприятия, обеспечивающие выполнение договорных отношений в части соблюдения параметров температуры горячей воды на границе раздела в летнее время не менее 60°С;

- обеспечить поставку горячей воды абонентам в межотопительный период в соответствии с действующим законодательством, заключенными договорами и утвержденным температурным графиком.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель в установленный законом срок оспорил их в арбитражном суде.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение и предписание от 10.04.2012 по делу N 68-А-11 вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий, соответствуют закону и прав и законных интересов предприятия не нарушают.

Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа от 10.04.2012 по делу N 68-А-11, предприятием допущено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении поставки тепловой энергии в теплоносителе, то есть снижении температуры поставляемой предприятием горячей воды на границе раздела с абонентами, в частности с управляющими компаниями, в летний межотопительный период до 40°С и ниже, приводящее к снижению качества предоставляемых коммунальных услуг управляющими компаниями.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания лица нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить одновременное наличие: хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке; совершение данным лицом действий (бездействия), направленных на злоупотребление доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании частей 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», регионального раздела Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, с долей более 65% на локальном рынке теплоснабжения в г. Абакане, анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по подаче горячей воды в географических границах г. Абакана в пределах магистральных сетей предприятия от 1 марта 2012 года судом первой инстанции правильно установлено и заявителем на оспаривается, что предприятие занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по подаче горячей воды в географических границах локальной территории г. Абакана.

Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Правоотношения в сфере производства и передачи тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), который устанавливает, что тепловая энергия может передаваться потребителю с помощью теплоносителя (горячей воды, водяного пара).

В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении:

качество теплоснабжения - это совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии;

передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения отнесены: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; развитие систем централизованного теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Положениями статьи 17 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

В силу части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Единственным основанием для введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 22 Закона о теплоснабжении является наличие у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии.

Пунктами 3, 5, 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (утратили силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Горячее водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в котором определено, что горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «б» пункта 4).

В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а»); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт «г»).

Согласно пункту 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт «а»); требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт «д»).

В соответствии с пунктом 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, температура горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения необходимо поддерживать не ниже 60°С и не выше 75°С.

Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.

В соответствии с пунктом 2.3.4 Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей), утвержденной РАО «ЕЭС России» 06.07.1998, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана поддерживать температуру сетевой воды в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком.

Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что 10 ноября 2009 года Компанией ТГК-13 в лице филиала Абаканская ТЭЦ (энергоснабжающая организация) и предприятием (абонент) заключен договор на теплоснабжение N 1/24091, предметом которого является отпуск энергоснабжающей организацией абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловой энергии в горячей воде и химически очищенной воды.

В соответствии с пунктом 2.1 данного договора Компанией ТГК-13 установлен следующий режим работы тепловой сети в межотопительный период 2011 года:

- отпуск тепловой энергии с источника теплоты в межотопительный период 2011 года производится по тупиковой схеме теплоснабжения;

- теплоноситель - горячая вода на нужды горячего водоснабжения;

- параметры теплоносителя: температура 75±3 %.

Из анализа представленных Компанией ТГК-13 таблиц параметров горячего водоснабжения в межотопительный период 2011 года следует, что параметры теплоносителя, отпускаемого с источника теплоты - Абаканской ТЭЦ, на границе раздела соответствуют утвержденным.

В целях предоставления жителям многоквартирных домов города Абакана коммунальных услуг управляющая жилищная компания приобретает горячую воду у энергоснабжающей организации - предприятия.

Так, 27 ноября 2009 года управляющей жилищной компанией (абонент) с предприятием (энергоснабжающая организация) заключен договор на поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, предметом которого является обеспечение жилого фонда города Абакана, находящегося в управлении абонента, тепловой энергией и химически очищенной водой для отопления и горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4.1.4, 2.1.2 данного договора предприятие обязуется подавать управляющей жилищной компании тепловую энергию в горячей воде и горячее водоснабжение через присоединенную сеть до границы инженерных сетей многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении абонента и указанных в приложении N 4, 5, 6 договора, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию в горячей воде и горячее водоснабжение в объеме и сроки, установленные настоящим договором.

При выполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами, регулирующими отношения энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергией, нормативными актами органов местного самоуправления.

Договором установлено требование к показателю качества поставляемой тепловой энергии - температура горячей воды на границе раздела в летнее время не менее 65°C. Допустимый уровень снижения качества - в ночное время (с 23-00 до 6-00) не более чем на 5°С. В дневное время (с 6-00 до 23-00) не более чем на 3°С.

Предприятие обязуется поставлять тепловую энергию и горячее водоснабжение в соответствии с параметрами качества, установленными настоящим договором, требованиями ГОСТа, СНиП, санитарными нормами и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.06.2007 по делу N А74-641/2007 об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на поставку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение от 07.12.2006, заключенного между управляющей жилищной компанией и предприятием, пункт 1.4.1.4 договора принят в следующей редакции: температура горячей воды на границе раздела в летнее время не менее 60°С. Допустимый уровень снижения качества - в ночное время (с 23-00 до 6-00) не более чем на 5°С. В дневное время (с 6-00 до 23-00) не более чем на 3°С.

Таким образом, нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу, договорами теплоснабжения температура горячей воды на границе раздела в летнее время предусмотрена не менее 60°С.

Вместе с тем, в течение летнего межотопительного периода 2011 года предприятием допущено снижение температуры поставляемой горячей воды на границе раздела с абонентами, в частности, с управляющими компаниями, до 40°С и ниже. Это привело к снижению качества предоставляемых коммунальных услуг этими управляющими компаниями и ущемлению, тем самым, прав потребителей. Данные обстоятельства не опровергаются заявителем и подтверждаются материалами дела, в том числе: совместными актами проверки состояния объекта теплоснабжения, подписанными представителями предприятия, управляющей жилищной компании, реестром счетов-фактур, ведомостями по перерасчету начисления тепловой энергии, анализами по потреблению тепловой энергии, показаниями приборов учета предприятия, письмами от 8 июля 2011 года, от 27 июня 2011 года N 1645.

Заявитель полагает, что снижение температуры горячей воды происходит из-за технологических особенностей тупикового режима поставки горячей воды и из-за малого водоразбора горячей воды жильцами в ночное время.

Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемой ситуации заявитель обязан принимать действенные меры в целях исполнения своих договорных обязанностей по поставке управляющей жилищной компании горячей воды надлежащего качества и температуры.

Экономическая возможность поставлять горячую воду у предприятия имеется, так как Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия принят приказ от 20.12.2010 N 504-к, устанавливающий для предприятия соответствующие тарифы.

Письмо общества от 07.11.2011 N 2930 с учетом многочисленных последующих пояснений общества не может служить доказательством наличия технологической возможности. Доказательства отсутствия технологической возможности у общества поставлять горячую воду надлежащего качества в материалах дела отсутствуют. Из имеющихся в материалах дела доказательств не следует, что снижение температуры происходит исключительно вследствие снижения водоразбора, что не имеется технологического пути устранения данного недостатка схемы водоснабжения жителей.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 23 Закона о теплоснабжении реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций и организаций, владеющих источниками тепловой энергии, утвержденными уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами в порядке, установленном правилами согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая, в том числе по показателю бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.

На странице 11 оспариваемого решения отражено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства заявитель на вопрос о разработке и принятии программы, предусматривающей мероприятия, обеспечивающие выполнение договорных отношений в части соблюдения параметров температуры горячей воды на границе раздела в летнее время не менее 60°С, сообщил об отсутствии такой программы, а также о том, что такие мероприятия никогда не разрабатывались.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что предприятие злоупотребляет своим доминирующим положением в виде бездействия и нежелания выполнять условия договора. Тем самым монополист в одностороннем порядке воздействует на общие условия обращения товара на товарном рынке, обеспечивая абонентов - управляющие организации, а через них и население, горячей водой в летний межотопительный период не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и договоров, а по своему усмотрению, снижая температуру теплоносителя.

Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, судебных актов, предусматривающих такое сокращение, антимонопольным органом и арбитражным судом не установлено, представителем заявителя не названо и не представлено.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ограничение поставки количества тепловой энергии в теплоносителе, то есть снижение температуры поставляемой предприятием горячей воды на границе раздела с абонентами, в частности, управляющими компаниями, в летний межотопительный период до 40°С и ниже, является злоупотреблением доминирующим положением. Действия (бездействие) предприятия по снижению температуры горячей воды привели к снижению качества предоставляемых управляющими компаниями коммунальных услуг и, тем самым, к ущемлению прав потребителей, что является недопустимым в силу изложенных норм права.

Антимонопольный орган обоснованно указывает, что существующая система центрального теплоснабжения и горячего водоснабжения города Абакана имеет конструктивные особенности (тупиковая схема подачи горячей воды), которая не позволяет обеспечивать постоянную циркуляцию воды в то время, когда отключено центральное отопление, и существует необходимость в проведении мероприятий, обеспечивающих регулировку и наладку магистральных и внутриквартирных сетей теплоснабжения для обеспечения параметров теплоносителя в соответствии с нормативными требованиями, например, реконструкция сетей с установкой подогревателей горячего водоснабжения в центральных тепловых пунктах либо водогрейных котлов с сетевыми насосами. В подтверждение своих доводов антимонопольным органом в материалы дела представлены инвестиционные программы иных теплоснабжающих организаций, городских целевых программ иных регионов. Доказательств, подтверждающих объективную невозможность выполнения предприятием мероприятий, направленных на соблюдение установленных нормативными актами и договором требований к качеству тепловой энергии, в том числе указанных, в материалы дела не представлено. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у предприятия, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по подаче горячей воды в географических границах локальной территории г. Абакана, возможности соблюдать установленные нормативными актами и договором требования к качеству тепловой энергии.

Доводы предприятия о том, что причиной ухудшения качества тепловой энергии является технологический режим подачи горячей воды в летний период - тупиковый режим, который не позволяет обеспечивать постоянную циркуляцию воды в то время, когда отключено центральное отопление; качество тепловой энергии при таком режиме зависит от потребления населением горячей воды; не представлены доказательства, подтверждающие, что ухудшение качества тепловой энергии в межотопительнй период происходит по вине предприятия, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность обеспечивать надлежащее качество тепловой энергии, в том числе в межотопительный период, возложена на предприятие в соответствии с вышеизложенными требованиями нормативных правовых актов и условиями договора от 27.11.2009 на поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения. Предприятием не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих, что именно указанные им причины (потребление воды населением, отсутствие надлежащей циркуляции воды) привели к нарушению требований о качестве поставляемой предприятием тепловой энергии.

Кроме того, как следует из материалов дела, предприятием произведен перерасчет стоимости оказанных им услуг в результате снижения температуры горячей воды в летний период 2011 года в жилых многоквартирных домах города Абакана на общую сумм 1 651 320 рублей 72 копейки.

Доводы предприятия о том, что вывод антимонопольного органа о том, что предприятие и филиал Абаканская ТЭЦ ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» находятся в аналогичный условиях по отношению к своим абонентам, не соответствует действительности, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не входят в предмет исследования по настоящему делу.

При указанных обстоятельствах оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано судом первой инстанции.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предприятия по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на предприятие.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «22» августа 2012 года по делу N А74-2591/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
Н.А.Морозова
Судьи
Г.Н.Борисов
О.А.Иванцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А74-2591/2012
03АП-4551/2012
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 октября 2012

Поиск в тексте