АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N А51-25137/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2013 г. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Даровских, рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новый Курс» (ИНН 2508067721, ОГРН 1052501616375, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.2005)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)

о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных платежей в размере 975 658,37 руб. по ДТ N10714040/190712/0025847, в размере 235 690,82 руб. по ДТ N10714040/ 020712/0022796, в размере 600 718,61 руб. по ДТ N 10714040/ 140812/0030176, в размере 398 893,67 руб. по ДТ N10714040/070812/ 0028885, в размере 776 270,11 руб. по ДТ N 10714040/070812/0028876, в размере 416 762,49 руб. по ДТ N 10714040/270812/0032249, оформленного письмами от 26.07.2012 г. N 10-12/20456, от 30.07.2012 г. N 10-12/20714, от 30.08.2012 г. N 1012/23942, от 31.08.2012 г. N 10-12/24170, от 12.09.2012 г. N 10-12/25282, и об обязании возвратить 3 403 994,07 руб. излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных платежей при участии в заседании: от заявителя: представитель Иванова О.Б. (по доверенности б/н от 24.12.2012), от таможни: не явились, извещены надлежащим образом, установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новый курс» (далее по тексту - «общество», «заявитель», «декларант») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Находкинской таможни (далее по тексту - «ответчик», «таможенный орган», «таможня») в возврате излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных платежей в размере 975 658,37 руб. по ДТ N10714040/190712/0025847, в размере 235 690,82 руб. по ДТ N10714040/ 020712/0022796, в размере 600 718,61 руб. по ДТ N 10714040/ 140812/0030176, в размере 398 893,67 руб. по ДТ N10714040/070812/ 0028885, в размере 776 270,11 руб. по ДТ N 10714040/ 070812/0028876, в размере 416 762,49 руб. по ДТ N 10714040/270812/ 0032249, оформленного письмами от 26.07.2012 г. N 10-12/20456, от 30.07.2012 г. N 10-12/20714, от 30.08.2012 г. N 1012/23942, от 31.08.2012 г. N 10-12/24170, от 12.09.2012 г. N 10-12/25282, и об обязании возвратить 3 403 994,07 руб. излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных платежей.

Таможенный орган в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление N 23539.

На основании статей 156, 200 АПК РФ суд рассматривает дело без участия таможенного органа.

В обоснование заявленных требований общество указало, что основанием для доначисления спорных платежей послужили решения таможни о корректировке таможенной стоимости, заявленной обществом с применением первого метода оценки. Данные решения заявитель считает незаконными, указывая, что при подаче ДТ им был представлен весь перечень документов, необходимый для определения таможенной стоимости ввезенного товара с применением первого метода оценки. Полагает, что таможенный орган произвел корректировку таможенной стоимости безосновательно, не представив доказательства наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено. Поскольку у таможни отсутствовали основания для отказа от применения первого метода оценки таможенной стоимости, а для обеспечения выпуска товара им были оплачены доначисленные таможней таможенные платежи, данные платежи заявитель считает излишне оплаченными.

Заявитель пояснил, что обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы, однако таможенный орган отказал в возврате денежных средств со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты.

По мнению заявителя, отказ таможенного органа в возврате денежных средств не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.

Таможенный орган в письменном отзыве на заявление по требованиям общества возразил. Пояснил, что обществом при подаче заявлений о возврате таможенных платежей не были представлены документы, подтверждающие факт их излишней уплаты, представление которых предусмотрено статьями 122, 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Указал, что при рассмотрении заявлений о возврате денежных средств у таможенного органа отсутствуют полномочия по пересмотру решения о корректировке таможенной стоимости ввезенного товара. Полагает, что, поскольку решения таможни по таможенной стоимости товаров по спорным ДТ являются действующими и не признаны незаконными в установленном порядке, основания считать таможенные платежи излишне уплаченными отсутствуют.

Кроме того, представитель таможенного органа указал, что оспариваемым письмом таможня не отказывала заявителю в возврате денежных средств, а в установленный законом срок оставила его заявления без рассмотрения, что не лишает общество права повторно обратиться в таможенный орган.

Заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

22.12.2011 г. между обществом и компанией «Altra Services Co., Limited» был заключен контракт N NK-02/12/11 о продаже товаров.

В приложении N ВО2/1 от 03.07.2012 г. стороны согласовали поставку товара на общую сумму 196 225,20 долларов США.

Во исполнение контракта в июле 2012 г. согласованный к поставке товар был ввезен на территорию Российской Федерации. В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом была подана ДТ N10714040/190712/0025847.

В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней сначала была произведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара, а затем принято решение о принятии таможенной стоимости товара, определенной шестым (резервным) методом оценки.

На основании принятой таможенной стоимости обществу были доначислены таможенные платежи в размере 975 658,37 руб., которые оплачены обществом.

21.07.2012 г. ввезенный товар выпущен в свободное обращение.

Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 25.07.2012 г. общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 975 658,37 руб.

Письмом от 26.07.2012 г. N 10-12/20456 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

В приложении N 1/4 от 13.06.2012 г. стороны согласовали поставку товара на общую сумму 63 712 долларов США.

Во исполнение контракта в июне 2012 г. согласованный к поставке товар был ввезен на территорию Российской Федерации. В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом была подана ДТ N10714040/020712/0022796.

В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней сначала была произведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара, а затем принято решение о принятии таможенной стоимости товара, определенной шестым (резервным) методом оценки.

На основании принятой таможенной стоимости обществу были доначислены таможенные платежи в размере 235 690,82 руб., которые оплачены обществом.

02.07.2012 г. ввезенный товар выпущен в свободное обращение.

Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 12.07.2012 г. общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 235 690,82 руб.

Письмом от 30.07.2012 г. N 10-12/20714 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

В приложении N 5/6 от 13.07.2012 г. стороны согласовали поставку товара на общую сумму 185 248 долларов США.

Во исполнение контракта в августе 2012 г. согласованный к поставке товар был ввезен на территорию Российской Федерации. В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом была подана ДТ N10714040/140812/0030176.

В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней сначала была произведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара, а затем принято решение о принятии таможенной стоимости товара, определенной шестым (резервным) методом оценки.

На основании принятой таможенной стоимости обществу были доначислены таможенные платежи в размере 600 718,61 руб., которые оплачены обществом.

18.08.2012 г. ввезенный товар выпущен в свободное обращение.

Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 24.08.2012 г. общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 600 718,61 руб.

Письмом от 30.08.2012 г. N 10-12/23942 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

В приложении N 4/4 от 09.07.2012 г. стороны согласовали поставку товара на общую сумму 123 688,0 долларов США.

Во исполнение контракта в августе 2012 г. согласованный к поставке товар был ввезен на территорию Российской Федерации. В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом была подана ДТ N10714040/070812/0028885.

В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней сначала была произведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара, а затем принято решение о принятии таможенной стоимости товара, определенной шестым (резервным) методом оценки.

На основании принятой таможенной стоимости обществу были доначислены таможенные платежи в размере 398 893,67 руб., которые оплачены обществом.

10.08.2012 г. ввезенный товар выпущен в свободное обращение.

Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 16.08.2012 г. общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 398 893,67 руб.

Письмом от 31.08.2012 г. N 10-12/24170 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

В приложении N 16/8 от 10.07.2012 г. стороны согласовали поставку товара на общую сумму 195 504,96 долларов США.

Во исполнение контракта в августе 2012 г. согласованный к поставке товар был ввезен на территорию Российской Федерации. В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом была подана ДТ N10714040/070812/0028876.

В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней сначала была произведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара, а затем принято решение о принятии таможенной стоимости товара, определенной шестым (резервным) методом оценки.

На основании принятой таможенной стоимости обществу были доначислены таможенные платежи в размере 776 270,11 руб., которые оплачены обществом.

09.08.2012 г. ввезенный товар выпущен в свободное обращение.

Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 16.08.2012 г. общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 776 270,11 руб.

Письмом от 31.08.2012 г. N 10-12/24170 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

В приложении N ВО/3 от 16.07.2012 г. стороны согласовали поставку товара на общую сумму 98 901,37 долларов США.

Во исполнение контракта в августе 2012 г. согласованный к поставке товар был ввезен на территорию Российской Федерации. В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом была подана ДТ N10714040/270812/0032249.

В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней сначала была произведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара, а затем принято решение о принятии таможенной стоимости товара, определенной шестым (резервным) методом оценки.

На основании принятой таможенной стоимости обществу были доначислены таможенные платежи в размере 416 762,49 руб., которые оплачены обществом.

28.08.2012 г. ввезенный товар выпущен в свободное обращение.

Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 10.09.2012 г. общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 416 762,49 руб.

Письмом от 12.09.2012 г. N 10-12/25282 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

Расценив письма таможенного органа как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее по тексту - «Соглашение») таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей стороны о коммерческой тайне.

Пункт 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Основания невозможности применения первого метода таможенной оценки перечислены в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 4 Соглашения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром по спорным ДТ декларант представил в таможенный орган все необходимые документы: контракт, приложения к нему, инвойсы, упаковочные листы, коносаменты, паспорт сделки, документы об оплате фрахта и т.д.

Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней не представлено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 г. N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, не является безусловным основанием для корректировки таможенной стоимости, так как исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.