• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 ноября 2012 года Дело N А53-18690/2012

15АП-12243/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Л. А.

судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И. при участии:

от Отдела надзорной деятельности по городу Ростову-на-Дону Главного управления МЧС России по Ростовской области - представитель - Черняков Виталий Михайлович, доверенность от 27.06.2012г., от Товарищества собственников жилья "Солнечный берег" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания товарищество уведомлено надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Солнечный берег" на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 03.09.2012 по делу N А53-18690/2012 принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф. по заявлению Товарищества собственников жилья "Солнечный берег"

к Отделу надзорной деятельности по городу Ростову-на-Дону Главного управления МЧС России по Ростовской области о признании незаконным постановления

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья "Солнечный берег" (далее - ТСЖ "Солнечный берег") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ТСЖ "Солнечный берег") о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2012 г. N 405-111/2012/4 о привлечении товарищества к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Решением суда от 03.09.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности.

Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Солнечный берег" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 03.09.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что основанием для привлечения товарищества к административной ответственности послужило нарушение норм пожарной безопасности, применяемых при строительстве. Вина товарищества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не доказана.

В судебном заседании представитель Отдела надзорной деятельности по городу Ростову-на-Дону Главного управления МЧС России по Ростовской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 24.02.2012 г. сотрудниками Отдела надзорной деятельности по городу Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области проведена плановая проверка по вопросу соблюдения ТСЖ "Солнечный берег" требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Грибоедовский, 6.

В ходе проверки административным органом выявлены нарушения требований ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации».

По результатам проверки в отношении ТСЖ "Солнечный берег" составлен протокол об административном правонарушении от 21.03.2012г. N 405-111/2012/1.

Постановлением Отдела надзорной деятельности по городу Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области от 03.04.2012 г. N 405-111/2012/4 товарищество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 150 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ТСЖ "Солнечный берег" обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 г. (действовавших на момент привлечения товарищества к административной ответственности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 13 ППБ 01-03 во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В силу пункта 15 ППБ 01-03 в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим.

В соответствии с пунктом 34 ППБ 01-03, противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Согласно пункту 37 ППБ 01-03, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в том числе, производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности (пункт 40 ППБ-01-03).

Согласно пункту 41 ППБ 01-03 наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

Пунктом 44 Правил ППБ 01-03 установлено, что двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.

Пунктом 60 ППБ 01-03 предусмотрен запрет на размещение, складирование у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючих (в том числе легковоспламеняющиеся) веществ и материалов.

Мусоропроводы и бельепроводы должны иметь клапаны, предусмотренные проектом. Клапаны должны постоянно находиться в закрытом положении, быть исправными и иметь уплотнение в притворе (пункт 86 ППБ 01-03).

Согласно части 1 статьи 88 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений.

В силу пункта 36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.

В ходе проведенной сотрудниками органа пожарного надзора проверки установлено, что ТСЖ "Солнечный берег" в управляемом им жилом доме допущено нарушение вышеназванных требований пожарной безопасности, а именно: помещения различных классов функциональной пожарной опасности (помещение технического этажа и коридор) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; в помещении электрощитовой допускается размещение горючих материалов; на дверях выхода на кровлю отсутствует информация о месте хранения ключей; в помещении правления ТСЖ и в помещении сантехников на видном месте не вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; ограждения на кровле жилого дома не подвергнуты эксплуатационным испытаниям; руководителем ТСЖ не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам; в организации распорядительным документом не установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены лица, ответственные за их проведение; клапан мусоропровода не имеет уплотнения в притворе; на 1 -13 этажах здания произведены изменения объемно планировочных решений, в результате которых ухудшился доступ к кранам внутреннего противопожарного водопровода, а именно в коридорах перед пожарными кранами устроены перегородки и тамбуры с дверьми; двери эвакуационных выходов ведущих на незадымляемую лестничную клетку не имеют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; на 1 -17 этажах указанного строения произведены изменения объемно планировочных решений, в результате которых уменьшается зона действия системы дымоудаления, а именно в коридорах устроены перегородки и тамбуры с дверьми; в коридоре шестнадцатого этажа отверстия в перекрытии не заделаны строительным раствором или другим строительным материалом.

Таким образом, ТСЖ "Солнечный берег" ненадлежаще выполняло обязательства по обеспечению мер пожарной безопасности. Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела.

Учитывая изложенное, вывод административного органа о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является обоснованным.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что основанием для привлечения его к административной ответственности послужило нарушение норм пожарной безопасности при строительстве жилого дома, что свидетельствует об отсутствии его вины товарищества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Между тем, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Подпунктом "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества при способе управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья обеспечивается таким товариществом.

При этом согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Таким образом, ТСЖ "Солнечный берег", приняв на себя обязательства по содержанию многоквартирного жилого дома, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности.

Выявленные административным органом нарушения требований пожарной безопасности носят устранимый характер и могут быть устранены без изменения конструктивных характеристик жилого дома.

Заявитель не представил доказательств невозможности выполнения требований пожарной безопасности. Выводы отдела пожарного надзора, изложенные в акте проверки от 21.03.2012 г. N 76-5 заявителем не опровергнуты.

Нарушения порядка привлечения товарищества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2012 по делу N А53-18690/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
Л.А.Захарова
Судьи
Н.Н.Смотрова
М.В.Соловьева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-18690/2012
15АП-12243/2012
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 ноября 2012

Поиск в тексте