• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июля 2012 года Дело N А68-657/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Стахановой В.Н., судей Игнашиной Г.Д., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 12 мая 2012 года по делу N А68-657/12 (судья Косоухова С.В.)

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Ювента» - Бочарова Е.В. (доверенность от 22.06.2012, паспорт).

Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Ювента» (далее - Общество, заявитель; 300025, г. Тула, ул. Волнянского, д. 3, а/я 917, ОГРН 1067104034821) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ТУ Росимущества в Тульской области, ответчик; 300600, г. Тула, ул. Сойфера, д. 16, ОГРН 1097154014154), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО «Ювента» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:88, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, р-н Пролетарский, ш. Веневское; об обязании ответчика принять решение о предоставлении ООО «Ювента» указанного земельного участка в собственность на условиях договора купли-продажи.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.05.2012 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, ТУ Росимущество в Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.ст. 121-123 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей ответчика и третьих лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «Ювента» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:

- нежилое здание (корпус цеха N 17), общей площадью 15 000,20 кв.м, лит. А, А1 с пристройками лит А2-А10 и транспортной галереей лит. а, кадастровый номер: 71:00:000000:70:401:002:020252510:0100:20000, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4, корп. 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2007 N 320650 71-АБ;

- нежилое здание (ГРП), общей площадью 8,30 кв.м, лит. Д, кадастровый номер: 71:00:000000:70:401:002:020252510:0500:20000, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4, корп. 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2007 N 320654 71-АБ;

- нежилое здание (склад), общей площадью 1 380,80 кв.м, лит. Б, с открытой платформой лит б, кадастровый номер: 71:00:000000:70:401:002:020252510:0200:20000, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4, корп. 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2007 N 320653 71-АБ;

- сооружение: сарай, площадью 127,60 кв.м, лит. Г1, сарай, площадью 30,70 кв.м, лит. Г4, эстакада протяженностью 40,50 м, лит. Г6; площадка под оборудование, протяженностью 9,03 м, лит. Г7, подъездной железнодорожный путь (от позиции N 1 до позиции N 2 через стрелочный перевод) протяженностью 266,67 м, шпалы 1200 шт., стрелочный перевод 1 шт., лит. 1, условный номер 71-71-01/003/2007-011, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4, корп. 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2007 N 320663 71-АБ;

- нежилое разрушенное здание (склад), лит. В, кадастровый номер: 71:00:000000:70:401:002:020252510:0300:20000, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4, корп. 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2007 N 320652 71-АБ.

Ранее данные объекты являлись федеральной собственностью и принадлежали на праве хозяйственного ведения ФГУП Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова.

Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 71:30:030906:88, местоположение которого следующее: Тульская область, г. Тула, р-н Пролетарский, ш. Веневское. На земельном участке расположено нежилое здание (корпус цеха N 17), адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4, корпус 10, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для закрепления фактически занимаемой территории завода, площадь 29 284 кв.м, кадастровая стоимость 29 022 786 руб. 72 коп.

Данный земельный участок образован на основании распоряжения ТУ Росимущества в Тульской области от 26.07.2011 N 241-р «О принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:39», которым утвержден раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:39, площадью 580 679 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Веневское шоссе, д. 4 и принадлежавшего ФГУП «Машиностроительный завод «Штамп» на праве постоянного (бессрочного) пользования, на 20 земельных участков.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2011 N 01/058/2011-958 земельный участок с кадастровым номером 71:30:030906:88 находится в собственности Российской Федерации (т. 1, л. 63).

ООО «Ювента» обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением от 11.11.2011 на приватизацию земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, а именно: земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:88, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности (т. 1, л. 36).

Одновременно с заявлением Общество представило документы в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.

Рассмотрев представленное Обществом заявление и приложенные к нему документы, ТУ Росимущества в Тульской области направило их в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, о чем свидетельствует письмо от 22.12.2011 N 71-20/9480.

В письме от 22.12.2011 N 71-20/9480 ТУ Росимущества в Тульской области сообщило ООО «Ювента», что представленный Обществом пакет документов направлен на рассмотрение в Росимущество. О принятом по данному вопросу решении ООО «Ювента» будет сообщено дополнительно.

Поскольку решение по заявке Общества от 11.11.2011 до настоящего времени не принято, ООО «Ювента» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия уполномоченного органа.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).

Согласно указанному Перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Пунктом 3 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Росимущество.

На сновании пунктов 5.4, 5.6 Положения Росимущество организует в установленном порядке продажу, в частности, выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет свою деятельность на основании Положения «О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области», утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.

Согласно п. 4.8 данного Положения ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе заключает договоры купли-продажи федерального имущества, по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации.

Таким образом, ТУ Росимущества в Тульской области является органом, полномочным на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи земельного участка.

Как установлено судом и следует из выписки из кадастрового паспорта земельного участка (кадастровый номер 71:30:030906:88) от 01.11.2011 N 71/11\111714, спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов (т. 1, л. 47-57).

При этом в графе 9 «Разрешенное использование» указано: для закрепления фактически занимаемой территории завода.

Земельный участок находится в собственности Российской Федерации, не изъят и не ограничен в обороте, следовательно, данный участок может быть предоставлен в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявители подтвердили свое исключительное право на приватизацию земельного участка, представив все предусмотренные документы согласно Перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, в связи с чем у ТУ Росимущества в Тульской области возникла обязанность по принятию решения в отношении поданной Обществом заявки.

Однако как правильно указал суд первой инстанции, Территориальное управление в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ, а также прав и законных интересов заявителя не приняло решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность, тем самым допустив незаконное бездействие.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» в случае признании действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Суд первой инстанции правильно указал, что в целях устранения допущенного нарушения права заявителя надлежит обязать Территориальное управление Росимущества в Тульской области принять решение о предоставлении ООО «Ювента» земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:88, площадью 29 284 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, Веневское шоссе в собственность на условиях договора купли-продажи.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования ООО «Ювента».

Довод жалобы о том, что ТУ Росимущество в Тульской области не имеет полномочий по осуществлению распоряжением земельными участками без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неправильном толковании заявителем жалобы норм, изложенных в пп. 1, 4 Положения, а также Положении «О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области», утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.

При этом отсутствие поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права собственников объектов недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного им федеральным законодательством.

Данный вывод соответствует правовой практике, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Все фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно в их совокупности и взаимосвязи, в связи с чем обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 12.05.2012 по делу N А68-657/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции

     Председательствующий
судья
В.Н.Стаханова
Судьи
Г.Д.Игнашина
О.А.Тиминская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А68-657/2012
20АП-3082/2012
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 04 июля 2012

Поиск в тексте