АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2013 года Дело N А51-24476/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А.Киричевской,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Овсюк Ф.В. (ИНН 251112605035, ОГРН 308251112000066, дата регистрации 29.04.2008) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю (ИНН 2511015850, ОГРН 1022500867267, дата регистрации 27.12.2004) о признании незаконным решения при участии:

от заявителя - представитель Ткаченко И.В.

от инспекции - главный государственный налоговый инспектор Петель Е.Н., главный государственный налоговый инспектор Селиванова Т.В., заместитель начальника отдела Коляда А.М., главный государственный налоговый инспектор Петрова О.Л., главный государственный налоговый инспектор Бариловская Е.А. установил:

Индивидуальный предприниматель Овсюк Федор Васильевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 26.07.2012 N39823 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и просит обязать инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения о возмещении налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 2010 года в сумме 76 323 958 рублей.

В обоснование требований заявитель указал на допущенные налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки нарушения положений статьи 88 НК РФ, поскольку в оспариваемом решении отсутствует информация о том, какие недостатки в проверяемой налоговой декларации явились основанием для составления акта, что свидетельствует об отсутствии законных оснований для его составления.

По мнению предпринимателя, им были выполнены все необходимые и достаточные условия, определенные положениями статьи 172 НК РФ, для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Заявитель считает выводы налогового органа, изложенные в оспариваемом решении, о том, что его деятельность направлена не на извлечение прибыли, а на получение налоговой выгоды в виде возмещения НДС, не соответствуют действительности. Так за 2010 год им было уплачено 55 млн. рублей налога на доходы с физических лиц, сумма полученного дохода за вычетом профессиональных налоговых вычетов, заявленная в декларации по НДФЛ, составила 422,9 млн. рублей. Во втором квартале 2010 года таможенным органам был уплачен налог на добавленную стоимость в общей сумме 212,7 млн. рублей, тогда как к возмещению за указанный период заявлено НДС в сумме 76,3 млн. рублей.

Предприниматель считает вывод налогового органа о его неосмотрительности в выборе контрагентов несостоятельным и не влияющим на право получения налогового вычета по НДС, так как им предъявлен к вычету НДС, уплаченный не сомнительным, по мнению налогового органа, контрагентам, а при пересечении товара через таможенную границу.

Налоговый орган, возражая против заявленных требований, в письменном отзыве, поддержанном его представителями в ходе судебного разбирательства, указал, что им не было допущено нарушений положений статьи 88 НК РФ в ходе проведения камеральной налоговой проверки второй уточненной налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2010 года, так налогоплательщик извещался о времени и месте рассмотрения материалов проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля. При камеральной налоговой проверке первой уточнённой налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2010 года инспекцией направлялось сообщение N13/20629 от 01.09.2011 с требованием представления пояснений по вопросам правильности выбора контрагентов и взаимоотношений с ними, источника происхождения денежных средств для осуществления бизнеса, наличия складских помещений, порядка оприходования товара. На указанное требование 13.09.2011 от ИП Овсюк Ф.В. поступило пояснение, что в начале своей деятельности денежные средства вкладывались свои, далее товар приобретался за счет средств покупателей, которые перечисляли денежные средства авансом безналичным путем через банк. Также налогоплательщик пояснил, что транспортных средств, складских помещений не имеет, так как товар сразу отгружается покупателям после декларирования, после чего в товарных накладных ставится роспись и печать покупателя. В адрес ИП Овсюк по данному налоговому периоду и иным периодам налоговым органом направлялись сообщения с требованием предоставления пояснений по вопросу осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в частности, по декларациям за 2 квартал 2010 года - сообщение с требованием предоставления пояснений от 10.01.2012 N13/22492, от 19.01.2012 N13/22632. Поэтому необходимость истребования иных пояснений помимо тех, которые были получены в ходе камеральных проверок первичной, первой и второй уточненных налоговых деклараций по НДС за 2 квартал 2010 года у инспекции отсутствовала.

Кроме того налоговый орган считает, что для реализации предусмотренного п. 1 ст. 172 НК РФ права, налогоплательщик должен представить доказательства понесенных затрат по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию РФ и принятия указанных товаров к учету. В ходе камеральной проверки налоговой декларации установлено, что у налогоплательщика отсутствуют необходимые условия для достижения результатов экономической деятельности в заявленных объёмах (во 2 кв. 2010 года ввезено товаров по 156 ГТД): собственные или арендованные основные средства, транспортные средства, складские помещения, персонал. По данным инспекции, все организации - покупатели товара у ИП Овсюк Ф.В. обладают признаками «фирм-однодневок»: данные организации по адресам регистрации не находятся, договоры аренды с собственниками зданий с указанными организациями не заключались, с момента регистрации и по настоящее время контрагенты имеют минимальный уставный капитал, не имеют основных средств, складских помещений, собственных или арендованных транспортных средств, среднесписочная численность составляет 1 человек. Из анализа полученных выписок о движении денежных средств на расчетных счетах следует, что у данных организаций при значительных оборотах полностью отсутствуют расходы по оплате коммунальных услуг, транспортных услуг, арендных платежей, по оплате канцелярских, представительских затрат. Отчетность в налоговые органы предоставляют с «0» показателями или с минимальными суммами к уплате в бюджет.

Налоговый орган считает, что отсутствие управленческого и технического персонала свидетельствует о невозможности реального осуществления деятельности одним ИП Овсюк Ф. В. по оприходованию ввезенного импортного товара в указанных объемах.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что Овсюк Федор Васильевич (ИНН 251112605035) зарегистрирован 29.04.2008 в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю, ОГРНИП 308251 112000066.

27.01.2012 индивидуальным предпринимателем представлена уточненная декларация (корректировка N2) по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2010 года с суммой налога к возмещению из бюджета - 76 323 958 руб.

Инспекцией проведена камеральная проверка указанной декларации. По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом 15.05.2012 составлен акт проверки N26398, который 21.05.2012 вручен представителю налогоплательщика. Уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 19.07.2012 N12/11160 вручено представителю предпринимателя 20.07.2012.

06.06.2012 предпринимателем представлены письменные возражения по акту проверки. В ходе рассмотрения материалов проверки с учетом письменных возражений и необходимостью получения дополнительной информации, инспекцией вынесено решение от 26.06.2012 N15 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В ходе рассмотрения материалов проверки (протокол от 26.07.2012 N05/39) в отсутствии налогоплательщика (его представителя), извещенного надлежащим образом (уведомление от 19.07.2012 N 12/11160), с учетом письменных возражений, инспекцией вынесено решение от 26.07.2012 N39823 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в котором налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 76 323 958 руб.

Предприниматель обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на решение от 26.07.2012 N39823. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 13.09.2012 N13-11/526 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции от 26.07.2012 N39823 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Овсюк Ф.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается, в том числе, ввоз товаров на таможенную территории Российской Федерации.

Статьей 143 НК РФ предусмотрено, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, налог на добавленную стоимость уплачивают лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС в состав таможенных платежей входит налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, производятся после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, право на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: фактического приобретения товара, работ, услуг (ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации); подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога таможенным органам; принятия к учету ввезенных на таможенную территорию товаров, подтвержденное соответствующими первичными документами.

Индивидуальный предприниматель в проверяемом периоде осуществлял деятельность с применением общего режима налогообложения, в соответствии со ст. 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком налога на добавленную стоимость и в соответствии с п.3 ст. 164 НК РФ исчисление НДС производил по налоговой ставке 18%.

27.01.2012 предпринимателем в налоговую инспекцию по месту регистрации представлена вторая уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 кв. 2010 года, регистрационный номер декларации 24497155, в которой отразил:

- строка 050 сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета - 76 323 958 руб.,

- строка 070 сумма полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров - 8 639 549 руб. (НДС 1 317 897 руб.),

- строка 120 общая сумма исчисленного НДС - 138 458 123 руб.,

- строка 200 сумма налога, исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету с даты отгрузки соответствующих товаров - 1 318 111 руб.,

- строка 220 общая сумма НДС, подлежащая вычету - 214 782 081 руб.

В проверяемом налоговом периоде предприниматель осуществлял внешнеэкономическую деятельность по импортным контрактам, являлся перепродавцом товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.

Всего во 2 квартале 2010 года предпринимателем на территорию РФ ввезен товар по 156-ти ГТД на общую сумму 15 199 817 дол. США, или в рублевом эквиваленте на сумму 469 611 734 руб.

Ввоз импортных товаров осуществлялся на основании двух внешнеэкономических контрактов заключенных со следующими контрагентами:

1. Торгово-экономическое общество с ограниченной ответственностью «И ХЭН». Контракт NHLSF-157 от 17.03.2009 на поставку стройматериалов и товаров народного потребления. Срок действия контракта с 17.03.2009 по 31.12.2012. Общая сумма контракта - 5 млн. долл. США. Дополнительным соглашением от 02.11.2009 общая сумма контракта увеличена до 100 млн. дол. США.

По указанному контракту во 2 квартале 2010 года по 80-ти ГТД ввезено товаров народного потребления (сумки дамские, сумки женские, кошельки, портфели, предметы одежды женские, предметы одежды мужские, носки, колготки женские и др.) в количестве 5 103 504 шт. на сумму 7 664 830 дол. США, в рублевом эквиваленте на сумму 225 284 423 руб.

Во 2 квартале 2010 года предпринимателем произведена оплата по контракту в сумме 6 348 729,72 долл. США. Задолженность перед инопартнером на 01.07.2010 составила 2 295 742,87 дол.США.

2. Суйфэньхэнская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью «Фенсян». Контракт N11LSF-1209 от 25.08.2009 на поставку товаров народного потребления. Общая сумма контракта - 50 млн.долл. США. Срок окончания действия Контракта 31.01.2013.

Во 2 квартале 2010 года по 76-ти ГТД ввезено товаров народного потребления (сумки дамские, сумки женские, кошельки, портфели, предметы одежды женские, предметы одежды мужские, носки, колготки женские и др.) в количестве 14 144 332 шт. на сумму 7 534 988 дол. США, в рублевом эквиваленте на сумму 244 327 312 руб.

Во 2 квартале 2010 года предпринимателем произведена оплата по контракту в сумме 1 486 364,5 дол.США. Задолженность перед инопартнером на 01.07.2010 составила 7 915 390,22 дол. США.

Поступление товаров на таможенную территорию РФ с отметкой таможенного органа «Выпуск разрешен» производилось согласно грузовым таможенным декларациям, подтверждающим ввоз товара в режиме «импорт», со штампом российской таможни о выпуске товара для свободного обращения.

Для подтверждения факта реального ввоза товара на территорию РФ предпринимателем предоставлены копии международных товарно-транспортных накладных с отметками Уссурийской таможни «выпуск разрешен». В ходе проверки проведена сверка грузовых таможенных деклараций, представленных налогоплательщиком, с электронными копиями ГТД, представленными таможенными органами в инспекцию, расхождений не установлено.

При таможенном оформлении ввозимого товара его таможенная стоимость была скорректирована в сторону увеличения. Все таможенные платежи, включая НДС, по 156-ти ГТД были исчислены исходя из скорректированной стоимости ввозимых товаров налогоплательщиком.

Во 2 квартале 2010 года предпринимателем Овсюк Ф.В. было оплачено таможенных платежей на сумму 528 228 939,3 руб., в т.ч. таможенный сбор - 1 101 500 руб., таможенная пошлина - 314 367 146,3 руб., НДС - 212 760 293 руб.

Ответом Уссурийской таможни от 08.02.2012 N19-26/2293 (отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей) на запрос МИФНС России N9 по Приморскому краю от 08.02.2012 N13/9 подтверждается, что налогоплательщиком был оплачен НДС на таможне в сумме 212 760 463 руб.

Оплата таможенных платежей, в том числе оплата НДС по товару, ввезенному согласно ГТД, заявленному к возмещению во 2 квартале 2010 года, подтверждается выписками банка, платежными поручениями. При анализе происхождения денежных средств, уплаченных таможенным органам, в том числе НДС, установлено, что оплата производится за счет денежных средств, участвующих в формировании налоговой базы, т.е. за счет выручки, поступающей от покупателей.

Товары, предназначенные для перепродажи, собственниками принимаются к учету на основании документов по форме, предусмотренной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

В соответствии с п.2 ст. 11 Налогового кодекса РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Из пояснений ИП Овсюк Ф.В. от 17.02.2012, представленных в инспекцию, следует, что согласно учетной политике, оприходование товара производится в соответствии с условиями договоров поставки (контрактов).

Весь ввезенный на территорию Российской Федерации товар был оприходован предпринимателем в книге покупок на основании ГТД.

Во 2 квартале 2010 года товар был реализован 61-му покупателю на сумму 899 030 368 руб. (в т.ч. НДС 137 140 226 руб.) по договорам купли-продажи:

Наименование покупателя

ИНН/КПП

I.

ООО "АВЕНСИС"

2537056361/253701001

2.

ООО "АВТО-УНИВЕРСАЛ"

2511050630/251101001

3.

ООО "АДАРА"

2537067236/253701001

4.

ООО "АЗИЯ-СТРОИ"

2539100538/253901001

5.

ООО "Альфа-ДВ"

2538125699/253801001