АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N А51-12477/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаровой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Тернейской общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2528004014, ОГРН 1032500001533, дата регистрации 07.09.1995) к Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края (ИНН 2540139480, ОГРН 1082540000179, дата регистрации 17.01.2008) об оспаривании решения

при участии: от заявителя - Антонец Г.И. (доверенность от 09.09.2012), от ответчика - Хаснулин А.В. (доверенность от 04.05.2012 N 22)

Тернейская общественная организация охотников и рыболовов обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании требования Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, содержащегося в письме от 16.03.2012 N 52-01-01/292, о внесении единовременной платы за заключение охотхозяйственного соглашения.

В ходе судебного разбирательства заявителем были уточнены основания заявленных требований в связи с принятием Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации решения от 18.10.2012 N ВАС-5244/12; заявитель указал, что не оспаривает величину единовременной платы. Уточнение принято арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что охотхозяйственное соглашение было заключено с Тернейской ОООиР без проведения аукциона, поскольку организация в течение многих лет ведет экономическую деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории Тернейского района Приморского края и к моменту вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имело действующую долгосрочную лицензию на пользование животным миром. Заявитель полагает, что лица, имеющие долгосрочные лицензии и договоры аренды лесных участков, заключенные в соответствии с законодательством, освобождаются от внесения единовременной платы при заключении охотхозяйственных соглашений.

По мнению заявителя, обязательство внесения названного единовременного платежа является добровольным волеизъявлением с отсутствием обязательного срока для его внесения, в связи с чем Тернейская ОООиР не обязана производить данный платеж.

Управление не согласилось с требованиями заявителя, указав, что Решением ВАС РФ от 18.10.2012 N ВАС-5244/12 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490, утвердившее ставки платы за заключение охотхозяйственных соглашений, признано не противоречащим законодательству. Утверждает, что охотхозяйственное соглашение было заключено с Тернейской ОООиР без внесения платы лишь в связи с тем обстоятельством, что на тот момент не были известны реквизиты для ее перечисления, однако отсутствие таких реквизитов не могло явиться препятствием для заключения охотхозяйственных соглашений.

Ответчик полагает, что организация должна внести единовременную плату на основании статей 309, 310, 314 Гражданского кодекса РФ, части 5 статьи 71 Федерального закона «Об охоте…».

При рассмотрении дела суд установил, что Тернейская общественная организация охотников и рыболовов на основании договора аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008 N 12/36, заключенного с Управлением лесным хозяйством Приморского края, имела в пользовании лесной участок площадью 249123 га, расположенный в Тернейском районе Приморского края, Тернейское лесничество, Пластунское участковое лесничество кварталы 56-228, 235-243, 245-267, Тернейское участковое лесничество кварталы 1-247, 275-277, 285-348. Названный договор аренды был заключен на срок 10 лет с момента регистрации договора, арендная плата составляла 8470 руб. в год.

Государственная регистрация договора аренды произведена 29.07.2009 согласно отметке регистрирующего органа на договоре, номер регистрации 25-25-09/010/2009-005.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Тернейская ОООиР воспользовалась данным правом, заключив с Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края охотхозяйственное соглашение от 28.07.2011N 25-39/2011. При этом площадь охотничьего угодья установлена 261700 га. Единовременное внесение платы за заключение охотхозяйственного соглашения организацией не производилось.

Письмом от 16.03.2012 N 52-01-01/292 Управление сообщило заявителю о том, что законодательством определена ставка платы за 1 га площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений и порядок администрирования соответствующих платежей, в связи с чем просило в кратчайшие сроки произвести оплату по платежным реквизитам, указанным в письме.

Расценив содержание данного письма как требование о внесении единовременной платы за заключение охотхозяйственного соглашения и не согласившись с ним, организация оспорила его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного требования ввиду следующего.

Как предусмотрено статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Данной статьей определены условия охотхохяйственных соглашений, а также установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 указанного закона.

Как установлено судом, охотхозяйственное соглашение от 28.07.2011N 25-39/2011 было заключено Тернейской ОООиР без проведения аукциона в порядке части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ.

В соответствии с частями 5-7 названной статьи юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 этой статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья и площади соответствующего охотничьего угодья. Ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требование о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений» ставка платы для Приморского края составляет 10 руб. за 1 га охотничьего угодья.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 N 63 определен порядок администрирования соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе код бюджетной классификации для данного вида доходов.

Пунктом 3 названного Приказа органы государственной власти субъектов Российской Федерации как администраторы доходов бюджетов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет (подпункт 3.1), осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет и штрафов (пункт подпункт 3.5), доведению до плательщиков реквизитов, необходимых для перечисления в бюджет платы за заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (подпункт 3.6).

Таким образом, письмо ответчика от 16.03.2012 N 52-01-01/292 имело целью лишь довести до Тернейской ОООиР реквизиты для внесения единовременной платы за заключение охотхозяйственного соглашения.

Данное письмо не устанавливает основания для внесения платы, по своему существу не содержит требование об уплате суммы. Заявитель не привел пояснений относительно наличия каких-либо неблагоприятных последствий неисполнения письма ответчика от 16.03.2012, суд таковых не установил.

По пояснениям сторон, какие-либо счета на уплату спорной суммы Управление заявителю не выставляло.

Осуществляя функции, указанные в подпунктах 3.1 и 3.5 Приказа Росприроднадзора от 22.02.2012 N 63, Управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Тернейской ОООиР 2 617 700 руб.единовременной платы за заключение охотхозяйственного соглашения (дело N А51-28586/2012), полагая, что взыскание суммы должно производиться в судебном порядке.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое письмо не нарушило права и законные интересы Тернейской ОООиР, которая вправе в рамках дела N А51-28586/2012 привести соответствующие возражения на иск.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ установление арбитражным судом отсутствия нарушения оспариваемым решением, актом прав и законных интересов заявителя является основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным требования Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, содержащегося в письме от 16.03.2012 N 52-01-01/292, о внесении единовременной платы за заключение охотхозяйственного соглашения.

Возвратить Тернейской общественной организации охотников и рыболовов из федерального бюджета 2000 руб. (Две тысячи рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» от 12.07.2012 N 9721177 на общую сумму 4000 руб., находящейся в материалах дела.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка