ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2012 года Дело N А12-12236/12

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2012 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговского Н.В., судей Борисовой Т.С., Жевак И.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро» (ОГРН 1023402971272 ИНН 3443029580 г. Волгоград)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19.09.2012 по делу N А12-12236/2012 (судья Маслова И.И.) по заявлению индивидуального предпринимателя Орешкиной Людмилы Владимировны (Волгоградская область, г. Волжский) к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405173318 ИНН 3428928021 р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинский район Волгоградская область) о признании действий незаконными, третье лицо: открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро» (ОГРН 1023402971272 ИНН 3443029580 г. Волгоград),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Орешкина Людмила Владимировна (далее - ИП Орешкина Л.В., предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) по отказу, изложенному в письме от 25.11.2011 N 6213, в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 2384 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п.Средняя Ахтуба, ул. Промышленная, для строительства ВЛ-10/0,4кВ; категория земель - земли населенных пунктов. В качестве способа восстановления нарушенных прав предприниматель просила обязать Администрацию устранить допущенное нарушение путем проведения торгов на право заключения договора аренды указанного земельного участка.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19.09.2012 требования предпринимателя удовлетворены.

Признаны незаконными и не соответствующими статьям 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации действия Администрации по отказу, изложенному в письме от 25.11.2011 N 6213, в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка, площадью 2384 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул.Промышленная, для строительства ВЛ-10/0,4кВ; категория земель - земли населенных пунктов, полученному предпринимателем 20.03.2012.

В порядке устранения нарушенного права суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения путем проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Промышленная, для строительства ВЛ-10/0,4кВ.

С Администрации в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы на услуги представителя в размере 20 000 рулей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Открытое акционерное общество «Волгоградоблэлектро» (далее - ОАО «Волгоградоблэлектро», общество) не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.11.2011 в газете «Звезда» N 82 (11041) опубликовано извещение Администрации о намерении предоставить в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул.Промышленная, 10а, для строительства ВЛ-10/0,4 кВ, категория земель - земли населенных пунктов.

Возражения смежных землепользователей по существу публикации принимаются в двухнедельный срок с момента выхода извещения.

14.11.2011 предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта указанного земельного участка.

Не получив ответ на данное обращение, предприниматель вновь обратилась в администрацию 06.03.2012 с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

Письмом от 15.03.20012 Администрация сообщила заявителю, что в адрес предпринимателя исх. N 6213 от 25.11.2011 было направлено письмо о невозможности предоставления земельного участка, т.к. публикация в газете носит информационный характер для смежных землепользователей. Администрация приложила к ответу письмо от 25.11.2011 N 6213.

Предприниматель, считая, что действия Администрации не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Как установлено ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии со ст. 32 ЗК РФ является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Из материалов дела следует, что 13.12.2011 на основании заявления ОАО «Волгоградоблэлектро» в лице филиала «Заволжские межрайонные электросети» Администрацией вынесено постановление N 2510 «О предварительном согласовании места размещения ВЛ-10/0,4 кВ, расположенной по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Промышленная, 10 а.»

21.03.2012 Администрацией принято постановление N 380 о внесении изменений в постановление Администрации от 13.12.2011 N 2510 «О предварительном согласовании места размещения ВЛ-10/0,4 кВ, расположенной по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Промышленная, 10 а» в связи с допущенной технической ошибкой. Указанным постановлением Администрацией внесены изменения в заголовке, п. 1, п. 2 постановления от 13.12.2011 N 2510: вместо слов «ул. Промышленная, 10 а» следует читать «ул.Промышленная».

После размещения 01.11.2011 в районной газете «Звезда» информации о предоставлении земельного участка в аренду ОАО «Волгоградоблэлектро» в лице филиала «Заволжские межрайонные электросети» 08.02.2012 обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев для строительства ВЛ-10/0,4кВ. Администрацией принято постановление от 11.04.2012 N 531 «О предоставлении открытому акционерному обществу «Волгоградоблэлектро» в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Промышленная». На основании указанного постановления между Администрацией и ОАО «Волгоградоблэлектро» заключен договор аренды от 24.05.2012 N 144/2012.

Однако на момент обращения ИП Орешкиной Л.В. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка постановление о предварительном согласовании места размещения объекта ОАО «Волгоградоблэлектро» в лице филиала Заволжские межрайонные электросети не было издано, его права в установленном порядке не были зарегистрированы.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Администрацией нарушены требования ст. ст. 30-32 ЗК РФ при решении вопроса о предоставлении земельного участка ОАО «Волгоградоблэлектро».

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

По смыслу п.3 ст.31 ЗК РФ предусмотрено об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Поэтому в такой ситуации право на заключение договоров аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п.4 ст.30 ЗК РФ.

Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. В данном случае на основании публикации в газете в Администрацию поступило два заявления: ОАО «Волгоградоблэлектро» в лице филиала «Заволжские межрайонные электросети» и Орешкиной Л.В.

Администрация, принимая решение от 13.12.2011 о предварительном согласовании земельного участка ОАО «Волгоградоблэлектро» в лице филиала «Заволжские межрайонные электросети», не могла не знать о поступившем в адрес органа местного самоуправления заявлении ИП Орешкиной Л.В.

Так как спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов, действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка для размещения ВЛ-10/0,4 кВ, являются незаконными, не соответствуют нормам ЗК РФ, нарушают процедуру предоставления земельного участка. Отказ Администрации в предоставлении в аренду спорного земельного участка нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, так как она лишена возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка в аренду.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно статье 65 АПК РФ разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения этих расходов.

В качестве доказательств, подтверждающих понесенные заявителем расходы на оплату услуг представителя, в материалах дела имеется договор на оказание юридических услуг от 18.05.2012, квитанция к приходному кассовому ордеру N 6 от 18.05.2012, свидетельствующие об оплате предпринимателем услуг представителя в размере 20 000 рублей.