• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N А51-13608/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2013 года Полный текст решения изготовлен 21 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тур Ю.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, , ОГРН 1032501280602, дата государственной регистрации 28.01.2003) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.2004) третьи лица:МУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке", Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Администрация г. Владивостока, Управление лесным хозяйством ПК об оспаривании отказа

от УМС: главный специалист 1 разряда Гладких Михаил Валерьевич по доверенности N 28/1-6694 от 28.12.2012 сроком действия до 31.12.2013 от МКУ: главный специалист 1 разряда Гладких Михаил Валерьевич по доверенности от 15.06.2012 сроком действия до 31.10.2012

от Администрации: главный специалист 1 разряда Гладких Михаил Валерьевич по доверенности N 1-3/3766 от 03.12.2012 сроком действия до 31.12.2013

от Теруправления: специалист-эксперт Смирнова Елена Викторовна по доверенности N 03-13004 от 09.10.2012 от Управления Росреестра, КГКУ «Примлес», Управления лесным хозяйством: представители не явились, надлежаще извещены

установил: Управление муниципальной собственности г. Владивостока обратилось с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленного письмом N 01/015/2012-215 от 21.03.2012, об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 11595 кв.м., расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Есенина, 84 «под площадку для прогулок и оздоровительных мероприятий на открытом воздухе» и обязании Управления зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок.

В судебное заседание не явились Теруправление Росреестра по Приморскому краю, Управление лесным хозяйством Приморского края, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения. В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что спорный земельный участок в силу закона относится к муниципальной собственности г. Владивостока. Полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации права муниципальной собственности, поскольку участок не входит в состав земель лесного фонда, находится на землях поселений и предназначен для использования в соответствии с территориальным зонированием.

Управление Росреестра по Приморскому краю в отзыве требования не признало, ссылаясь на то, что земельный участок относится к лесным участкам в составе земель лесного фонда и, как следствие, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

При рассмотрении дела суд установил, что постановлением администрации г. Владивостока от 09.01.2007 N 29 (в редакции постановления от 01.11.2011 N2752) Муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в городе Владивостоке» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 11595 кв.м, расположенный по адресу г. Владивосток, ул. Есенина,84, под площадку для прогулок и оздоровительных мероприятий на открытом воздухе.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 25:28:050027:644.

25.01.2012 Управление муниципальной собственности г. Владивостока обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации собственности муниципального образования Владивостокский городской округ на данный земельный участок, указав, что право муниципальной собственности возникло в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Сообщением об отказе в государственной регистрации прав от 21.03.2012 N 01/045/2012-215 Управление со ссылкой на абзацы 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказало заявителю в государственной регистрации права собственности. В обоснование отказа в государственной регистрации права Управление указало, что земельный участок входит в состав земель лесного фонда и относится к федеральной собственности.

Орган местного самоуправления посчитал, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует закону и нарушает права и законные интересы муниципального образования, и оспорил его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 17 данного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В качестве основания государственной регистрации права заявителем было представлено постановление Администрации г. Владивостока от 09-01.2007 N 29 о предоставлении муниципальному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование Земельного участка из земель поселений.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным или унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.

В силу пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ учреждение является одной из организационно-правовых форм юридического лица, в которой может быть создана некоммерческая организация.

Пунктом 2 статьи 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 этого закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что основанием отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок послужил вывод об отнесении этого участка к землям лесного фонда.

Данный довод ответчика несостоятелен.

Так, в силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения. Кодекс дифференцирует земли в Российской Федерации на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.

Как предусмотрено в части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).

Исходя из содержания статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, арбитражный суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 67 ЗК РФ, частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Ссылка ответчика на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, подтверждающие, по его мнению, факт нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда, отклоняется ввиду следующего.

Статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Выкопировка из планшета Садгородского участкового лесничества не может быть принята в качестве доказательства расположения земельного участка на территории лесного фонда.

Статьей 84 ЗК РФ установлен порядок установления или изменения границ населенных пунктов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, акт об утверждении генерального плана является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Думой г. Владивостока было принято решение от 15.09.2008 N 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», впоследствии постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па утверждена схема территориального планирования Приморского края, в соответствии с которой отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.

При принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В соответствии с положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.

Статьей 7 данного закона установлено, что категория земель, к которой отнесен земельный участок, является одним из дополнительных сведений об учтенном земельном участке.

В силу пункта 3 части 2 статьи 14 этого же закона сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в том числе в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.

В кадастровом паспорте от 26.12.2011 N 25/00-11-146078 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:644 отражено, что он находится на землях населенных пунктов.

Согласно пункту 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В материалы дела представлен фрагмент карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) от 28.04.2012, из которого следует, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2).

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории г. Владивостока, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, данная зона определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны (статья 44).

Разрешенное использование спорного земельного участка, указанное в кадастровом паспорте, не противоречит градостроительным регламентам, установленным для этой территориальной зоны.

Учитывая изложенное, вывод ответчика о нахождении земельного участка на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам.

Оспариваемый отказ нарушил право муниципального образования г. Владивосток на государственную регистрацию своего права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Теруправление Росимущества представило информацию о том, что в реестре федерального имущества значится лесной участок общей площадью 5000 кв м, расположенный в квартале 44 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.07.2011). Однако, данный лесной участок не имеет точных границ и координат, в то время как спорный земельный участок сформирован в соответствии с требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Отсутствие точных границ и координат лесного участка не позволяет установить факт наложения лесного и земельного участков, а потому наличие сведений о лесном участке в реестре федеральной собственности не может служить безусловным основанием для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно п. 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу п. 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд в случае удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

С учетом фактических обстоятельств дела нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания Управления Росреестра повторно рассмотреть обращение заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленное письмом от 21.03.2012 N 01/015/2012-215, об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 11595 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Есенина,84, под площадку для прогулок и оздоровительных мероприятий на свежем воздухе в связи с его несоответствием Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в месячный срок после вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Управления муниципальной собственности о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 11595, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Есенина,84 под площадку для прогулок и оздоровительных мероприятий на свежем воздухе в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

     Судья
Голуб Е.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-13608/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 21 января 2013

Поиск в тексте