АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N А51-13577/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2013 года Полный текст решения изготовлен 21 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тур Ю.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального казённого учреждения «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» (ИНН 2536177331, ОГРН 1062536053788, дата государственной регистрации 04.10.2006) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.2004) третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление муниципальной собственности г. Владивостока (УМС г. Владивостока), КГУ "Приморское лесничество", Администрация г. Владивостока, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством ПК, Управление муниципальной собственности об оспаривании отказа

от заявителя: главный специалист 1 разряда Гладких Михаил Валерьевич по доверенности от 15.06.2012 сроком действия до 31.10.2012 от третьих лиц:

от УМС: главный специалист 1 разряда Гладких Михаил Валерьевич по доверенности N 28/1-6694 от 28.12.2012 сроком действия до 31.12.2013

от Администрации: главный специалист 1 разряда Гладких Михаил Валерьевич по доверенности N 1-3/3766 от 03.12.2012 сроком действия до 31.12.2013

от Теруправления: специалист-эксперт Смирнова Елена Викторовна по доверенности N 03-13004 от 09.10.2012 от Управления Росреестра, КГКУ «Примлес»,Управления лесным хозяйством: представители не явились, надлежаще извещены

установил: муниципальное казённое учреждение «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» (далее - МКУ) обратилось в с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Росреестр), оформленное письмом N 01/021/2012-152 от 30.03.2012, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ на земельный участок общей площадью 1924 кв. м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Салтыкова, 2 «под площадку для отдыха детей в каникулярное время» и обязании Росреестра зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования МКУ на указанный земельный участок.

В судебное заседание не явились Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление лесным хозяйством Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество», суд располагает доказательствами их надлежащего извещения. В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.

В обоснование заявленных требований Учреждение указало, что спорный земельный участок в силу закона относится к муниципальной собственности г. Владивостока. Полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку участок не входит в состав земель лесного фонда, находится на землях поселений и предназначен для использования в соответствии с территориальным зонированием.

Управление Росреестра по Приморскому краю в отзыве требования не признает, ссылаясь на то, что земельный участок относится к лесным участкам в составе земель лесного фонда и, как следствие, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Управление Росимущества поддерживает позицию Управления Росреестра.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела судом установлено, что постановлением от 16.01.2007 N 233 Администрации г. Владивостока заявителю из земель поселений в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок общей площадью 1924 кв. м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Салтыкова,2.

02.02.2012 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельным участком.

Сообщением об отказе в государственной регистрации прав N 01/021/2012-151 от 30.03.2012 Управление на основании абз.абз. 6, 8 п. 1 статьи 20 Федерального Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельным участком.

В обоснование названного отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, Управление указало, что согласно письму Владивостокского филиала КГУКУ «Примлес» от 16.02.2012 N 256 данный земельный участок находится на землях лесного фонда в квартале N 80, выдел 2 Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества.

Не согласившись с отказом Управления, заявитель обратился с требованиями по настоящему делу в арбитражный суд.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что предъявленные по настоящему делу требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.

Как предусмотрено в п. 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В качестве основания государственной регистрации заявителем было представлено постановление от 16.01.2007 N 233 администрации г. Владивостока о предоставлении заявителю из земель поселений в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка.

В п. 2 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 этого Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что основанием отказа в проведении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужил вывод об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.

Арбитражный суд полагает ошибочным вывод Управления о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда на основании следующего.

В силу статьи 7 ЗК РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.

Согласно ч. 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Из имеющегося в материалах дела кадастрового плана территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) не представляется возможным установить факт отнесения земельного участка к территории лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

В силу статьи 7 ЛК РФ границы лесного участка определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ, то есть, в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.

Как предусмотрено в ч. 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 статьи 6 ЛК РФ).

Исходя из содержания статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, арбитражный суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении спорного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч. 1 статьи 67 ЗК РФ, ч. 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Ссылка Управления на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, предоставленные в материалы дела и подтверждающие, по мнению Управления и заинтересованных лиц, факт нахождения земельного участка на землях лесного фонда, отклоняется в связи со следующим.

В статье 101 ЗК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Выкопировка из планшета Садгородского участкового лесничества не может быть принята в качестве доказательства расположения спорного земельного участка на территории лесного фонда.

Статьей 84 ЗК РФ установлен порядок установления или изменения границ населенных пунктов.

Согласно подп. 1 п. 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, акт об утверждении генерального плана является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 статьи 14 Закона о переводе земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края, были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.

При принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории г. Владивостока спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1, Ж-4), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов.

Доказательства того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, материалы дела не содержат, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьи 85 ЗК РФ.

Таким образом, при отсутствии доказательств того, что земельный участок является федеральной собственностью в силу расположения на землях лесного фонда, Управление не имело законных оснований считать, что спорные отношения регулируются нормами ЛК РФ.

Согласно статьи 45 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.

Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: дома и зоны отдыха; спортивные комплексы (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, тренажерные залы, бассейны и другие спортивные объекты); детские оздоровительные и спортивные лагери; туристические базы; кемпинги; специализированные парки, сады, скверы, дендрарии, оранжереи; парк животных уссурийской тайги; яхт-клубы, лодочные станции; коммунальные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне и не требующие установления санитарно-защитных зон; линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах; объекты административного назначения, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом; объекты охраны общественного порядка; объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций; пункты медицинской помощи.

Письмом от 23.05.2012 N 7597сп Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока подтверждается, что согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа разрешенное использование земельного участка соответствует испрашиваемому заявителем праву использования земельного участка «под площадку для отдыха детей в каникулярное время».

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 10.01.2012 N 25/00-12-308 весь земельный участок отнесен к землям населенных пунктов.

Таким образом, вывод Управления о нахождении земельного участка на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам.

При таких условиях арбитражный суд расценивает в качестве незаконного, как не соответствующих вышеприведенным положениям ЗК РФ, ЛК РФ, отказ Управления в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельным участком, такие действия нарушают права и законные интересы заявителя, как лица, которому указанное право предоставлено постановлением администрации г. Владивостока.

Теруправление Росимущества представило информацию о том, что в реестре федерального имущества значится лесной участок общей площадью 1800 кв м, расположенный в том числе частично в квартале 38 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.10.2008). Однако, данный лесной участок не имеет точных границ и координат, в то время как спорный земельный участок сформирован в соответствии с требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Отсутствие точных границ и координат лесного участка не позволяет установить факт наложения лесного и земельного участков, а потому наличие сведений о лесном участке в реестре федеральной собственности не может служить безусловным основанием для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно п. 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу п. 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд в случае удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

С учетом фактических обстоятельств дела нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания Управления повторно рассмотреть обращение заявителя.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на Управление.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленное письмом от 30.03.2012 N 01/035/2012-152, об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» на земельный участок общей площадью 1924 кв.м, расположенный по адресу г. Владивосток, ул. Салтыкова,2 под площадку для отдыха детей в каникулярное время, в связи с его несоответствием Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».