• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2013 года Дело N А73-13522/2012

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гричановской Е.В. судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П. при участии в заседании:

индивидуального предпринимателя Кремера Евгения Викторовича, паспорт, и его представителя по доверенности от 01.12.2012 - Бражникова М.Ю.;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска: Суйфуллиной С.Р., предстаивтел по доверенности от 09.01.2013 N 04-26/6; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска на решение от 14 декабря 2012 года

по делу N А73-13522/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Зверевой А.В. по заявлению индивидуального предпринимателя Кремер Евгения Викторовича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска об оспаривании постановления

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Кремер Евгений Викторович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.10.2012 N 175 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.

Решением суда от 14 декабря 2012 года требования предпринимателя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась в Шестой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, выразившееся в неполном выяснении существенных обстоятельств дела, и как следствие несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению инспекции, использование схемы, при которой один фискальный регистратор, зарегистрированный по месту учета платежного агента, работает в составе сети платежных терминалов, установленных по другим адресам (отличным от места установки, указанного в карточке регистрации контрольно-кассовой техники), не соответствует требованиям действующего законодательства.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.

ИП Кремер Е.В. и его представитель просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу отклонить. В подтверждение правомерности своих действий ссылаются на заключение ООО «Систем-Трейд» от 15.10.2012.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, при проверке принадлежащего ИП Кремеру Е.В. платежного терминала N8862641, расположенного по адресу г. Хабаровск, пер. Ростовский, 5, должностными лицами инспекции установлено, что 26.09.2012 в 15 часов 48 минут при осуществлении платежа наличными денежными средствами в сумме 50 руб. на номер абонента 8-914-156-52-12, выдан чек, содержащий реквизиты контрольно-кассовой техники с заводским номером 0590450, номером ЭКЛЗ 4290319299 и адресом г.Хабаровск, пер.Ростовский, 5.

Данная контрольно-кассовая техника Pay VKP-80K N0590450 зарегистрирована ИП Кремером Е.В. в инспекции 15.12.2011 по адресу г.Хабаровск, ул. Дончука, 6.

Заявление о смене места установки контрольно-кассовой техники Pay VKP-80K N0590450 по состоянию на 26.09.2012 предпринимателем в инспекцию не поступало.

Кроме того, чек N26453 от 17.09.2012 платежного терминала 9126241, установленного по адресу г.Хабаровск, ул. Партизанская, 93, а так же чеки NN30367, 30655 от 19.09.2012 платежных терминалов 8889596 и 8969961, установленных по адресам г.Хабаровск, ул. Полярная, 69 и ул.Партизанская, 79 «А», так же содержат реквизиты контрольно-кассовой техники с заводским номером 0590450 и номером ЭКЛЗ 4290319299.

Контрольно-кассовая техника в составе платежных терминалов, установленных по адресам г.Хабаровск, ул.Партизанская, 79 «А», ул. Партизанская, 93, ул. Полярная, 69 предпринимателем в инспекции не зарегистрирована.

В связи с чем, налоговый орган пришел к выводу о том, что один фискальный регистратор работает в составе сети платежных терминалов, установленных по разным адресам, отличных от места установки контрольно-кассовой техники, указанной в карточке регистрации контрольно-кассовой техники. Такая схема не позволяет точно определить место фактической установки ККТ, и указывает на фактическое отсутствие встроенной ККТ в состав платежных терминалов по вышеуказанным адресам.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.09.2012 N 009666.

Выявив признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, инспекцией 01.10.2012 в присутствии предпринимателя, составлен протокол об административном правонарушении N 18-37/183.

Постановлением об административном правонарушении от 11.10.2012 N 175 ИП Кремер Е.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, на предпринимателя наложено административное взыскание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ИП Кремер Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции, обоснованно руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 14.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника - это кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы; платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).

В соответствии со статьей 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 16 от 31.07.2003 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» под неприменением контрольно-кассовой техники следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.

Согласно пункту 2 указанного Постановления, в соответствии со статьей 1 Закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.

В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.

В силу пункта 2 статьи 5 Закон N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны: использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом; обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации; предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон N 103-ФЗ) платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники (часть 3 статьи 6 Закона N 103-ФЗ ).

Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (часть 4 статьи 6 Закона N 103-ФЗ).

В случае изменения адреса места установки платежного терминала, платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (часть 5 статьи 6 Закона N 103-ФЗ).

По утверждению налогового органа, ККТ должна быть встроена в каждый платежный терминал и зарегистрирована по каждому адресу установки такого терминала.

Между тем, при условии соответствия платежного терминала предъявляемым к нему требованиям применение единой контрольно-кассовой техники для обслуживания нескольких платежных терминалов, а равно использование одним терминалом нескольких ККТ, расположение терминала и ККТ по разным адресам законом не запрещено.

Судом установлено, что используемая предпринимателем контрольно - кассовая техника - ККМ «Рау VKP 80 К» зав. N 0590450 с установленной ЭКЛЗ per. N 4290319299 входит в состав сети платежных терминалов (терминал 8889596 г. Хабаровск, ул. Полярная д. 69, терминал 9126241 г. Хабаровск, ул. Партизанская д. 93, терминал 8969961 г. Хабаровск, ул. Партизанская д. 79 «А», терминал 8862641 г. Хабаровск, пер. Ростовский 5). Программное обеспечение указанных терминалов осуществляется посредством беспроводного соединения по защищенному каналу связи с сервером оператора по приему платежей.

Перечисленные терминалы функционируют в составе одной системы с постоянной связью обеспечиваемой беспроводной связью.

Указанная контрольно-кассовая техника обеспечивает печать фискального чека на фискальном сервере агента, печать платежа на одном из фискальных регистраторов. Все реквизиты чека передаются в реальном времени на сервер оператора по приему платежей, а далее на платежный терминал, на котором выполняется печать копии чека со всеми реквизитами соответствующим реквизитам чека зарегистрированного и выданного фискальным регистратором.

С учетом изложенного, у административного органа отсутствовали законные основания для привлечения предпринимателя к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 декабря 2012 года по делу N А73-13522/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

     Председательствующий
Е.В.Гричановская
Судьи
Е.И.Сапрыкина
Е.Г.Харьковская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 06АП-75/2013
А73-13522/2012
Принявший орган: Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 февраля 2013

Поиск в тексте