• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года Дело N А06-1887/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2012 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговского Н.В., судей Борисовой Т.С., Жевак И.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ОГРН 1076164009096 ИНН 6164266561 г.Ростов-на-Дону) в лице филиала открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - «Астраханьэнерго»

на решение арбитражного суда Астраханской области от 26.06.2012 по делу NА06-1887/2012 (судья Сорокин Н.А.) по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ОГРН 1076164009096 ИНН 6164266561 г.Астрахань) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (ОГРН 1023000863390 ИНН 3015011410 г. Астрахань)

о признании незаконным решения от 16.12.2011 по делу N45-К-03-11, третье лицо: собственники жилых помещений многоквартирного дома по ул. Генерала Епишева, д.16 (г.Астрахань), при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - «Астраханьэнерго» - Миронова Л.О. доверенность от 13.01.2012, в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, собственников жилых помещений многоквартирного дома по ул. Генерала Епишева, д.16, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ОАО «МРСК Юга», общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган) от 16.12.2011 по делу N 45-К-03-11, которым действия общества, выразившиеся в угрозе введения полного ограничения режима потребления электрической энергии с 10.06.2011 в многоквартирном доме по ул.Генерала Епишева, д. N 16 были признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции).

Решением арбитражного суда Астраханской области от 26.06.2012 обществу отказано в удовлетворении требования.

Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным решение антимонопольного органа по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, собственников жилых помещений многоквартирного дома по ул. Генерала Епишева, д.16, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 45-К-0З-11 явилась жалоба (вх. N 5982 от 26.07.2011) Б.В.Кожеурова на действия общества по созданию угрозы введения полного ограничения режима потребления электрической энергии с 10.06.2011 в многоквартирном доме по адресу: г. Астрахань ул.Генерала Епишева, д.16.

Приказом антимонопольного органа от 18.11.2011 N 318-п в отношении ОАО «МРСК Юга» по данному факту возбуждено дело N 45-К-03-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

06.12.2012 по результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение о признании действий ОАО «МРСК Юга», выразившихся в угрозе введения полного ограничения режима потребления электрической энергии с 10.06.2011 года в многоквартирном доме по адресу: г. Астрахань, ул. Генерала Епишева 16, незаконными и нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ОАО «МРСК Юга» не согласилось с вынесенным антимонопольным органом решением и обратилось в суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решение антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из материалов дела усматривается, что собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Генерала Епишева, N16, избрали непосредственный способ управления данным домом (протокол общего собрания собственников помещений от 26.07.2009).

В соответствии с договором N 53 от 31.12.2010 по содержанию жилого дома и выполнению работ по ремонту общего имущества, заключенным ООО УК «Жилкомсервис» и собственниками жилых помещений вышеуказанного дома, ООО УК «Жилкомсервис» за плату обязуется выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с актом технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание, предельными сроками выполнения заявок Собственников жилых помещений, калькуляцией работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Оплата коммунальных услуг, предоставляемых собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома соответствующими организациями (поставщиками), производится каждым собственником самостоятельно и настоящим договором не регулируется.

Между ООО УК «Жилкомсервис» и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен договор N 28-600-05433 от 01.01.2008. В соответствии с данным договором гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности) исполнителю для энергоснабжения мест общего пользования потребителей.

ООО УК «Жилкомсервис» направило в адрес ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» письмо от 18.05.2011 исх. N 112, в котором сообщало о расторжении договора N 28-600-05433 с 01.05.2011. Согласно письму от 24.05.2011 исх. N 15-05-12/837, направленному ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в адрес ООО УК «Жилкомсервис», договор N 28-600-05433 считался расторгнутым с 01.06.2011, на основании п.9.2, данного договора, в котором указано, что исполнитель имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии предварительного письменного уведомления гарантирующего поставщика не менее чем за 30 дней до даты расторжения.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» письмом от 24.05.2011 N15-05-12/834 уведомило ОАО «МРСК Юга» о прекращении действия договора энергоснабжения N 28-600-05433 с 01.06.2011.

Согласно письменному пояснению представителя ОАО «МРСК Юга» (вх.10302-1 от 06.12.2011.) 03.06.2011 общество, путем наклейки на входные двери подъездов объявлений (копия объявления заверена печатью ОАО «МРСК Юга»), уведомило жильцов дома N 16 по улице Генерала Епишева о том, что в связи с расторжением договора энергоснабжения между ООО УК «Жилкомсервис» и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», жильцам дома необходимо в срок до 10.06.2011 решить вопрос о заключении договора энергоснабжения на места общего пользования и лифты с ОАО «Астраханская энергосбытовая компания». В случае не урегулирования данного вопроса, будет введено полное ограничение режима потребления электрической энергии с 10.06.2011.

Также в материалах дела имеется дополнение к письменным пояснениям (т.2 л.д. 60), согласно которому представитель ОАО «МРСК Юга» Миронова Л.О., представлявшая интересы ОАО «МРСК Юга» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и участвовавшая в деле при рассмотрении по существу и вынесении решения по антимонопольному делу от 06.12.2011, поясняла, что уведомления о необходимости заключения договора энергоснабжения мест общего пользования были расклеены на фасаде жилого дома по ул. Епишева, 16.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель ОАО «МРСК Юга» пояснял, что общество не расклеивало данные уведомления и никакого отношения к уведомлениям не имеет. Однако как указывалось выше, указанный довод опровергается имеющимися в деле документами.

Из материалов дела усматривается, что согласно письму N АЭ/71/208 от 03.06.2011, направленному в адрес заместителя мэра г. Астрахани по территории Советского района, прокурору Советского района г. Астрахани, Главному управлению МЧС России по Астраханской области об ограничении режима потребления мест общего пользования и лифтов жилых домов 10.06.2011, в соответствии с перечнем, имеющимся в материалах дела, ОАО МРСК «Юга» уведомляет о введении ограничения режима потребления электрической энергии мест общего пользования и лифтов жилых домов в случае неурегулирования договорных отношений с ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в срок до 10.06.2011. В перечень жилых домов входит и жилой дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Генерала Епишева, 16.

Таким образом суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельными доводы общества, что оно не ставило жильцов в известность о полном ограничении подачи электроэнергии в места общего пользования в случае неурегулирования договорных отношений в виде письменного уведомления.

Согласно пункту 88 Основных положении функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Основными положениями и жилищным законодательством Российской Федерации.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0 является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком.

В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 64 Основных положений действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

На основании письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N11356-ЮТ/07 в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Таким образом расчеты за электроэнергию, поставленную в многоквартирный дом, должны производиться ее потребителями в целом с учетом электроэнергии, потребляемой в помещениях общего пользования.

ОАО «МРСК Юга» на основании письма ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» от 24.05.2011 N15-05-12/834 посчитало потребление электроэнергии, поставляемой ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в места общего пользования многоквартирного дома N16 по ул. Генерала Епишева, с 10.06.2011 бездоговорным, сославшись на п.161 Основных положений, в котором установлены основания введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с подп. «в» п. 161 Основных положений ограничение режима потребления может вводиться в том числе в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии.

Согласно п. 151 Основных положений при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

Сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

Из платежных документов, представленных ОАО «МРСК Юга», а также из карточек абонентов, представленных ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», усматривается, что собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Генерала Епишева осуществляли оплату за услуги поставки электроэнергии в период с февраля 2008 года по ноябрь 2011 года, что свидетельствует о наличии заключенных договоров энергоснабжения между собственниками помещений и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Заключение отдельного договора на места общего пользования в жилом доме законодательством не предусмотрено

Таким образом наличие платёжных документов и карточек абонентов, представленных в материалы дела свидетельствует о наличии заключённых договоров между собственниками жилых помещений данного многоквартирного дома и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Неурегулированние надлежащим образом договорных отношений между ОАО Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «МРСК Юга» по договору N 2 в части оказания услуг по передаче электрической энергии на места общего пользования и лифты в многоквартирном доме, расположенном по ул. Генерала Епишева, д.16, не является в соответствии с действующим законодательством (ст. 161 Основные положения N 530) основанием для сетевой организации «ОАО «МРСК Юга» для оповещения потребителей в виде уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии в местах общего пользования и лифтов жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Генерала Епишева д. 16

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Из содержания письменного уведомления следует, что филиал ОАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» имеет намерение ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии заявителю в случае неурегулирования вопросов о заключении договора энергоснабжения, а само уведомление направлено заявителю с целью извещения о таком намерении, т.е. действиями сетевой компании по направлению уведомления создана угроза нарушения права заявителя на получение электроэнергии.

ОАО «МРСК Юга» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным N 61.1.45 (приказ Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 N 208-э), а также в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по передаче электрической энергии» в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО «МРСК Юга» Астраханской области, с долей более 65 процентов (приказ Астраханского УФАС Рос-25.05.2008 N79-п) и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории, охваченной присоединенной сетью ОАО «МРСК Юга» в Астраханской области.

Таким образом на ОАО «МРСК Юга» распространяются требования Закона о защите конкуренции.

Для ОАО «МРСК Юга» уполномоченным органом утверждены тарифы на передачу электрической энергии.

Общество, являясь сетевой организацией и осуществляя передачу электрической энергии, в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон N 147-ФЗ) является субъектом естественной монополии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона N 147-ФЗ положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом Общество при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 (далее - договор N2) ОАО «МРСК Юга» является участником рынка передачи электрической энергии потребителям, имеющим заключенные договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»).

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 26 июня 2012 года по делу N А06-1887/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
Н.В.Луговской
Судьи
Т.С.Борисова
И.И.Жевак

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 12АП-7204/2012
А06-1887/2012
Принявший орган: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 ноября 2012

Поиск в тексте