ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 2013 года Дело N А53-27712/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 10 января 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филимоновой С.С., судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности от 07.09.2012 Михайленко О.В.; от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 10.01.2012 Кабачек М.И.; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 29.10.2012 по делу N А53-27712/2012, принятое судьёй Ереминым Ф.Ф., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовский комбинат шампанских вин" к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ростовский комбинат шампанских вин» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - Управление) N 07-10/32 от 26.06.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2012 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что обществом при заполнении декларации об объемах использования алкогольной продукции за 4 квартал 2011 года после получения лицензии в графе 8 приложения N 4 отражены остатки виноматериалов и коньячного спирта, имевшиеся у общества на момент истечения срока действия предыдущей лицензии с учётом естественной убыли, списанной по нормам, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ N 273 от 26.06.2008. Соответственно, данные графы 8 приложения N 4 декларации не могли быть отражены в приложении N 7 декларации об объемах закупки продукции. Учитывая, что у общества в определенный период не имелось действующей лицензии на производство алкогольной продукции, у него отсутствовала возможность декларирования алкогольной продукции как используемой. Вместе с тем суд установил, что причиной непредставления декларации в электронной форме послужила техническая ошибка при передаче по телекоммуникационным каналам связи, не зависящая от декларанта.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что обществом не в полном объеме заполнены соответствующие графы декларации; в электронной декларации информация об объемах использования алкогольной продукции отсутствует; не отражены остатки продукции на начало отчетного периода в декларации за 4 квартал, которые отражены как остатки на конец отчетного периода в декларации за 3 квартал. Вывод о возможной технической ошибке при передаче электронной декларации является, по мнению Управления, необоснованным, поскольку электронная декларации с искаженными данными прошла формально-логический контроль. При этом доказательства технической ошибки в материалы дела не представлены.

В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами Управления, указав на отсутствие в его действиях состава и события правонарушения. При этом заявитель указывает, что в объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, входят нарушения, связанные с подачей деклараций, являющихся приложениями NN 1, 2, 3 к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2005 N 858, тогда как фактически оспариваемым постановлением вменяются нарушения, связанные с подачей декларации, являющейся приложением N 4 к указанному Постановлению.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 13.02.2012 Управлением было вынесено определение N 07-10/19 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ростовский комбинат шампанских вин» по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.

В ходе проведения проверки Управление пришло к выводу о включении обществом в декларации об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции недостоверных данных, а именно:

- в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4) на бумажном носителе отражено поступление (графа 8 «прочие поступления») виноматериалов (код вида продукции 320) в объеме 371,278 тыс. дал, коньячных спиртов (код вида продукции 300) в объеме 5,419 тыс. дал, однако в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4), представленной в электронном виде, поступление вышеуказанной продукции не отражено;

- в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4) за 4 квартал 2011 года на бумажном носителе отражены остатки на конец отчетного периода по виноматериалам (код продукции 320) в объеме 371,278 тыс. дал, по коньячным спиртам (код продукции 300) - в объеме 5,419 тыс. дал, однако в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N4), представленной в электронном виде, остатки на конец отчетного периода не отражены;

- в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4 к Положению о предоставлении деклараций) за 3 квартал 2011 года отражены остатки продукции на конец отчетного периода: по коду 320 (виноматериалы) - в объеме 371,619 тыс. дал, по коду 300 (коньячные спирты) - 5,428 тыс. дал., однако в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 4) коньячных спиртов (код вида продукции 300) в объеме 5,419 тыс. дал, при этом в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4 Положению о предоставлении деклараций) за 4 квартал 2011 года остатки продукции на начало отчетного периода не отражены;

- в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4 к Положению о предоставлении деклараций) отражено поступление виноматериалов (код вида продукции 320) в объеме 371,278 тыс. дал и коньячных спиртов (код вида продукции 300) в объеме 5,419 тыс. дал, однако в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 7) закупка виноматериалов и коньячных спиртов не отражена.

28.02.2012 заместителем начальника отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 07-10/32.

28.02.2012 руководителем Управления вынесено в отношении общества в присутствии его законного представителя постановление N 07-10/32, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с жалобой в вышестоящий орган, а именно в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование).

Решением Росалкогольрегулирования от 10.08.2012 N АП-126/02-03 обжалуемое постановление было частично изменено, в остальной части оставлено без изменения, а жалоба общества без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением Управления, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением по настоящему делу.

Повторно рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы Управления, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций (далее - Положение), пунктом 3 которого установлено, что организации, осуществляющие закупку алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использующие ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 4.

Согласно пункту 4 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Если действие лицензии было приостановлено, а затем возобновлено, то декларации представляются в течение 3 месяцев ежемесячно (за отчетный месяц), в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца начиная с месяца, в котором было возобновлено действие лицензии.

В силу пункта 5 Положения организации обязаны представлять декларации на бумажном носителе в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, а также непосредственно в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной службой формате.

Согласно разъяснениям, данным Росалкогольрегулированием от 09.04.2012 N 6803/12-03, срок действия лицензии Б 068307 на производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, натуральных, шампанских, игристых), выданной ООО «Ростовский Комбинат Шампанских Вин», истек 08.06.2011. Общество обязано было представить декларации по формам приложений NN 2, 3, 4, 6 и 7 как на бумажном носителе, так и в электронном виде за 2 квартал 2011 года, который являлся последним отчетным периодом после окончания срока действия лицензии. Заполнение деклараций осуществляется в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 N 24н. Объем алкогольной продукции, находящейся на складе ООО «Ростовский Комбинат Шампанских Вин» в период действия лицензии Б 068307, отражается в графе 13 «Прочий расход» декларации об объемах использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 4. При этом в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 6 данный расход не отражается. В период действия лицензии Б 089345, объем данной продукции отражается в графе 8 «прочие поступления» декларации N 4 отдельной строкой с указанием «прочий приход». При этом в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 данный приход не отражается.

Как следует из материалов дела, общество имело лицензию Б 068307 от 27.09.2007, регистрационный номер 21. Срок действия данной лицензии истек 08.06.2011.

В связи с тем, что Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» N 171-ФЗ от 22.11.1995 (в редакции 21.07.2005, действующей на момент окончания лицензии), не был определен порядок реализации остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции, то в момент окончания срока действия лицензии на складе предприятия находился остаток виноматериалов объемом 371,278 тыс.дал. и коньячного спирта объемом 5,419 тыс.дал.

По данным декларациям об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 и 3 кварталы 2011 года названные показатели отражены и переданы для учета в Росалкогольрегулирование.

В соответствии с учетной политикой по состоянию на 01.12.2011 обществом проведена инвентаризация остатков виноматериалов и готовой продукции. В результате по нормам естественной убыли при хранении виноматериалов и спиртосодержащей продукции, утвержденные Приказом Минсельхозом РФ N 273 от 26.06.2008, было списано 0,341 тыс.дал виноматериалов и 0,009 тыс.дал. коньячного спирта.

Таким образом, при подаче декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 года, заполнявшейся после получения новой лицензии Б 089345 на производство продукции, остатки виноматериалов и коньячного спирта согласно вышеуказанным разъяснениям Росалкогольрегулирования отражались в приложении N 4 в графе 8 как прочие поступления. При этом отразить нормы естественной убыли не представлялось возможным, так как она была списана до получения лицензии.

Также согласно вышеуказанным разъяснениям, данные гр. 8 приложения N 4 декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 года не отражаются в приложении N 7 декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, учитывая, что у общества в период с 08.06.2011 по 22.12.2011 не имелось фактически лицензии на производство хранение и поставку произведенных вин (шампанских, игристых), заявитель не мог использовать имеющуюся спиртосодержащую продукцию, а потому не имел возможности декларировать ее как используемую.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях общества нарушений, образующих объективную сторону правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения довода административного органа о несоответствии данных деклараций на бумажном носителе и в электронном виде суд апелляционной инстанции установил следующее.

Порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 N 52н.

В соответствии с пунктом 1 названного Приказа декларации представляются в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП).

В соответствии с подпунктами 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6 Приказа при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи, организация, после подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом, руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования.

В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).

При получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации.

Если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.

Датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения о ее получении Росалкогольрегулированием.

Как следует из материалов дела, 21.03.2012 обществом получена квитанция N 1239435 о приеме декларации. Протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль, обществу Росалкогольрегулированием не предоставлен. При этом заявитель указывает, что необходимые сведения, имеющиеся в декларации на бумажном носителе, в электронной декларации также имелись.

Между тем административный орган ссылается на то, что к нему по телекоммуникационным каналам связи поступили пустые бланки деклараций.

Каких-либо конкретных доказательств того, что обществом подавались незаполненные декларации в электронном виде, как и доказательств того, что изначально заполненные декларации в электронном виде поступили в орган в незаполненном виде по причине технической ошибки, в материалах дела отсутствуют. Однако, учитывая презумпцию невиновности, закрепленную в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 Кодекса), суд пришёл к выводу о недоказанности вины общества в нарушении, которое, как указывает орган, заключается в несоответствии данных деклараций, поданных на бумажном носителе и в электронном виде.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

     Председательствующий
С.С.Филимонова
Судьи
Н.Н.Смотрова
О.А.Сулименко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка