АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2012 года Дело N А51-24246/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2012 года .

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2012 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Киричевской,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Преображенская база тралового флота» (ИНН 2518000814, ОГРН 1022501024512, зарегистрировано 31.07.2002) к Государственной районной инспекции в порту Находка Краснознаменного пограничного управления по Приморскому краю Федеральной службы безопасности Российской Федерации об оспаривании постановления от 28.09.2012 N2459/1569/12

при участии в заседании: от заявителя: не явились, извещены, от административного органа: представитель Максимов А.В., доверенность от 14.03.2012 N21/703/31/1659

установил: общество с ограниченной ответственностью «Преображенская база тралового флота» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР Габитова Д.Х. от 28.09.2012 по делу об административном правонарушении N2459/1570/12 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся материалам дела в отсутствие ОАО «Преображенская база тралового флота».

Как следует из заявления, административным органом на день вынесения оспариваемого постановления не доказана вина должностного лица- капитана судна ПТР «Лучистый». В постановлении N2459/1569/12 от 28.09.2012 неверно указан порядок обжалования, что является существенным нарушением процессуальных требований. Кроме того, согласно письму от 05.07.2010 N2/2846 капитана морского порта Владивосток, выход в рейс судов каботажного плавания осуществляется уведомительным путем в адрес Пограничного управления ФСБ России, в службе государственного портового контроля ФГУ «АМП Владивосток» штампов пограничных органов не требуется.

Административный орган в своем отзыве с требованиями общества не согласился, указал, что, доказательствами, собранными в ходе производства по делу об административном правонарушении подтверждается событие, а также вина ОАО «Преображенская база тралового флота» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ. Общество не имело разрешений в отношении рыболовного судна ПТР «Лучистый» на неоднократное пересечение Государственной границы РФ. Для осуществления деятельности, связанной с пересечением Государственной границы РФ, юридическое лицо должно иметь разрешение от пограничных органов и соблюсти правила пересечения Государственной границы РФ. По мнению представителя, указание неверного порядка обжалования постановления об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку не нарушило прав общества в части сроков и места обжалования.

С учетом отсутствия возражений от лиц, участвующих в деле, относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, суд, руководствуясь п.4 ст.137 АПК РФ, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела, суд установил, что 24 августа 2012 года капитан судна ПТР «Лучистый» судовладельца ОАО «ПБТФ» Коридзе Дмитрий Владимирович получил от судовладельца телеграмму с указанием следовать в Южно-Курильскую экспедицию, и по пути следования на рейде порта Корсакова принять на свой борт старшего инспектора Сахалинского ГМИ Барматова Виталия Вячеславовича с дальнейшей доставкой его на борт РКТС «К. Демидюк» в порту Ольга.

Согласно данным судового журнала судна ПТР «Лучистый» N143/3219 24 августа 2012 года в 13 часов 45 минут судового времени судно ПТР «Лучистый» (бортовой номер Н-0338) судовладельца ОАО «ПБТФ», находящееся под правлением капитана Коридзе Д.В., отошло от причала п. Ольга и направилось в Южно-Курильскую экспедицию.

С 24 августа по 07 сентября 2012 года судно ПТР «Лучистый» неоднократно осуществляло пересечение Государственной границы РФ на въезд в РФ и на выезд в РФ. В том числе, 26 августа 2012 года в 17 часов 40 минут судового времени в координатах 46°15,5'N 143°05,8'Е судно ПТР «Лучистый», находящееся под управлением капитана Коридзе Д.В., вышло из ИЭЗ РФ и вошло в ТМ РФ, то есть осуществило пересечение государственной границы на въезд в РФ.

Отсутствие у ПТР «Лучистый» разрешений уполномоченного органа на неоднократное пересечение Государственной границы РФ судном ПТР «Лучистый» послужило основанием для составления 14.09.2012 начальником государственной районной инспекции Максимовым А.В. в отношении общества протокола об административном правонарушении N 2459/1569/12 и вынесению 28.09.2012 постановления по делу об административном правонарушении N 2459/1569/12, которым ОПО «ПБТФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ с назначением обществу наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 9 Закона о государственной границе, пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации.

Этой же статьей предусмотрено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с названным Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах и заключается в признании законности пересечения границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение границы лицами, транспортными средствами, убывающими из Российской Федерации (статья 12 Закона о государственной границе).

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации включает осуществление пограничного контроля в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Правил получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 560, разрешение на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации российскими судами выдается пограничным органом по месту (порту) регистрации российского судна.

В соответствии с пунктом 33.7 «Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», утвержденного приказом ФСБ России от 17 июня 2010 года N305, «Исполнение государственной функции в отношении судов, осуществляющих перевозку и буксировку в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж), осуществляется в случае пересечения ими государственной границы».

В силу ст. 4 КТМ РФ каботажное плавание предусматривает перевозку и буксировку в сообщении между портами РФ, а в данном случае, судно вышло из порта за пределы Государственной границы Российской Федерации. То есть, для указанного вида деятельности, как каботажный рейс морским судном, обязателен порядок соблюдения правил пересечения Государственной границы РФ.

Маршрут следования ПТР «Лучистый» предполагал пересечение государственной границы РФ после выхода из порта РФ и перед заходом в другой порт РФ.

Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Исследовав в порядке статьи 71, части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что факты пересечения со стороны ПТР «Лучистый» Государственной границы Российской Федерации вне пунктов пропуска и без пограничного контроля, не имея разрешения полученного в установленном порядке на ее пересечение, являются доказанными, что не оспаривается заявителем. При таких обстоятельствах основания для возбуждения дела об административном правонарушении у Инспекции имелись.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается, что общество располагало необходимыми полномочиями и возможностями для соблюдения режима государственной границы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку общество не проявило должной осмотрительности и осторожности, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, то наличие в его деянии вины в совершении административного правонарушения административным органом доказано.

Несостоятелен довод заявителя о том, что согласно письму от 05.07.2010 N2/2846 капитана морского порта Владивосток, выход в рейс судов каботажного плавания осуществляется уведомительным путем в адрес Пограничного управления ФСБ России.

Принцип законности, установленный процессуальным законодательством (ст. 6 АПК РФ) по существу означает полное соответствие судебных актов действующим нормам материального и процессуального права. Арбитражный суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ст. 13 АПК РФ). Все документы, принимаемые государственными и иными органами, не могут изменять закон.

В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в пункте 15 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Коридзе Д.В. является капитаном судна ПТР «Лучистый», то есть должностным лицом ОАО «ПБТФ», выполняющим управленческие (организационно - распорядительные и административно-хозяйственные) функции в указанной коммерческой организации и руководителем производственной единицы, которой является судно ПТР «Лучистый».

Принимая доводы административного органа, суд соглашается с тем, что ОАО «Преображенская база тралового флота», как судовладелец и работодатель было обязано правильно организовывать труд своих работников, а поэтому, несет ответственность в случае несоблюдения со своими работниками норм действующего законодательства в области охраны Государственной границы РФ.

Вступая в правоотношения в области охраны Государственной границы РФ, ОАО «Преображенская база тралового флота» должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Суд проверил соблюдение административным органом процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений норм процессуального законодательства.

Принимая доводы представителя административного органа, суд соглашается с тем, что указание неверного порядка обжалования оспариваемого постановления не является существенным нарушением, поскольку не нарушило прав общества в части сроков и места обжалования.

Как следует из материалов административного дела, при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности от заявителя присутствовал представитель по доверенности Воловик Л.А.

Оспариваемое в рамках настоящего дела постановление обжаловано в установленном законом порядке в установленные сроки. Поскольку общество воспользовалось свои правом на обжалование, указанное процессуальное нарушение не нарушило его права, в связи с чем не является существенным нарушением, влекущим отмену постановления о привлечении к административной ответственности.

Также не установлено дополнительно судом наличия смягчающих вину обстоятельств. Размер наказания применен в пределах санкции части 1 статьи 18.1 КоАП РФ и соответствует тяжести совершенного правонарушения.

Признаков малозначительности правонарушения, совершенного ОАО «Преображенская база тралового флота», судом не установлено в виду следующего.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Поскольку совершенное обществом деяние граничит с уголовным преступлением (статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации), что свидетельствует о его существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, то суд не усматривает признаков малозначительности административного правонарушения.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3 статьи 211 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствуют.

В соответствии с п.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Руководствуясь статьями 167-170,207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Преображенская база тралового флота» об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР Габитова Д.Х. от 28.09.2012 по делу об административном правонарушении N2459/1569/12 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Попов Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка