• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2012 года Дело N А51-13523/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2012 г. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» (ИНН 2536177331, ОГРН 1062536053788, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2006) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.12.2004)

3-и лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрация г.Владивостока, КГКУ «Приморское лесничество»

о признании незаконным решения, оформленного письмом от 06.04.2012 N01/033/2012-86, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 1753,00 кв. м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Коммуны, 1, «под детскую спортивно-игровую площадку для отдыхающих», об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при участии в заседании: от заявителя: представитель Савчак Н.В. (дов. б/н от 28.12.2011 г.); от Росреестра: не явились, уведомлены надлежаще от администрации г.Владивостока: представитель Савчак Н.В. (дов. от 03.12.2011 г.) от ТУ Росимущества: представитель Смирнова Е.В. (дов. от 09.10.2012 г.) от Управления лесным хозяйством и КГКУ «Приморское лесничество»: не явились, уведомлены надлежаще протокол судебного заседания на компьютере вел секретарь судебного заседания Ушакова Е.В., установил:

Муниципальное казенное учреждение «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке»» (далее по тексту - «заявитель», «учреждение») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - «ответчик», «Росреестр») о признании незаконным решения, оформленного письмом от 06.04.2012 N 01/033/2012-86, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 1753,00 кв. м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Коммуны, 1, «под детскую спортивно-игровую площадку для отдыхающих», и об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.

Одновременно с принятием заявления к производству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление лесным хозяйством Приморского края.

Определением от 11.10.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - «ТУ Росимущества»), администрация г.Владивостока, КГКУ «Приморское лесничество».

В судебное заседание представители ответчика, Управления лесным хозяйством Приморского края и КГКУ «Приморское лесничество» не явились, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

На основании статей 156, 200 АПК РФ суд рассматривает дело без участия указанных лиц.

В обоснование заявленных требований учреждение указало, что Росреестр в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не принимая во внимание представленный на государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством кадастровый паспорт земельного участка, вышел за рамки своих полномочий, выразившихся в оспаривании категории испрашиваемого земельного участка, его целевого назначения, в переоценке предоставленных на регистрацию документов, со ссылкой на сведения предоставленные Управлением лесным хозяйством Приморского края об отнесении земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Коммуны, 1, к категории земель лесного фонда.

Оспариваемый отказ, по мнению заявителя, нарушает его право на приобретение спорного земельного участка и использование его для осуществления экономической деятельности.

Ответчик свое отношение к требованиям заявителя не выразил, письменный отзыв на заявление не представил.

Управление лесным хозяйством Приморского края каких-либо пояснений по требованиям заявителя не представило.

ТУ Росимущества считает требования заявителя необоснованными. Полагает, что испрашиваемый заявителем земельный участок является частью земель лесного фонда и в силу закона отнесен к федеральной собственности, при этом отсутствие данных о государственном кадастровом номере такого участка не влечет прекращения права федеральной собственности. Пояснило, что по состоянию на 29.08.2012 г. спорный земельный участок не включен в реестр федерального имущества, однако указанный факт не означает, что земельный участок не является собственностью Российской Федерации.

Представитель администрации г.Владивостока поддержал позицию заявителя и доводы, изложенные им в заявлении.

КГКУ «Приморское лесничество» по заявленным требованиям возразило. Пояснило, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и входит в часть выделов 2, 4 квартала 44 Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества. Считает, что утверждение Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа не влечет изменение формы собственности и категории земель, в связи с чем у администрации г.Владивостока отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком. Оспариваемый отказ Управление считает законным и обоснованным.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Постановлением администрации г. Владивостока от 18.01.2007 г. N 350 МУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» в постоянное (бессрочное) пользование из земель поселений по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Коммуны, 1 предоставлен земельный участок площадью 1753 кв.м под детскую спортивно-игровую площадку для отдыхающих.

07.02.2012 заявитель обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 1753 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под детскую спортивную площадку для отдыхающих, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 50 м от ориентира по направлению на юго-запад, кадастровый номер земельного участка 25:28:050027:322.

К заявлению были приложены постановление администрации г. Владивостока от 18.01.2007 N 50 и кадастровый паспорт земельного участка.

Письмом от 06.04.2012 г. N 01/033/2012-86 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования со ссылкой на то, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 АПК РФ и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - «Закон N 122-ФЗ») государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

По правилам пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» (далее по тексту - «Закон N137-ФЗ») в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относится, в том числе, земельные участки, предоставленные органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным или унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Закона N137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из изложенного следует, что вплоть до 01.02.2007 (до вступления в действие подпункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае») распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Владивостока, осуществлял орган местного самоуправления.

Соответственно, администрация г. Владивостока в пределах предоставленных ей полномочий распорядилась спорным имуществом - земельным участком общей площадью 1753 кв.м, расположенным в районе ул.Коммуны, д.1 в г.Владивостоке, предоставив его учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимый для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, к которым относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка.

Судом установлено, что вместе с заявлением о государственной регистрации заявитель представил регистрирующему органу постановление администрации г. Владивостока от 18.01.2007 N 350 о предоставлении учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка из земель поселений и кадастровый паспорт спорного земельного участка, то есть все необходимые для государственной регистрации права документы.

Отказывая заявителю в государственной регистрации права, Росреестр исходил из того, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, поскольку расположен на землях лесного фонда.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - «ЗК РФ») установлено, что все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения. Кодекс дифференцирует земли в Российской Федерации на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - «ЛК РФ») границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.

Как предусмотрено в части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).

Исходя из содержания статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов. В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа.

Согласно писем Управления градостроительства и архитектуры г.Владивостока от 23.05.2012 N 7597СП и N 7596СП спорный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:322 видно, что он находится на землях населенных пунктов. Разрешенное использование спорного земельного участка, указанное в кадастровом паспорте, не противоречит градостроительным регламентам, установленным для этой территориальной зоны.

Следовательно, в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.

Учитывая изложенное, вывод Росреестра о нахождении земельного участка на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам. Письмо Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» от 14.02.2012 г. N 243 об отнесении спорного участка к землям лесного фонда с приложением выкопировки из планшета Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества не могут являться доказательствами отнесения спорного участка к землям лесного фонда и, соответственно, к федеральной собственности.

В данном случае суд исходит из того, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 ЗК РФ и статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.

Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» спорный земельный участок не поставлен, соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.

Согласно пояснениям ТУ Росимущество от 12.12.2012 г. спорный земельный участок в реестр федерального имущества не внесен.

Таким образом, Росреестр не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что отказ Росреестра в государственной регистрации права заявителя на спорный земельный участок не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах решение Росреестра, оформленное письмом от 06.04.2012 N 01/033/2012-86, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя спорным земельным участком признается судом незаконным.

Нарушенное право заявителя на основании статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Росреестр осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. суд относит на Росреестр, поскольку требования заявителя удовлетворены судом в полном объёме, а положениями гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленное письмом от 06.04.2012 N 01/033/2012-86, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, общей площадью 1753,00 кв. м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Коммуны, 1, «под детскую спортивно-игровую площадку для отдыхающих» как несоответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

В указанной части решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Комплексное развитие земель в г.Владивостоке» на земельный участок, общей площадью 1753,00 кв. м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Коммуны, 1, «под детскую спортивно-игровую площадку для отдыхающих».

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу Муниципального казенного учреждения «Комплексное развитие земель в г.Владивостоке» 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
О.В.Голоузова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-13523/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 17 декабря 2012

Поиск в тексте