АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2013 года Дело N А51-32606/2012

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тур Ю.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю (ИНН 2540108933, ОГРН 1052504351041, дата государственной регистрации 20.01.2005) к обществу с ограниченной ответственностью «Партизанское автотранспортное предприятие» (ИНН 2509200528, ОГРН 1022500800486, дата государственной регистрации 17.10.2002)

о привлечении к административной ответственности

при участии: от заявителя - Евсеенко Е.Д. - старший государственный инспектор по доверенности от 15.01.2013 N 88 сроком действия до 31.12.2013; от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом

установил: Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Партизанское автотранспортное предприятие» (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь статьями 123, 136, 137, 156, 205 АПК РФ рассматривает дело без участия общества.

Управление в обоснование заявленного требования указало на нарушение обществом абзаца «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647, Приказа Минтранса РФ от 02.04.1996 N 22 «О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств», пунктов 2.2, 4.15 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, пункта 2.3.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, пунктов 5.1-5.3 Положения о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, пункта 4.3.2.2.1 ГОСТ Р 51825-2001.

Заявитель пояснил, что выявленные нарушения выразились в том, что обществом сверка с ГАИ по ДТП проводятся не ежемесячно, о чем свидетельствуют отметки в журнале учета дорожно-транспортных происшествий: 21.06.2012 была проведена сверка за период с 20.04.2012 по 21.06.2012, а 02.10.2012 проведена сверка за период с 22.06.2012 по 02.10.2012; не произведено обследование автобусного маршрута N 101 «Партизанск - Авангард» к осенне-зимнему периоду 2012-2013 - отсутствует акт обследования маршрута; сезонный инструктаж об особенностях работы водителя автомобиля в осенне-зимний период проведен с нарушением требований, поскольку проведен 09.11.2012 после совершения ДТП.

Кроме того, Управление указало, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, что подтверждается решением Арбитражного суда Приморского края от 29.02.2012 по делу NА51-3522/2012.

Данные нарушения, по мнению заявителя, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответчик письменного отзыва на заявление не представил, при составлении протокола об административном правонарушении факт нарушения признал.

Из материалов дела судом установлено, что на основании лицензии от 24.06.2004 NААС-25-204140 обществу предоставлено право на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением, если деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

12.10.2012 по факту совершения ДТП по вине водителя автобуса DAEWOO BS-106 с государственным номером РА110/25RUS, принадлежащего обществу по договору аренды, при котором пострадали 5 человек, Управлением возбуждено дело N 17-О об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений. Управлением установлен срок административного расследования до 12.12.2012.

В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что 08.11.2012 г. в 12 час. 30 мин. водитель Борщ Владимир Анатольевич, управляя автобусом DAEWOO BS-106, двигался по маршруту N 101 «Партизанск-Авангард», в районе д. 21 по ул. Чехова не справился с управлением и совершил съезд с дороги в кювет, в результате чего был причинен вред здоровью:

- пассажиру Мелеховой Надежде Ивановне, 1935 г.р., проживающей по адресу: с. Авангард, ул. Кирова, д. 44, кв.11, ушибленная рана волосистой части головы, ушиб правого плечевого сустава;

- пассажиру Колесниковой Любви Алексеевне, 1950 г.р., проживающей по адресу: с. Авангард, ул. Павлова, д.5, кв.23, СГМ, ЗЧМТ;

- пассажиру Самусенко Марии Романовне, 1937 г.р., проживающей по адресу: с. Авангард, ул. Павлова, д.4, кв.42, закрытый перелом наружной мыщелки левой большой берцовой кости;

- пассажиру Мулько Валентине Васильевне, 1947 г.р., проживающей по адресу: с. Авангард, ул. Павлова, д.9, кв.9, закрытый перелом наружной лодыжки, ушиб грудной клетки;

- пассажиру Минаевой Валентине Алексеевне, 1958 г.р., проживающей по адресу: с. Авангард, ул. Кирова, д. 44, кв. 10, ушиб поясничного отдела позвоночника.

В результате проверки выполнения требований по безопасности дорожного движения Управлением выявлено, что обществом сверки с ГАИ по ДТП проводятся не ежемесячно, о чем свидетельствуют отметки в журнале учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП): 21 июня 2012 г. была проведена сверка за период с 20.04.2012 по 21.06.2012 (2 месяца), а 2 октября 2012 г. была проведена сверка за период с 22.06.2012 по 02.10.2012 (3,5 месяца); водитель привлекался к работе в день совершения ДТП - 08.11.2012, в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), без его письменного согласия, без письменного распоряжения работодателя и без учета мнения представительного органа работников.

В ходе проведения расследования Управлением установлено также, что с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения, не произведено обследование автобусного маршрута N 101 «Партизанск - Авангард» к осенне-зимнему периоду 2012-2013 гг. - отсутствует акт обследования маршрута N 101 «Партизанск - Авангард» к осенне-зимнему периоду 2012-2013 гг.; сезонный инструктаж об особенностях работы водителя автомобиля в осенне-зимний период проведен с нарушением требований: указанный инструктаж проводится, как правило, в период с 20 по 30 октября, в действительности проведен 09.11.2012 г. (о чем были сделаны записи в журнале учета сезонных инструктажей), т.е. после совершения ДТП водителем Борщ В.А., что является причинно-следственной связью с совершенным им ДТП, так как в сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад) и другими условиями (сезонные изменения пассажирских и пешеходных потоков, а также пассажиро-транспортных потоков)

Данные обстоятельства отражены в акте проведения административного расследования N 17/0 от 12.12.2012.

По выявленным фактам Управлением в отношении общества 12.12.2012 составлен протокол N 307/7 по делу об административном правонарушении, в котором его деяние было квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При составлении данного протокола директором общества проставлена запись «согласен».

Заявление и материалы дела об административном правонарушении в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Приморского края.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, требует обязательного наличия лицензии.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N196-ФЗ предусмотрены обязанности юридических лиц по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, анализу и устранению причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется органами внутренних дел, владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог (пункт 4 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 (далее - Правила учета ДТП)). Приказом N 22 утверждена форма учета ДТП.

В соответствии с пунктом 17 Правил учета ДТП владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

Пунктом 18 Правил учета ДТП установлено, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами (пункт 4.15 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение)).

Пункт 2.1 Положения предусматривает, что основные требования по подготовке водителей, условия и порядок получения права на управление автобусами определяется Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

В силу части 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N196-ФЗ юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.

К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте (пункт 2.2 Положения).

Аналогичное требование закреплено в пункте 2.3.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15.

В соответствии с Положением о проведении инструктажей по безопасности с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 (далее - РД-200-РСФСР-12-0071-86-09) цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок.

Пункт 1.2 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: - предрейсовый; - периодический;

- сезонный; - специальный.

Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (пункт 1.7 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09)

В силу пункта 5.1 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия (пункт 5.2 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09).

Из материалов дела судом установлено, что сверка с ГАИ по ДТП за период с 20.04.2012 по 21.06.2012 проведена 21.06.2012, сверка за период с 22.06.2012 по 02.10.2012 проведена 02.10.2012, инструктаж для водителя Борщ В.А. проведен 09.11.2012.

Кроме того, судом установлено, что акт обследования маршрута N 101 «Партизанск-Авангард» к осенне-зимнему периоду 2012-2013 гг. у общества отсутствует.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проведения административного расследования N 17/0 от 12.12.2012, протоколом об административном правонарушении, ксерокопией журнала учета дорожно-транспортных происшествий, ксерокопией журнала «Сезонный инструктаж по безопасности дорожного движения» и не оспариваются обществом.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившихся в проведении сверки с ГАИ по ДТП не ежемесячно, не проведении обследование автобусного маршрута N 101 «Партизанск - Авангард» к осенне-зимнему периоду 2012-2013 и не проведении сезонного инструктажа об особенностях работы водителя автомобиля в осенне-зимний период проведен в установленные сроки, является длящимся правонарушением, следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ сроки привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Таким образом, материалами дела подтверждены нарушения обществом лицензионных требований, предусмотренных лицензией на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения данных требований в материалы дела не представлено.

Проверив наличие нарушения требований КоАП РФ, допущенных со стороны административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил таковых.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение, допущенное обществом, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что общество ранее привлеклось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, что является отягчающим административную ответственность обстоятельством.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, а также характер допущенных нарушений, охраняемых законом общественных отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.

Суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание совершение правонарушения повторно, считает возможным привлечь общество к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Партизанское автотранспортное предприятие», зарегистрированное в качестве юридического лица ИФНС по г.Партизанску 17.10.2002, ОГРН 1052504351041, ИНН2509200528 расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 94, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на счет N 40101810900000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, получателю Управление Федерального казначейства МФ РФ по Приморскому краю (УГАДН по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2540108933 / КПП 253601001, код ОКАТО 05401000000, код бюджетной классификации - 10611690040046000140, назначение платежа - оплата административного штрафа по делу А51-32606/2012.

Платежный документ об уплате штрафа в трёхдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.

В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Судья
Голуб Е.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка