ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2012 года Дело N А57-12965/12

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговского Н.В., судей Борисовой Т.С., Жевак И.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Славянский стиль» (ОГРН 1026403045987, ИНН 6453058546 г. Саратов)

на решение арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012 по делу N А57-12965/2012 (судья Лескина Т.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Славянский стиль» (ОГРН 1026403045987, ИНН 6453058546 г. Саратов) заинтересованные лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003 г. Саратов), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1126450007155 ИНН 6450056004 г. Саратов), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Мир торговли» (ОГРН 1026406132592 ИНН 6453066716 г. Саратов), Комаров Олег Константинович (г. Саратов) о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 25.05.2012 года N 1070, при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Мир торговли» - Седов В.В., по доверенности от 17.09.2012, Смотрина М.А., по доверенности от 02.04.2012,

от администрации муниципального образования «Город Саратов» - Чеконов Е.Ф., по доверенности от 07.03.2012 N01-03/19,

от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» - Животикова Ю.О., по доверенности от 12.05.2012 N14/902-04-014ж,

от Комарова Олега Константиновича - Седов В.В., по доверенности от 03.10.2012, Смотрина М.А., по доверенности от 03.10.2012,

от общества с ограниченной ответственностью «Славянский стиль» - Седов В.В., по доверенности от 17.09.2012, Смотрина М.А., по доверенности от 02.04.2012,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Славянский стиль» (далее -ООО «Славянский стиль», общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Администрация) от 25.05.2012 N1070 «Об отказе в предоставлении ООО «Славянский стиль» разрешения на право организации универсального розничного рынка «Славянский», об обязании Администрации на основании ранее поданного заявления и приложении к нему вынести постановление о выдаче ООО «Славянский стиль» разрешения на право организации универсального розничного рынка «Славянский» по адресу: г.Саратов, 3-я Дачная, пл. им. В.И. Ленина и выдать ООО «Славянский стиль» разрешение на право организации универсального розничного рынка «Славянский» в течение двух рабочих дней со дня оглашения решения, о взыскании судебных расходов.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012 ООО «Славянский стиль» отказано в удовлетворении требования о признании недействительным постановления Администрации от 25.05.2012 N 1070 «Об отказе в предоставлении ООО «Славянский стиль» разрешения на право организации универсального рынка «Славянский».

ООО «Славянский стиль» возвращена из федерального бюджета госпошлина в сумме 2000 руб.

Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным постановление Администрации, обязать Администрацию на основании ранее поданного заявления и приложении к нему вынести постановление о выдаче обществу разрешения на право организации универсального розничного рынка «Славянский» по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 23.01.2004 Администрацией г.Саратова вынесено постановление N5А-71 о переоформлении ООО «Славянский рынок» права бессрочного (постоянного) пользования на право аренды сроком на 49 лет на земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, находящийся по адресу: г.Саратов, 3-я Дачная.

11.03.2004 между Администрацией г.Саратова и ООО «Славянский рынок» заключен договор аренды N233 земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, расположенного по адресу: г.Саратов, 3-я Дачная, площадью 4365 кв.м., с разрешённым видом использования: вещевой рынок, сроком с 23.01.2004 по 23.01.2053.

11.01.2005 между ООО «Славянский рынок» и ООО «Славянский стиль» заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с которым право аренды на земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, расположенный по адресу: г.Саратов, 3-я Дачная, площадью 4365 кв.м., с разрешённым видом использования: вещевой рынок, сроком с 23.01.2004 по 23.01.2053, по договору N253 от 11.03.2004 перешло к ООО «Славянский стиль».

31.10.2007 заключено соглашение об изменении договора аренды земельного участка N253 от 11.03.2004, в соответствии с которым в связи с проведенным межеванием и образованием новых объектов землеустройства площадь предоставленного в аренду земельного участка 4365 кв.м. разделена на 2613 кв.м. кадастровый номер 64:48:04 08 19:0162 и 1752 кв.м. кадастровый номер 64:48:04 08 19:0161.

06.07.2007 на основании постановления Администрации г.Саратова N526 ООО «Славянский стиль» сроком на пять лет было выдано разрешение на право организации розничного рынка по адресу: г.Саратов, пр-кт 50 лет Октября, 93 В.

18.04.2012 ООО «Славянский стиль» обратилось в Администрацию с заявлением N28 о выдаче разрешения на право организации универсального рынка «Славянский» на земельном участке с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, расположенном по адресу: г.Саратов, 3-я Дачная, пл. им. В.И. Ленина.

Постановлением N1070 от 25.05.2012 Администрацией отказано ООО «Славянский стиль» в предоставлении разрешения на право организации универсального розничного рынка. Основанием для отказа послужило то, что рынок организуется в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», а градостроительной документацией размещение рынков по адресу: г.Саратов, 3-я Дачная, площадь имени В.И. Ленина не предусмотрено.

Уведомлением от 25.05.2012 N01-11-02-01/296 Администрация уведомила ООО «Славянский стиль» об отказе в предоставлении разрешения на право организации универсального розничного рынка «Славянский», расположенного по адресу: г.Саратов, 3-я Дачная, площадь им. В.И. Ленина.

Общество не согласилось с постановлением Администрации и обратилось в суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что постановление Администрации является обоснованным и принято с соблюдением положений действующего законодательства.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.

На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N271-ФЗ от 30.12.2006 года «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N271-ФЗ) рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.

Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 5 Федерального закона N271-ФЗ разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления). В этом заявлении должны быть указаны:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

3) тип рынка, который предполагается организовать.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N271-ФЗ для предоставления разрешения заявителю также необходимы представить в орган местного самоуправления следующие документы:

1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее удостоверенная копия, включающая сведения о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица;

3) удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N271-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона N271-ФЗ орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах.

Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления этого заявления. В случаях, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, срок рассмотрения этого заявления не может превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления заявления. В течение указанного срока орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении, которое оформляется соответствующим правовым актом.

Согласно статье 7 Федерального закона N271-ФЗ заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона;

2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона;

3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.

Таким образом одним из оснований для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения на организацию универсального рынка является предоставление документов, содержащих недостоверные сведения.

Суд первой инстанции установил, что заявитель в качестве объекта недвижимости, где предполагается организовать универсальный рынок, заявил находящийся у него в аренде земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044.

Однако в соответствии с соглашением от 31.10.2007 «Об изменении договора аренды земельного участка N253 от 11.03.2004 года» (зарегистрировано 12.11.2007) земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044 площадью 4365 кв.м. в связи с проведённым межеванием был разделён на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0162 площадью 2613 кв.м., земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0161 площадью 1752 кв.м.

Таким образом земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044 площадью 4365 кв.м. в настоящее время не существует и снят с кадастрового учёта.

Земельные участки с кадастровым номером 64:48:040819:171, площадью 383 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040819:0162, площадью 2613 кв.м., 64:48:040819:0161, площадью 1752 кв.м., с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0163 площадью 1581 кв.м., с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0164 площадью 2188 кв.м., с кадастровым номером 64:48:04 08 19:172 площадью 490 кв.м. до обращения заявителя за разрешением на организацию универсального рынка, объединены в одну территорию, на которую ООО «Мир торговли», ООО «Славянский стиль» и Комарову О.К. выдан градостроительный план земельного участка N RU64304000-0235/09 от 14.08.2009 года.

На основании градостроительного плана земельного участка N RU64304000-0235/09 от 14.08.2009, и заявления исх. N 57 от 17.09.2009 ООО «Мир торговли», ООО «Славянский стиль» и Комарова О.К., Администрацией 26.09.2009 выдано разрешение N RU 64304000-202 на строительство объекта капитального строительства - рынка, площадью застройки 6839,45 кв.м., этажностью -2, общей площадью здания 7637,8 кв.м., строительным объемом 78909, 376 кв.м.

Таким образом заявитель совместно с ООО «Мир торговли» и Комаровым О.К., до обращения ООО «Славянский стиль» в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на организацию на земельном участке с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044 универсального рынка, определили необходимость начала строительства объекта капитального строительства - рынка.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешение на строительство объекта капитального строительства, в который включен проект организации строительства.

В соответствии с проектом организации строительства территория строительной площадки огораживается постоянным ограждением, а участки производства временным ограждением по ГОСТ 12.4.059-89 ССБТП. Во время работ на строительной площадке исключается нахождение посторонних лиц. Строительная площадка оборудуется необходимыми знаками безопасности и наглядной агитацией.

На строительной площадке предусмотрена работа гусеничного крана МКГ-25 БР.

Разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего объекта до настоящего времени не выдавалось.

Таким образом на земельном участке, на котором ООО «Славянский стиль» испрашивал разрешение на организацию универсального рынка, на основании выданного разрешения им же осуществляется строительство объекта капитального строительства - рынка, и фактически расположен объект незавершённого строительства.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Разрешение на строительство является документом, дающим застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства и соответственно градостроительной документацией.

Организация универсального рынка на земельном участке, на котором осуществляется строительство объекта капитального строительства, противоречит выданному разрешению на строительство.

В соответствии пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N271-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона N271-ФЗ деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона N271-ФЗ розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Статьей 12 Федерального закона N271-ФЗ предусмотрены требования к оборудованию рынка (имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Учитывая, что на земельном участке, на котором ООО «Славянский стиль» испрашивал разрешение на организацию универсального рынка, осуществляется строительство объекта капитального строительства - рынка, то ООО «Славянский стиль», будучи управляющей компанией, до окончания строительства не могло бы обеспечить соблюдение требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N271-ФЗ.