АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2012 года Дело N А51-22071/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2012 года .

Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куриленко В.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мостовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Восточная верфь» (ИНН 2537009643, ОГРН 1022501797064) к обществу с ограниченной ответственностью «Пасифико Марин» (ИНН 2540143494, ОГРН 1082540004360) третьи лица: Федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Приморского края», Российский Морской Регистр Судоходства о признании права собственности, обязании передать техническую и проектную документацию при участии в заседании: от истца: представитель Шокоров Е.В., паспорт, доверенность N 120 от 02.07.2012; представитель Дубровина И.В., паспорт, доверенность N 119 от 02.07.2012; представитель Горовой С.В., паспорт, доверенность N 164 от 18.10.2012 (после перерыва не явился); представитель Елатонцев Н.А., паспорт, доверенность N 121 от 02.07.2012; представитель Попова А.М., паспорт, доверенность N 176 от 18.12.2012 от ответчика: представитель Волошенко Н.И., паспорт, доверенность б/н от 21.09.2012; представитель Волошенко С.Н., паспорт, доверенность от 21.11.2012; представитель Казакова И.Н., паспорт, доверенность б/н от 21.09.2012 от Администрации морского порта: не явились, извещены от Регистра Судоходства: не явились, извещены

установил: открытое акционерное общество «Восточная Верфь» (далее по тексту - истец, ОАО «Восточная верфь») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Пасифико Марин» (далее по тексту - ответчик, ООО «Пасифико Марин») о признании права собственности на строящееся судно с регистровым номером N 100779; устранении нарушения прав на строящееся судно пассажирский катамаран проекта CD342, не связанных с лишением владения путем обязания передать проектную и техническую документацию, а также запрета использовать проектную и техническую документацию на пассажирский катамаран проекта CD342.

Третьи лица - федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Приморского края», Российский Морской Регистр Судоходства (далее по тексту - Регистр, РМРС) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 156 АПК судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся материалам дела.

В судебном заседании 17.12.2012 в порядке ст. 49 АПК РФ истцом уточнено второе требование, просит обязать ООО «Пасифико Марин» передать ОАО «Восточная Верфь» проектную и техническую документацию пассажирского катамарана проекта CD342 с регистрационным номером N 100779.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 17.12.2012 объявлялся перерыв до 19.12.2012 в 17 часов 00 минут. Протокольное определение о перерыве размещено в сети Интернет на сайте Высшего арбитражного суда Приморского края http://my.arbitr.ru, в разделе «Картотека арбитражных дел».

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии представителей истца и ответчика.

Представители истца уточненные требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчика по требованиям возражают в соответствии с доводами, изложенными в отзыве и пояснениях на исковое заявление, пояснили, что ООО «Пасифико Марин» заключили контракт на покупку дизайн проекта с компанией Incat Crowhter Pty Ltd. 28.10.2012, и, обращаясь в РМРС за расширением проекта с технического до технорабочего, передали регистру только ту документацию, которая была получена ответчиком от правообладателя, в связи с чем полагают, что истцом не доказан факт наличия у ответчика документации, принадлежащей истцу.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ОАО «Восточная Верфь» приобрело проект CD342 пассажирского катамарана по контракту на покупку дизайн проекта от 18.08.2010г. с австралийской фирмой Incat Crowhter Pty Ltd.

В целях участия в конкурсе на поставку ОАО «Восточная Верфь» обратилось с письмом N 3173/1 от 27.09.2010г. в Департамент промышленности и транспорта Приморского края с просьбой согласовать указанный проект. Руководителем Департамента 29.09.2010г. данный проект одобрен, что отмечено резолюцией на указанном письме.

15.11.2010г. между Департаментом промышленности и транспорта Приморского края и ОАО «Восточная Верфь» заключен государственный контракт N 7 на поставку морского катамарана в пластиковом корпусе проекта CD342.

Согласно справке Российского Морского Регистра Судоходства от 01.08.2012 на ОАО «Восточная Верфь» ведется строительство катамарана в пластиковом корпусе проекта CD342, которому присвоен номер РС N 100779.

Для осуществления работ по строительству корпуса судна было привлечено ООО «Пасифико Марин». Строящемуся судну был присвоен построечный номер 600.

ООО «Пасифико Марин» обратилось в ФГУ «Российский Морской Регистр Судоходства» с просьбой организовать наблюдение за проектированием и постройкой катамаранов (письмо от 03.08.2010, договор о наблюдении за проектированием N 10.078.170 от 01.11.2010, договор возмездного оказания услуг по освидетельствованию судов в постройке N 11.008.170 от 25.01.2011, заявка на техническое наблюдение при постройке судна N 166 от 25.01.2011). В ходе строительства судна ООО «Пасифико Марин» представляло Дальневосточному филиалу ФГУ «РМРС» проектную, техническую и рабочую документацию в соответствии с заключённым между ними договором N 10.078.170 от 01.11.2010 о наблюдении за проектированием судна проекта СD342.

В целях оформления права собственности на строящееся судно для дальнейшего документального оформления судна и передачи его по окончании строительства покупателю - Администрации Приморского края с регистрацией перехода права собственности на судно на имя покупателя, ОАО «Восточная верфь» обратилось к капитану морского порта Владивосток с заявлением о регистрации строящегося судна - катамарана проекта CD342 построечный номер 600 с приложением документов, предусмотренных п.71 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 09.12.2010 N 277.

В регистрации было отказано на том основании, что в реестре строящихся судов уже содержится запись о зарегистрированных правах другого собственника на строящееся судно с регистровым номером РС N 100779 (отказ N 13/2760 от 08.08.2012). Основанием для регистрации стали заявление ООО «Пасифико Марин», приказ N 1-СD/342/012 от 20.01.2012г., решение единственного участника N 1/11 от 20.01.2011г., акт закладки киля от 25.01.2011г.

Согласно выписке из реестра строящихся судов от 12.09.2012г., выданной капитаном морского порта Владивосток, право собственности на строящееся судно с регистровым номером РС N 100779 зарегистрировано за ООО «Пасифико Марин».

Истец, полагая, что право собственности на судно, строящееся им по государственному контракту, равно как и право на проектную и техническую документацию, приобретённую им для постройки судна, возникает у него, обратился в суд с настоящими требованиями.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Частью 3 ст. 376 , ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ установлено, что право на строящееся судно подлежит государственной регистрации в реестре строящихся судов. Согласно ч.4 ст.33 КТМ РФ Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с п.70 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 09.12.2010 N 277, регистрация прав на строящееся судно производится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

Согласно п.71 Правил необходимыми для регистрации документами являются заявление правообладателя или уполномоченного им лица, договор на постройку судна, письменное подтверждение судостроительной организации о закладке киля или заключения эксперта, подтверждающего проведение равноценных строительных работ.

В данном случае за ООО «Пасифико Марин» было зарегистрировано право собственности на строящееся судно, то есть на создаваемую вещь, право собственности на которую приобретается в соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ООО «Пасифико Марин» выполняло работы по строительству корпуса судна для ОАО «Восточная Верфь» за средства и из материалов, предоставленных ОАО «Восточная Верфь». То есть, все работы, которые производил ответчик по судну РС N 100779, осуществлялись им не для себя, а для ОАО "Восточная Верфь" и за его счёт по заключенному истцом с Департаментом промышленности и транспорта Приморского края государственному контракту N 7 от 15.11.2010г.

Также в арбитражном суде Приморского края рассматривается дело N А51-21082/2012 по заявлению ООО «Пасифико Марин» об обязании ОАО «Восточная верфь» принять работы, выполненные ООО «Пасифико Марин» и подписать акты выполненных работ N13, N14, N15 от 17.10.2011, N11, N10, N9 от 14.06.2012. В рамках указанного дела заявлен встречный иск ОАО «Восточная верфь» к ООО «Пасифико Марин» о взыскании неосновательного обогащения в размере 89 297 356, 59 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 883 116 руб. Таким образом, ООО «Пасифико Марин» не оспаривает факт строительства судна не для себя, а для передачи его ОАО «Восточная верфь» и за счет средств ОАО «Восточная верфь».

Принимая доводы истца, суд согласился с тем, что ответчик не может являться правообладателем строящегося судна РС N 100779, так как не имеет правовых оснований для подачи заявления о государственной регистрации строящегося судна капитану порта. Приказ N 1-СD/342/012 от 20.01.2012г. ООО «Пасифико Марин», решение единственного участника ООО «Пасифико Марин» N 1/11 от 20.01.2011г. о закладке блоков судна не могли стать основанием регистрации права собственности ответчика на спорное судно.

Договор на строительство судна у ответчика отсутствовал, вместе с тем спорное судно строилось по государственному контракту N 7 от 15.11.2010г., заключенному между Департаментом промышленности и транспорта Приморского края и ОАО «Восточная Верфь». Заказчик спорного судна - Департамент промышленности и транспорта Приморского края также считал правообладателем строящего судна ОАО "Восточная Верфь", что подтверждаются обращениями Департамента от 01.08.2012г. N 23-2109, от 02.08.2012г. N 23-2092, направленными капитану морского порта Владивосток, обращением администрации Приморского края в Министерство транспорта РФ от 07.08.2012г. N 1618/4296, письмом Департамента от 10.12.2012г. N 23-3527.

Поскольку ОАО «Восточная Верфь» имело договор на постройку судна, необходимый в соответствии с п.71 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах для регистрации строящегося судна, суд приходит к выводу, что именно ОАО "Восточная Верфь" является действительным правообладателем строящегося судна.

Судом также отклоняется довод ответчика о том, он не приобрел в результате регистрации право собственности на судно, так как, учитывая положения пунктов 70, 71 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, ООО «Пасифико Марин» могло зарегистрировать свое право на строящееся судно только в том случае, если бы строило его для себя, что также подтверждается изложенной в письменной форме позицией регистрирующего органа - Администрации морского порта, который указал, что из представленных ООО «Пасифико Марин» капитану порта документов-оснований следовало, что ООО «Пасифико Марин» является судостроительной организацией, имеющей право строить суда из пластика, и строит спорное судно для себя, на основании чего право собственности ООО «Пасифико Марин» на судно было зарегистрировано в реестре строящихся судов.

Таким образом, наличие зарегистрированного права собственности ООО «Пасифико Марин» на строящееся судно препятствует последующему оформлению права собственности на судно за Департаментом промышленности и транспорта Приморского края (заказчиком по договору N 7 от 15.11.2010), приобретающим это право в порядке п.1 ст. 218 ГК РФ. Кроме того, наличие зарегистрированного права собственности на строящееся судно за ООО «Пасифико Марин» предоставляет последнему юридическую возможность распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, чем нарушаются права ОАО «Восточная Верфь».

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик, выполняя работы по строительству судна, использовал проектную и техническую документацию, которую приобрело ОАО «Восточная верфь» по контракту на покупку дизайн проекта от 18.08.2010г. с австралийской фирмой Incat Crowhter, а также изготовленную истцом самостоятельно, что подтверждается письмом ОАО «Восточная верфь» от 27.09.2010г. N 520/3173/1 с резолюцией директора Департамента промышленности и транспорта Приморского края, утвержденными Техническими требованиями на разработку рабочей конструкторской документации (РКД) катамаранов проекта IC1075, CD342, а также обращением ООО «Пасифико Марин» N 05716 от 17.08.2010г. в Дальневосточный филиал РМРС об оказании услуг Регистра в отношении строящегося судна, где ответчик указывал проектные данные судна согласно дизайн проекта CD342, приобретённого ОАО «Восточная Верфь», обращением ООО «Пасифико Марин» от 03.10.2012 N ПМ /11-248 в ФГУ «РМРС» о рассмотрении дополнительного комплекта документации проекта СD342 при расширении его с технического до технорабочего.

В предоставленной РМРС на обозрение суда документации имеется контракт между ОАО “Восточная верфь” и проектантом Incat Crowther от 18.08.2010. В одобренной РМРС спецификации судна CD342-820, являющейся неотъемлемой частью проектной документации Incat Crowther, и содержащей в себе описание судна и его тактико-технические характеристики, в графе клиент указано ОАО «Восточная верфь» - что подтверждает, что судно проекта CD342 регистровый номер N 100779, являющееся предметом настоящего спора, проектировалось именно на основании контракта от 18.08.2010 между ОАО “Восточная верфь” и Incat Crowther.

Из проектной и технической документации следует, что большинство документов имеет условное обозначение код «АКИЛ», которое имеет право использовать только ОАО «Восточная верфь» в соответствии с ГОСТ 2.201-80, МО11.036-82 «Инструкция о порядке применения кодов организаций разработчиков» и «Классификатор ЕСКД. Перечень кодов» (письмо НП «Дальневосточный региональный Центр по сертификации, научно-технической экспертизе и системам качества - СЕНТЭСК» N 015а-211 от 10.12.2012).

Также в проектной документации, представленной РМРС на обозрение суда, содержатся документы, выполненные сторонними организациями (ЗАО «ВЕК Технология», ОАО «ВП ЭРА») по договорам с ОАО «Восточная верфь» и переданные последнему по актам приема-передачи конструкторской документации, что подтверждается штампами этих организаций в представленных регистром документах.

Вышеизложенное опровергает довод ответчика о том, что при строительстве судна ответчик использовал свою проектную и техническую документацию и доказывает, что строительство судна осуществлялось по проекту, приобретённому истцом на основании контракта от 18.08.2010г., а также по проектной и технической документации, разработанной самим истцом и приобретённой последним по договорам со сторонними организациями.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Судом установлено, что фактически между истцом и ответчиком сложились подрядные отношения, регулируемы главой 37 ГК РФ.

На момент предъявления иска истец владеет строящимся судном РС N 100779, однако не может выполнить условия п.9.1 государственного контракта N 7 от 15.11.2010г. с Департаментом промышленности и транспорта Приморского края о передаче технической документации, чертежей на корпус, системы и механизмы, устройства, находящихся у ответчика.

Кроме того, использование ответчиком данной документации влечёт убытки истца по условиям контракта на покупку дизайн проекта от 18.08.2010г., поскольку в соответствии с разделом 4 контракта повторное использование проекта влечёт выплаты автору (дизайнеру) проекта определенных сборов.

Учитывая изложенное выше, требования истца об обязании передать проектную и техническую документацию подлежат удовлетворению на основании ст. 726 ГК РФ. Статьей 12 ГК РФ предусмотрена свобода выбора заявителя в способах защиты нарушенных прав.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать право собственности открытого акционерного общества «Восточная Верфь» на строящееся судно пассажирский катамаран проекта СD342 с регистровым номером N 100779.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пасифико Марин» передать открытому акционерному обществу «Восточная Верфь» проектную и техническую документацию пассажирского катамарана проекта СD342 с регистровым номером N 100779.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
В.И.Куриленко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка