ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2012 года Дело N А13-18417/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,

при участии от заявителя Пономаревой В.А. по доверенности от 30.07.2012 N 43 и Трубановой Е.В. по доверенности от 27.11.2012 N 04-02/66, от ответчика Яковлевой О.А. по доверенности от 10.09.2012 и Левинского Д.М. по доверенности от 13.08.2012 N 19,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области и Федерального государственного казенного учреждения «Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2012 года по делу N А13-18417/2011 (судья Докшина А.Ю.),

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вологде (далее - отдел) 3 796 490 руб. 52 коп., в том числе налога на прибыль в сумме 3 339 568 руб. 31 коп., пеней в сумме 122 965 руб. 38 коп. и штрафов в сумме 333 956 руб. 83 коп., на основании решения от 10.08.2011 N 3551.

Определением суда от 02.08.2012 произведена замена отдела на его правопреемника - Федеральное государственное казенное учреждение «Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области» (далее - учреждение, отдел).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2012 по делу N А13-18417/2011 с учреждения взыскано в доход бюджета соответствующего уровня 2 365 285 руб. 78 коп., в том числе 2 080 764 руб. налога на прибыль, 76 557 руб. 94 коп. пеней по налогу на прибыль и 207 963 руб. 84 коп. штрафных санкций.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Налоговый орган с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с учреждения 1 258 804 руб. 31 коп. налога на прибыль, 46 407 руб. 44 коп. пеней и 125 992 руб. 99 коп. штрафных санкций. В обоснование жалобы указывает, что в рамках данного дела не подлежит оценке на предмет соответствия закону вступившее в законную силу решение налогового органа, принятое по результатам камеральной либо выездной налоговой проверки.

Учреждение также подало апелляционную жалобу, в которой считает решение суда незаконным в части взыскания с него налога, пеней и штрафа. Ссылается на то, что средства, поступающие отделу в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Инспекция в отзыве на жалобу учреждения с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной отделом декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, по результатам которой составлен акт от 28.04.2011 N 2506 (том 1, листы 35 - 38), а также с учетом возражений налогоплательщика (том 4, листы 25 - 27) и материалов, полученных в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (том 1, лист 92), принято решение от 10.08.2011 N 3551 (том 1, листы 39 - 43).

Указанным решением отдел привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 333 956 руб. 83 коп. за неполную уплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы. Кроме того, ему начислено 122 965 руб. 38 коп. пеней на недоимку по налогу на прибыль, а также предложено уплатить 3 340 694 руб. недоимки по названному налогу.

На основании вступившего в силу решения инспекции отделу направлено требование N 6890 по состоянию на 25.10.2011(том 1, лист 51) со сроком для добровольного исполнения до 15.11.2011, которым налоговый орган предложил отделу исполнить решение от 10.08.2011 N 3551.

Поскольку отдел в добровольном порядке в установленный срок требование инспекция не исполнил, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с отдела доначисленных сумм налогов, пеней, штрафов.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично.

При рассмотрении данного дела апелляционная коллегия исходит из следующего.

Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьей 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.

В связи с этим инспекция правомерно обратилась в суд за взысканием задолженности с налогоплательщика как бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

На основании пункта 9 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела, решение инспекции от 10.08.2011 N 3551 было получено отделом 24.08.2011, о чем свидетельствует соответствующая запись на почтовом уведомлении о вручении (том 1, лист 44).

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организации оспорить в судебном порядке в том числе ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если эти акты, решения, действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статей 138, 101, 101.2 НК РФ следует, что решение налогового органа о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности может быть оспорено в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.

В рассматриваемом деле решение инспекции от 10.08.2011 N 3551 в апелляционном порядке отделом не обжаловалось и вступило в законную силу.

Проверка судом законности и обоснованности решения налогового органа от 10.08.2011 N 3551 не могла быть предметом рассмотрения в данном деле, поскольку отдел с соответствующим заявлением в арбитражный суд не обращался.

Таким образом, вышеуказанное решение налогового органа не подлежит оценке судом, поскольку уже вступившим в законную силу решением инспекции от 10.08.2011 N 3551 установлена законность и обоснованность начисления ответчику налога на прибыль, соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не отменено вышестоящим налоговым органом, является основанием для инициирования инспекцией процедуры принудительного взыскания начисленных этим решением налогов, пеней и штрафов, в частности, путем направления налогоплательщику требования об уплате соответствующих сумм.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В силу пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Как следует из материалов дела, налоговым органом требование N 6890 по состоянию на 25.10.2011, согласно реестру заказной корреспонденции, направлено отделу 26.10.2011 (том 1, лист 52).

Следовательно, порядок направления требования налогоплательщику в данном случае инспекцией был соблюден, никаких нарушений в части соблюдения налоговым органом формы и содержания требования N 6890 по состоянию на 25.10.2011 судом первой инстанции не выявлено.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства добровольной уплаты отделом доначисленных сумм налога на прибыль за 2010 год, пеней и штрафа, указанных в требовании налогового органа N 6890 по состоянию на 25.10.2011, апелляционная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования налогового органа в части взыскания с отдела на основании решения от 10.08.2011 N 3551 в доход бюджета соответствующего уровня 3 796 490 руб. 52 коп., в том числе налога на прибыль в сумме 3 339 568 руб. 31 коп., пеней в сумме 122 965 руб. 38 коп. и штрафа в сумме 333 956 руб. 83 коп.

Доводы отдела, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к обоснованию неправомерности доначисления ему налога на прибыль по решению налогового органа от 10.08.2011 N 3551, направлены на переоценку вступившего в законную силу решения инспекции и потому не имеют правового значения при рассмотрении данного дела.

Аналогичная позиция содержится и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.10.2012 по делу N А13-12235/2011.

На основании вышеизложенного у суда первой инстанции не было законных оснований для частичного отказа в удовлетворении заявленного инспекцией требования о взыскании с отдела 1 431 204 руб. 74 коп., в том числе 1 258 804 руб. 31 коп. налога на прибыль, 46 407 руб. 44 коп. пеней, а также 125 992 руб. 99 коп. штрафных санкций, на основании решения от 10.08.2011 N 3551.

Руководствуясь статьями 110, 269, 270 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2012 года по делу N А13-18417/2011 отметить в части отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области во взыскании в соответствующие бюджеты с Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области» 1 258 804 руб. 31 коп. налога на прибыль, 46 407 руб. 44 коп. пеней, а также 125 992 руб. 99 коп. штрафных санкций.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 10.07.2012 за основным государственным регистрационным номером 1123525011037, место нахождения: Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 63б, в соответствующие бюджеты 1 258 804 руб. 31 коп. налога на прибыль, 46 407 руб. 44 коп. пеней, 125 992 руб. 99 коп. штрафных санкций, а также 15 826 руб. 58 коп. дополнительно госпошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

     Председательствующий
Н.В.Мурахина
Судьи
Н.Н.Осокина
Н.С.Чельцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка