ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года Дело N А13-7400/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «АгроХолдинг «Устюжна» Быстровой Н.С. по доверенности от 30.05.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АгроХолдинг «Устюжна» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 сентября 2012 года по делу N А13-7400/2012 (судья Попова С.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «АгроХолдинг «Устюжна» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о возложении обязанности установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 34 227 кв.м, с кадастровым номером 35:19:0103011:58, из земель населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенного по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Гагарина, равной его рыночной стоимости - 1 431 000 руб. и направить сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в орган кадастрового учета - филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.

Определением суда от 26 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата»).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 сентября 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы Общества как налогоплательщика земельного налога;

- в процессе рассмотрения дела суд первой инстанции не воспользовался правом назначить экспертизу отчета, подготовленного оценщиком в целях его проверки на соблюдение законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки;

- суд первой инстанции без достаточных правовых оснований пришел к выводу о том, что отчет N 49/12 не является надлежащим доказательством по делу.

Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, отзывы на жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, Общество на основании договора купли-продажи земельного участка от 04.02.2010 приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером 35:19:0103011:0044, площадью 36 384 кв.м, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенный по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Гагарина. Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.03.2010 (свидетельство о государственной регистрации права серии 35-СК N 727313).

На основании решения учредителя указанный земельный участок 22.06.2010 разделен на два земельных участка: площадью 2157 кв.м с кадастровым номером 35:19:0103011:57 и площадью 34 227 кв.м с кадастровым номером 35:19:0103011:58. По земельному участку с кадастровым номером 35:19:0103011:57 внесены сведения о праве собственности Соколова С.Г.

Из земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:58 14.02.2012 путем раздела были образованы: земельный участок с кадастровым номером 35:19:0103011:167, расположенный по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Гагарина, площадью 28 701 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 35:19:0103011:168, расположенный по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Гагарина, площадью 5526 кв.м. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 35:19:0103011:167 находится в собственности Общества, земельный участок с кадастровым номером 35:19:0103011:168 - в собственности Жукова А.Н.

Постановлением правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:0044 установлена в размере 21 541 874 руб. 88 коп.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:58 с 22.06.2010 определена в размере 840 615 руб. 12 коп., с 01.01.2011 исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:0044 (592,07) - в размере 20 264 779 руб. 89 коп.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости N 49/12, выполненному оценщиками Комлевым М.И. и Жиромским М.Б., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:58, определенная по состоянию на 01.01.2011, составляет 1 431 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:58 должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Общество обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.

В соответствии с пунктом 2.1.17. Методических указаний от 12.08.2006 N 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и Общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.

В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.

Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае истец обратился в суд с настоящим иском с целью откорректировать свои налоговые обязательства, возникшие за предыдущий период. Исходя из направленности иска целью истца является внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения кадастровой стоимости земельного участка. Установление судом кадастровой стоимости земельного участок, равной его рыночной стоимости и возложения на Управление Росреестра обязанности направить данные сведения в орган кадастрового учета должно явиться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

При таких обстоятельствах изменение величины кадастровой стоимости земельного участка учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Судом первой инстанции установлено, что земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:58 как объекта права не существует, по решению собственника данный земельный участок был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 35:19:0103011:167 и 35:19:0103011:168, в связи с чем 04.04.2012 снят с кадастрового учета и имеет статус «архивный».

Суд дал правильную оценку требованиям истца как необоснованным, не влекущим к восстановлению его каких - либо нарушенных прав.

Представленному истцом в обоснование иска отчету оценщика N 49/12, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:19:0103011:58, определенная по состоянию на 01.01.2011, составляет 1 431 000 руб., также дана надлежащая правовая оценка. Суд сделал вывод, что данный отчет нельзя принять в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверность указанной, в этом отчете итоговой величины рыночной стоимости перечисленных земельных участков в связи с несоответствием отчета требованиям федеральных стандартов оценки N 1 и N 3, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 сентября 2012 года по делу N А13-7400/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АгроХолдинг «Устюжна» - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Романова
Судьи
А.Я.Зайцева
А.Н.Шадрина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка