АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 января 2013 года Дело N А51-23092/2012

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А.Киричевской,

рассмотрев в судебном заседании 16 января 2013 года дело по заявлению обществу с ограниченной ответственностью «Примброкер» (ИНН 2540156006, ОГРН 1092540004875, дата регистрации 25.08.2009) к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата регистрации 15.04.2005) о признании незаконным решения об оспаривании решения при участии в заседании:

от заявителя -Кижеватов А.В.

от ответчика - Тополенко Д.В. установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Примброкер» (далее - общество, заявитель, таможенный представитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган, ответчик) от 14.09.2012 N 28-25/28912 об отказе в возврате таможенных платежей, начисленных по ТПО N 10702020/240612/ВБ-6175117 и о понуждении возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 94352,13 руб.

В судебном заседании общество поддержало заявленные требования, считает, что у таможни отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, поскольку им были соблюдены требования, предусмотренные статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон N 311-ФЗ) для обращения в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных пошлин, налогов. Ссылаясь на заключение эксперта ООО «СоюзСтройСервис» от 09.07.2012 N 4681/2012, заявитель указывает, что при таможенном декларировании спорного товара были заявлены сведения, повлиявшие на неверное исчисление суммы таможенных платежей и их уплате в большем размере. Общество считает, что поскольку задекларированный автомобиль TOYOTA PRIUS, номер кузова NHW20-3420624 был выпущен (изготовлен) 15.04.2008 года, что Владивостокской таможней и не оспаривается, его рабочий объем двигателя составлял 1496 кубических сантиметров, то к уплате подлежал таможенный платеж в размере 2543,20 евро, что по курсу ЦБ РФ на 24.06.2012 составило бы 107432,40 рублей. Заявитель указывает, что так как фактически при таможенном оформлении спорного товара сумма таможенных платежей уплачена в размере 201784,53 рублей, то сумма излишне уплаченных таможенных платежей подлежащих возврату составляет 94352,13 рублей.

Таможня, как следует из представленного через канцелярию суда отзыва, заявленные требования не признаёт. Считает, что поскольку факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов не установлен, у заявителя в силу положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ отсутствовали основания для обращения в таможню за возвратом заявленной суммы денежных средств.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

24 июня 2012 года в адрес получателя Прасковой Надежды Сергеевны был ввезен товар - автомобиль марки TOYOTA PRIUS Hibrid, номер кузова NHW20-3420624.

Между Прасковой Н.С. и ООО «Примброкер» был заключен договор от 22.06.2012 N ПБ-7026 на возмездное оказание услуг таможенного представителя. В рамках названного договора обществом в целях таможенного оформления ввезенного товара была подана во Владивостокскую таможню пассажирская таможенная декларация. Пунктом 2.1.9 названного договора на таможенного представителя возложена обязанность по уплате таможенных платежей в отношении декларируемых товаров.

Согласно таможенному приходному ордеру N 10702020/240612/ВБ-6175117 (далее - ТПО N ВБ-6175117) таможенные платежи в сумме 201784,53 руб. уплачены ООО «Примброкер».

Из материалов дела следует, что при таможенном декларировании сведения о дате выпуска автомобиля марки TOYOTA PRIUS Hibrid, номер кузова NHW20-3420624, был выпущен 15.02.2007, таможенным представителем было указано ошибочно, в связи с чем, при исчислении таможенной пошлины была применена ставка в размере 3,2 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

11.07.2012 таможенный представитель обратился во Владивостокскую таможню с письмом от 11.07.2012 N 307, в котором просил произвести пересчет таможенных платежей, уплаченных при оформлении спорного автомобиля на основании заключения эксперта ООО «СоюзСтройСервис» от 09.07.2012 N 4681/2012, согласно которому, дата выпуска спорного автомобиля была определена 15.04.2008, что соответствует ставке таможенной пошлины 1,7 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

Письмом от 27.07.2012 N 28-25/23115 таможня отказала заявителю в пересчете таможенных платежей, указав на то, что таможенным законодательством не установлено право на внесение изменений сведений, заявленных после выпуска товаров, ввезенных для личного пользования и задекларированных с применением пассажирской таможенной декларации.

22.08.2012 общество повторно обратилось в таможню с письмом от 22.12.2012 N 2520 о пересчете таможенных платежей, приложив заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств в сумме 94352,13 руб.

Письмом от 14.09.2012 N28-25/28912 таможенный орган отказал обществу в возврате таможенных платежей, по основаниям аналогичным изложенным в письме от 27.07.2012 N 28-25/23115.

Не согласившись с решением таможни об отказе в возврате таможенных платежей, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность отказа в возврате таможенных платежей, суд находит заявленные требования обоснованным и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Фактически требование о понуждении возвратить таможенные платежи основано на несогласии заявителя с применением в ходе таможенного оформления спорного товара ставки таможенной пошлины, послужившей для допричисления таможенных платежей в большем размере и, как следствие этого, явившемся основанием для отказа таможней в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

В соответствии со статьёй 79 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

К таким лицам, в частности, относится и таможенный представитель, который в соответствии с пунктом 2 статьи 12 ТК ТС совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товары для личного пользования - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Как устанавливает статья 360 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера, форма и порядок заполнения которого определяются решением Комиссии таможенного союза.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

Порядок применения таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования определен в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение от 18.06.2010).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Соглашения определено, что для целей настоящего Соглашения автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), за исключением указанных в абзаце 3 настоящего подпункта (далее - автомобили).

Пунктом 2 статьи 12 Соглашения предусмотрено, что таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, в том числе автомобилей, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к настоящему Соглашению, в размерах, предусмотренных данным приложением, в том числе в отношении (пункт 2 раздела 1 Приложения 5 к Соглашению).

Приложением 5 к Соглашению определены товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу с уплатой таможенных пошлин, налогов. Раздел IV указанного Приложения посвящен транспортным средствам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу любым способом. Пунктом 12 Приложения предусмотрены единые ставки таможенных платежей, взимаемые в отношении автомобилей, ввозимых самими собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжавшего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории Таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению.

В отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 5 лет, а также более 5 лет, ставки таможенных платежей зависят от рабочего объема двигателя.

Так, за ввоз автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 3 лет, но не более 5 лет ставка таможенной пошлины установлена в размере 1,7 евро за 1 кубический сантиметр. При ввозе автомобилей для личного пользования, с момента выпуска которого прошло более 5 лет предусмотрена ставка таможенной пошлины 3,2 евро за 1 кубический сантиметр.

Пунктом 3 статьи 12 Соглашения установлено, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов момент выпуска и объем двигателя авто-, мототранспортных средств определяется в порядке, установленном Приложением 6 к Соглашению.

Согласно Приложению 6 к Соглашению момент выпуска, то есть дата изготовления, рабочий объем двигателя авто-, мототранспортного средства определяются декларантом на основании сведений, содержащихся в документах, подтверждающих его регистрацию в государстве предыдущей регистрации; информации производителя или генерального импортера, дилера, дистрибьютора или иного представителя интересов производителя в государстве - члене Таможенного союза, в том числе содержащейся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированной в номере кузова авто-, мототранспортного средства; иных вспомогательных источников информации.

При этом вспомогательные источники информации используются только при отсутствии сведений или документов, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта1 настоящего Приложения.

В качестве вспомогательных источников информации могут применяться экспертные заключения Торгово-промышленной палаты государства - члена Таможенного союза и ее структурных подразделений, а также иные информационные и справочные источники, доступные для декларанта.

При наличии в указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Приложения документах и сведениях противоречивой информации момент выпуска и (или) рабочий объем цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства определяются на основании заключения представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве - члене Таможенного союза, заключений таможенной или судебной экспертиз (п. 2 Приложения 6 к Соглашению).

В случае если точная дата изготовления не определена, но имеется информация о годе либо годе и месяце изготовления авто-, мототранспортного средства, датой изготовления считается 1 июля года изготовления либо 15-е число месяца изготовления соответственно.

Полагая, что поскольку дата выпуска спорного автомобиля должна быть определена 15.04.2008 года и с момента его выпуска на дату ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не прошло более 5 лет, заявитель считает необходимым применить ставку таможенных пошлин 1,7 евро за 1 кубический сантиметр, исчисляя общую величину таможенных платежей от объёма двигателя 1496 кубических сантиметров с учетом курса Центрального банка России 42,0464 руб. на 1 евро, что составило бы 107432,40 рублей таможенных пошлин подлежащих уплате.

Согласно пункту 1 статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В материалы дела заявителем представлено заключение эксперта Экспертного бюро ООО «СоюзСтройСервис» от 09.07.2012 N 4681/2012, согласно которым дата выпуска транспортного средства определена экспертом как 15.04.2008. При этом, экспертной организацией было сообщено заявителю о том, что заключение от 09.07.2012 N 4681/2012, выданное ООО «Примброкер» было основано на результатах исследования маркировки на деталях и узлах автомобиля, в связи с чем, следует считать верной дату выпуска автомобиля 15.04.2008.

Достоверность определения даты выпуска спорного автомобиля как 15.04.2008 не оспаривается таможенным органом. Несогласие с доводами в данной части не выражено также и в обжалуемом решении об отказе в возврате излишне уплаченных платежей.

При таких обстоятельствах суд признает правомерной позицию заявителя относительно расчета суммы таможенных платежей подлежавшей уплате за ввоз спорного автомобиля в размере 107432,40 рублей. Поскольку согласно ТПО N ВБ-6175117 фактически сумма таможенных платежей уплачена обществом в размере 201784,53 руб., сумма денежных средств в размере 94352,13 руб. является излишне уплаченной.

Доводы таможенного органа об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества о возврате излишне уплаченных денежных средств сводятся лишь к отсутствию факта излишне уплаченных таможенных платежей и невозможности внесения изменений в пассажирскую таможенную декларацию в части сведений, касающихся даты выпуска спорного автомобиля.

Данные доводы судом признаются необоснованными в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (пункт 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Названные законоположения не ставят право участников таможенных правоотношений на возврат излишне уплаченных денежных средств в зависимость от формы таможенного декларирования, равно как от возможности или не возможности внесения изменений в таможенную декларацию.

Таможенным органом не обоснована позиция относительно невозможности установления факта излишней уплаты таможенных платежей, равно как и необоснованна позиция относительно невозможности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, ввезенных для личного пользования с установлением факта излишней уплаты денежных средств в виде таможенных пошлин, налогов.

При этом ссылка таможни на статью 191 ТК ТС признается судом несостоятельной, поскольку данная норма не ограничивает круг участников таможенных правоотношений на внесение изменений в таможенную декларацию, равно как и не определяет перечень таможенных деклараций, в который такие изменения не могут быть внесены.

Принимая во внимание, что общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, подлежащие исчислению соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, а доказательств возврата внесенных денежных средств со стороны таможни не представлено, то суд приходит к выводу, что денежные средства в сумме 94352,13 руб. являются излишне уплаченными таможенными платежами.

То обстоятельство, что таможенный орган отказывается проводить таможенный контроль после выпуска спорного товара и вносить изменения в пассажирскую таможенную декларацию, не является основанием для принятия решения об отказе в возврате таможенных платежей. Обращение в суд с заявлением о возврате таможенных платежей является процессуальным правом заявителя, требования заявителя основаны на несогласии декларанта с применением ставки таможенной пошлины в ходе таможенного оформления товара, и, как следствие этого послужившей основанием для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Довод таможни о том, что обществом не было представлено необходимых документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, судом отклоняется.

Выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 АПК РФ является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требования заявителя.

Так как досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, трехлетний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истёк, сведения о задолженности по таможенным платежам в федеральный бюджет в материалы дела таможней не предоставлены, то суд не находит оснований для отказа в удовлетворения требования заявителя об их возврате.

Удовлетворяя заявленное требование, суд полагает необходимым установить Владивостокской таможне месячный срок для устранения нарушений прав заявителя, поскольку данный срок предусмотрен пунктом 6 статьи 147 Законом N 311-ФЗ.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110,167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 14.09.2012 N28-25/28912 об отказе в возврате таможенных платежей, начисленных по ТПО N10702020/240612/ВБ-6175117, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Обязать Владивостокскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Примброкер» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 94352,13 (девяносто четыре тысячи триста пятьдесят два рубля 13 коп.) руб.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Примброкер» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5774,9 (пять тысяч семьсот семьдесят четыре рубля 90 коп.) руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Попов Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка