• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 декабря 2012 года Дело N А54-5244/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2012 Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 по делу N А54-5244/2012 (судья Мегедь И.Ю.), принятое по заявлению Штучкина Александра Александровича (г. Рязань) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016420) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 21.02.2012, при участии представителя заинтересованного лица - Жигаевой Е.Н. (доверенность от 18.01.2012), в отсутствие представителя заявителя, установил следующее.

Штучкин Александр Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный

суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 21.02.2012.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Заявитель в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 08.02.2012 Штучкиным Александром Александровичем - единственным учредителем - было принято решение N 1 об учреждении общества с ограниченной ответственностью «Строитель», об утверждении устава общества, о назначении на должность генерального директора общества Штучкина А.А.

В связи с этим Штучкин А.А. 14.02.2012 представил в налоговый орган пакет документов для государственной регистрации юридического лица - ООО «Строитель» при его создании, в том числе заявление по форме N Р11001.

По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Инспекцией 21.02.2012 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, направленное Штучкину А.А. письмом от 22.02.2012 N 07-28/138.

Не согласившись с указным решением, Штучкин А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации.

Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Рязанской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ).

В силу статьи 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пункт 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).

Как следует из пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Статьей 12 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица.

Согласно названной статье в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

При этом обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании Законом о государственной регистрации не предусмотрено. Приведенный в статье 23 указанного Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно оспариваемому решению основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица послужило непредставление заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (заявление, содержащее недостоверную информацию, считается неподанным).

При этом из решения налогового органа не усматривается, в чем именно выразилась недостоверность заявленных сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица (форма Р11001).

Судом первой инстанции на основе представленных доказательств установлено, что 14.02.2012 Штучкиным А.А. в составе пакета документов на регистрацию в Инспекцию представлено заявление по форме N Р11001, в котором на странице 02 «Количество обособленных подразделений юридического лица» в пункте 10.1 «филиалов» сведения о количестве филиалов отсутствуют. При этом указана фраза «операции с недвижимостью».

При сопоставлении заявления по форме N Р11001, представленного Штучкиным А.А. 14.02.2012 в налоговый орган, с бланком заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 видно, что вместо фразы «операции с недвижимостью» должно быть указано «сведения указываются в листе И заявления».

Согласно пояснениям заявителя фраза «операции с недвижимостью» отражена в заявлении в связи с технической ошибкой. Заявителем филиалы юридического лица не создавались, поэтому их количество в соответствующей графе не указано и лист И к заявлению не приложен.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие такого рода технической ошибки само по себе не является основанием для отказа в совершении испрашиваемых регистрационных действий в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации.

В данном случае Штучкин А.А. представил в регистрирующий орган заявление по установленной форме, с полным пакетом документов, предоставление которых предусмотрено Законом N 129-ФЗ.

Таким образом, у Инспекции имелась достоверная и достаточная информация для государственной регистрации юридического лица при его создании.

Наличие неточностей, допущенных при заполнении заявления, носит устранимый характер и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку вышеприведенный перечень оснований для отказа в государственной регистрации, перечисленный в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», является исчерпывающим и основания, приведенного регистрирующим органом в оспариваемом решении, не содержит.

Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие прочерка в графе о количестве филиалов свидетельствует о ненадлежащем оформлении заявления, отклоняется судом.

Согласно абзацу 2 пункта 2 требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, если какой-либо раздел заявления или его пункт не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, прочерки не несут смысловой нагрузки, а лишь удостоверяют факт незаполненности графы и сами по себе не влияют на содержание представляемых в регистрирующий орган сведений и не меняют содержание формы заявления.

Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2012 по делу N А54-5244/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
Е.Н.Тимашкова
Судьи
Н.В.Еремичева
Г.Д.Игнашина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А54-5244/2012
20АП-5812/2012
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 05 декабря 2012

Поиск в тексте