ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 2013 года Дело N А53-30140/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 10 января 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,

при участии: от ООО "Комбайновый завод" "Ростсельмаш": Харламова Л.П., паспорт, по доверенности от 09.01.2013

от Управления пенсионного фонда Первомайского района г. Ростова-на-Дону: Отарян А.Л., паспорт, по доверенности от 26.12.2012 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод" "Ростсельмаш" на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 29.11.2012 по делу N А53-30140/2012, принятое судьей Тановой Д.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод" "Ростсельмаш"

к Управлению пенсионного фонда Первомайского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения от 06.09.2012 N 071 055 12 РК 0010877,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Комбайновый завод «Ростсельмаш» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону (далее - пенсионный фонд, управление) от 06.09.2012 N071 055 12 РК 0010877 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Судебный акт мотивирован тем, что факт несвоевременной уплаты страховых взносов 21.09.2011 г. установлен судом. Однако пенсионным фондом неверно указан период просрочки уплаты страховых взносов - 6 дней, фактически просрочка уплаты страховых взносов составила 5 дней, то есть с 16.09.2011 по 20.09.2011, поскольку оплата произведена заявителем 21.09.2011. Кроме того, учитывая оплату пени в размере 7 222, 18 руб. по платежному поручению N 3799 от 15.11.2011, задолженность по уплате пени отсутствует. Таким образом, суд признал оспариваемое решение в части начисления пени в размере 188,56 руб. незаконным. Также, суд пришел к выводу о том, что штрафные санкции в размере 54 586,60 руб. примененные к заявителю несоразмерны характеру, обстоятельствам и последствиям совершенного правонарушения, в связи с чем суд счел возможным уменьшить размер финансовых санкций на 50 % то есть до 27 293,30 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Комбайновый завод" "Ростсельмаш" обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в заявленных требованиях, сославшись на то, что корректировочный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 г. сдан обществом 19.04.2012 г. Указанным расчетом увеличены суммы страховых взносов, подлежащих доплате. Однако недоимки по страховым взносам у общества не имелось, поскольку платежи были осуществлены в размере большем, чем сумма увеличения страховых взносов по корректировочному расчету. Отсутствие недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии подтверждается обжалуемым решением УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону. Недоимка по пене также не имела места на день подачи уточненного расчета (14.04.2012 г.), поскольку пеня за несвоевременную уплату взносов за август 2011 года (21.09.2011г.) уплачена п/п N 3799 от 15.11.2011 г. в размере 7222,18 руб. Пенсионным фондом неверно указан период просрочки уплаты страховых взносов - 6 дней, фактически просрочка уплаты страховых взносов составила 5 дней, то есть с 16.09.2011 по 20.09.2011, поскольку оплата произведена заявителем 21.09.2011. Контролирующие органы вправе начислять пени только по день, предшествующий дню предъявления в банк поручения на перечисление недоимки по страховым взносам, так как с этого дня обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной. Таким образом, с учетом ст. 18 ФЗ N 212-ФЗ пеня подлежала уплате в размере 6017,05 руб. т.е. за 5 дней. Кроме того если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующая ей пеня. Таким образом, обществом выполнены в полном объеме все условия освобождения от ответственности, установленные ст. 17 ФЗ N 212-ФЗ.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ООО "Комбайновый завод" "Ростсельмаш" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Управления пенсионного фонда Первомайского района г. Ростова-на-Дону не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о необходимости изменения решения в части. Согласно представленному в пенсионный фонд обществом расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.07.2011 по 30.09.2011, общество за отчетный период обязано уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 117 153 562 руб. (строка 114 отчета) в том числе: по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 85 196 534 руб.; по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 12 770 883 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование 19 186 145 руб. в том числе: по страховым взносам, направляемым в ФФОМС в сумме 11651310руб.; по страховым взносам, направляемым в ТФОМС в сумме 7 534 835 руб.

19.04.2012 в УПФР обществом представлен корректировочный расчет за период с 01.07.2011 по 30.09.2011 с увеличением суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на сумму 117 426 495 руб. в том числе: по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 85 397 252 руб.; по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 12 798 405 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование 19 230 839 руб. в том числе: по страховым взносам, направляемым в ФФОМС в сумме 11 678 449 руб.; по страховым взносам, направляемым в ТФОМС в сумме 7 552 389 руб. Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате за указанный период, занижена страхователем на 272 933 руб.

В связи с изложенным, УПФР в Первомайском р-не г. Ростова-на-Дону в отношении общества проведена камеральная проверка, по результатам проверки составлен Акт N 071055300081001 от 02.08.2012, который направлен страхователю заказным письмом с уведомлением, представленным в материалы дела.

С учетом возражений, представленных обществом, пенсионным фондом вынесено решение N071 055 12 РК 0010877 от 06.09.2012, согласно которому общество с ограниченной ответственностью «Комбайновый завод «Ростсельмаш» привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов» в сумме 54 586,60 руб. и пени в сумме 188,56 руб.

Общество с ограниченной ответственностью «Комбайновый завод «Ростсельмаш» полагая, что оспариваемое решение вынесено Управлением Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону, незаконно, обратилось в суд.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2010.

В соответствии со ст. 3 и гл. 5 Закона N 212-ФЗ с 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае - Пенсионному фонду РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 указанного закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно п. 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (приложение N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

В соответствии с п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу п. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ.

В силу п. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Согласно п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

Из анализа указанных норм следует, что надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.

Как видно из содержания акта от 02.08.2012 N 07105530008100/1 и оспариваемого решения от 06.09.2012 N 071 055 12 РК 0010877, в них отсутствует указание на обстоятельства совершенного правонарушения, указания на то, какие конкретно действия (бездействие) страхователя привели к занижению налоговой базы по страховым взносам, ссылки на первичные документы, подтверждающие факт занижения базы для исчисления страховых взносов на ОПС.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в подпункте 3.1.1 сумма неуплаченных страховых взносов указана в размере 0.00 руб., в подпункте 3.1.2. указан размере пени -188,56 руб., в том числе: за неуплату страховых взносов, указанных в п.3.1.1 настоящего акта, в котором указана сумма - 0.00 руб.

Следовательно, ни в акте проверки, ни в решении не указана сумма, с которой исчислялся штраф и пеня.

К акту проверки приложены расчеты NN1,2 , при этом в самом акте нет ссылок на приложение.

Таким образом, управлением, надлежащим образом не установлены обстоятельства допущенного нарушения, существо данного нарушения и не приведены доказательства, подтверждающие соответствующие факты.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).

В силу ст. 40, 42 Закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.

Данная позиция также подтверждается практикой Высшего Арбитражного суда Российской Федерации Определением от 20.12.2011 N ВАС -16515/11, Постановлением ФАС Центрального округа от 29.09. 2011 N А36- 4888/2010.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суд первой инстанции о необоснованном начислении пени в размере 188,56 руб., также на том основании, что день уплаты задолженности не должен включаться в расчет пеней.

Судом первой инстанции установлено, что доплата по страховым взносам произведена 21.09.2011г., о чем свидетельствует платежное поручение N 9621 от 21.09.2011г. на сумму 4550000,00 руб., следовательно, количество просроченных дней составляет пять дней (с16.09.2011г. по 20.09.2011г.). Размер пени составил 7222,18 руб. Указанную пеню общество оплатило платежным поручением N 3799 от 15.11.2011г.

Подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность по уплате страховых взносов, которая считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Таким образом, обязанность по уплате страхового взноса признается исполненной в день представления страхователем платежного поручения в банк на уплату соответствующей суммы страхового взноса, а не со следующего дня после представления такого поручения. Поэтому день фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.

Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.08.2011г. N ВАС-10808/11, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2011 по делу N А66-9837/2010.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает привлечение общества к ответственности и начисление штрафа в размере 54 586,60 руб. незаконным, в связи, с чем считает необходимым изменить решение Арбитражного суда Ростовской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайской районе г. Ростова-на-Дону «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 06.09.2012 N 071 055 12РК 0010877 в части уменьшения суммы штрафа до 27 293,30 руб. В остальной части оставить решение без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Пункт первый решения Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2012 по делу NА53-30140/2012 изменить в части признания незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской федерации о страховых взносах» N 07105512 РК 0010877 от 06.09.2012г. в части уменьшения суммы штрафа с 54586,60 руб. до 27293,30 руб. В остальной части оставить решение без изменения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Судья
М.В.Соловьева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка