• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 24 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА ДЕЛО N А55-21973/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 21 января 2013 г

Постановление в полном объеме изготовлено: 24 января 2013 г

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е., с участием:

от заявителя - Дроздов М.М., доверенность от 10.07.2012 г.,

от первого ответчика - Вирт О.И., доверенность от 20.12.2012 г. N 518,

от второго ответчика - Филюк Т.В., доверенность от 22.10.2012 г. N Д05-01/2611,

от третьего лица - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2012 г. по делу N А55-21973/2012 (судья Стенина А.В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Зябчук Дмитрия Вячеславовича (ИНН 631600559648, ОГРНИП 306631612600010), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,

третье лицо - Администрация городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным заключения, отказа, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Зябчук Дмитрий Вячеславович (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее первый ответчик) N СП-6/9563-0-1 от 04.02.2012 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказ Министерства имущественных отношений Самарской области (далее второй ответчик) N 12-4/0059/12 от 04.05.2012 г. в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, ул. Агибалова, возле дома 80, площадью 50 кв.м., под установку временного торгового павильона «Продукты» без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и о возложении на ответчиков обязанности по вступлении судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2012 г. по делу N А55-21973/2012 заявленные требования удовлетворены полностью. Признано незаконным заключение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/9563-0-1 от 04 февраля 2012 года о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-4/0059/12 от 04 мая 2012 года в предоставлении Зябчук Дмитрию Вячеславовичу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, ул. Агибалова, возле дома 80, площадью 50 кв.м., под установку временного торгового павильона «Продукты» без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией. На департамент строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Зябчук Дмитрия Вячеславовича, путем издания заключения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, ул. Агибалова, возле дома 80, площадью 50 кв.м., под установку временного торгового павильона «Продукты» без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.

В апелляционной жалобе первый ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Второй ответчик поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает их обоснованными и просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

01.02.2012 предприниматель Зябчук Дмитрий Вячеславович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Ленинский район, ул. Агибалова, возле дома 80, площадью 50 кв.м., под установку временного торгового павильона «Продукты» без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.

На основании вышеназванного обращения заявителя, Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Заключением N П-6/563-0-1 от 04.02.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Зябчук Д.В. земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Заключение, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.

На основании указанного заключения, Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением N12-4/00059/12-а от 04.05.2012 отказало Зябчук Д.В. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.

Согласно п.п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.

В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.

Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.

Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством» определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.

Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.

Ссылка Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в силу которой невозможно предоставить земельный участок является необоснованной.

Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 6 статьи 10 данного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом, перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.

С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и о том, что заключение и отказ нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Довод ответчика о том, что земельный участок располагается в территориальной зоне Ц-1 и вид использования под временные павильоны розничной торговли является разрешенным видом использования, сопутствующим основным видам использования, является необоснованным, поскольку этот довод не являлся основанием для вынесения оспариваемого заключения.

Часть 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Доказательств того, что использование спорного земельного участка для размещения временного торгового павильона «Продукты» опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, первым ответчиком в нарушение требований ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2012 г. по делу N А55-21973/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.В.Кузнецов
Судьи
Т.С.Засыпкина
Н.Ю.Марчик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-21973/2012
11АП-15910/2012
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 января 2013

Поиск в тексте