• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2012 года Дело N А73-8297/2012

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гричановской Е.В. судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А. при участии в заседании:

индивидуального предпринимателя Закраевского Евгения Николаевича, и его представителя по доверенности от 31.05.2012 - Сукачевой Е.А. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска на решение от 18 сентября 2012 года

по делу N А73-8297/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Чаковой Т.И. по заявлению индивидуального предпринимателя Закраевского Евгения Николаевича к Администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Закраевский Евгений Николаевич (далее - ИП Закраевский Е.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о признании незаконным бездействия Администрации города Хабаровска (далее - администрация) по обеспечению выбора земельного участка; обязании в месячный срок обеспечить выбор земельного участка, утвердить схему местоположения границ земельного участка по кадастровой карте от 18.05.2012, предоставленную ИП Закраевским Е.Н. и предоставить в Министерство имущественных отношений Хабаровского края: акт выбора земельного участка (в количестве не менее трех экземпляров) с приложением утвержденных схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, технические условия о возможности подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, информацию, подтверждающую оповещение населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства.

Решением суда от 18 сентября 2012 года требования индивидуального предпринимателя удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование жалобы, заявитель указывает, что законодательством не установлено сроков обеспечения органом местного самоуправления процедуры выбора земельного участка, в связи с чем, полагает неосновательным доводы предпринимателя об имеющемся незаконном бездействии администрации г.Хабаровска, равно как и требование в месячный срок обеспечить такой выбор. Считает, что арбитражный суд делая ссылку на административный регламент Минстроя Хабаровского края, утвержденный приказом Минстроя Хабаровского края от 01.06.2008 N 65, не учел, что положения регламента не распространяются на орган местного самоуправления, поскольку такой документ является локальным актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Заявитель жалобы указывает, что органом, непосредственно организующим работы по формированию земельных участков для целей капитального строительства, является Министерство строительства Хабаровского края. Кроме того, отмечает, что администрацией невозможно исполнить решение суда в части утверждения схемы местоположения границ земельного участка от 18.05.2012, поскольку она не была представлена предпринимателем, что не оспаривалось им в судебном заседании.

В судебном заседании апелляционной инстанции предприниматель и его представитель выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направила, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 17.03.2011 предприниматель обратился в Министерство строительства Хабаровского края с заявлением на организацию работ по формированию земельного участка для строительства капитального объекта.

Постановлением от 10.01.2012 N 61 администрация г. Хабаровска разрешила ИП Закраевскому Е.Н. выбор земельного участка для размещения объекта складского назначения в Хабаровском районе.

Письмом от 25.07.2011 Министерство строительства Хабаровского края информировало ИП Закраевского Е.Н. о том, что его заявление от 17.03.2011 об организации работ по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта складского назначения направлялось в администрацию города дважды. В обеспечении выбора участка отказано.

В ответ на обращение предпринимателя от 05.06.2012, администрация сообщила руководителю приемной Президента РФ в ДФО, что она не имеет возможности обеспечить подготовку акта выбора земельного участка в связи с непредставлением Закраевским Е.Н. достаточной информации по предполагаемому к строительству объекту, предусмотренной пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации - испрашиваемая площадь земельного участка должна быть обоснована схемой генерального плана с учетом параметров застройки для зоны П-2 Правил землепользования и застройки в г. Хабаровске. На чертеже генерального плана должна быть приведена экспликация зданий, сооружений с указанием их этажности, должен быть указан класс вредности производства в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-эпидемиологические правила о нормативы».

Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства о предоставлении предпринимателем 15.11.2011 в Министерство строительства Хабаровского края дополнительно истребуемой информации.

На основании чего 24.11.2011 Министерство строительство Хабаровского края повторно направило в адрес мэра г.Хабаровска заявление предпринимателя об организации выбора земельного участка для строительства объекта складского назначения в Краснофлотского районе г.Хабаровска.

Однако 17.04.2012 Департамент архитектуры, строительства и землепользования запросил ряд дополнительных документов.

ИП Закраевский Е.Н., полагая, что бездействие администрации нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, в том числе право на предоставление земельного участка, обратился заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя требования, обоснованно исходил из обязанности администрации подготовить необходимые документы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется с обязательным выбором земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).

Результаты выбора земельного участка на основании части 5 статьи 31 ЗК РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Таким образом, бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

Анализ изложенных выше нормативных правовых актов свидетельствует о правильности вывода арбитражного суда первой инстанции о наличии у администрации обязанности по подготовке необходимых документов.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального Закона N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации », статьи 1 Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 78 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Хабаровск», пункта 1.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр (в ред. от 18.08.2012 N 281-пр) «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа «Город Хабаровск» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Хабаровск» осуществляется Правительством Хабаровского края в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края.

Поскольку на момент рассмотрения заявления в суде первой инстанции полномочия по организации работ по выбору и формированию земельных участков от Министерства строительства Хабаровского края перешли к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, довод заявителя жалобы в данной части апелляционной коллегией судей подлежит отклонению, как несоответствующей нормам материального права.

Довод заявителя жалобы об отсутствии установленного законодательством срока обеспечения органом местного самоуправления процедуры выбора земельного участка уже был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонен в виду необходимости ограничения сроков во времени для рассмотрения представленных документов со ссылкой на пункт 2.18 Административного регламента Министерства строительства Хабаровского края по предоставлению государственной услуги «Организация работы по выбору и формированию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представляемых для целей, связанных со строительством на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного приказом Минстроя Хабаровского края от 01.06.2008 N65, а также на Административный регламент предоставления государственной и муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов об утверждении схем расположения земельных участков», утвержденным Постановлением Администрации города Хабаровска от 31.05.2011 N1577, которыми установлен 30- ти дневный срок.

Кроме того, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Кроме того, апелляционным судом признается несостоятельным довод администрации о том, что обжалуемое решение в части обязания утвердить схему местоположения границ земельного участка невозможно исполнить в связи с тем, что предприниматель не обращался с заявлением об утверждении схемы в администрацию г.Хабаровска, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица, по заявлению которого выполняется выбор земельного участка предоставлять в орган местного самоуправления схему местоположения границ земельного участка для утверждения.

Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, предпринимателем в письменном отзыве на жалобу подробно на каждый довод заявителя дан исчерпывающий ответ.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным администрацией доводам нет.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 сентября 2012 года по делу N А73-8297/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

     Председательствующий
Е.В.Гричановская
Судьи
Е.И.Сапрыкина
Е.А.Швец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А73-8297/2012
06АП-5330/2012
Принявший орган: Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 ноября 2012

Поиск в тексте