АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 января 2013 года Дело N А51-22518/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 января 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Вавило, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шульги Валерии Валерьевны (ИНН 253810309417, ОГРН 311253836100037, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2011) к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края (ИНН 2521001247, ОГРН 1022501062088, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.11.1999)

третье лицо - филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю об оспаривании бездействия при участии в судебном заседании:

от заявителя - лично В.В. Шульга, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серии 25 N 003560207 от 27.12.2011;

от ответчика - не явились, извещены,

от третьего лица - не явились, извещены,

установил: индивидуальный предприниматель Шульга Валерия Валерьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП В.В. Шульга) обратилась в арбитражный суд с заявлением (в редакции уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

1) о признании незаконным бездействия администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в период с 15.06.2012 по 28.09.2012, выразившиеся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в аренду ИП Шульга Валерии Валерьевне земельного участка с кадастровым N 25:10:011001:39, площадью 150 000 кв.м, для сельскохозяйственного использования, сроком на 49 лет, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - земельный участок, участок находится примерно в 2 110 м от ориентира по направлению северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, р-н Надеждинский, п. Тавричанка, ул. Радиостанции, д. 2;

2) о признании незаконным решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 28.09.2012 N 5924 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:10:011001:39, площадью 150 000 кв.м., для сельскохозяйственного использования, сроком на 49 лет, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - земельный участок, участок находится примерно в 2110 м от ориентира по направлению северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, р-н Надеждинский, п. Тавричанка, ул. Радиостанции, д. 2;

3) об обязании администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в течение двух недель с момента принятия судебного решения по делу принять решение о предоставлении в аренду ИП Шульга Валерии Валерьевне земельного участка с кадастровым N 25:10:011001:39, площадью 150 000 кв.м, для сельскохозяйственного использования, сроком на 49 лет, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - земельный участок, участок находится примерно в 2110 м от ориентира по направлению северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, р-н Надеждинский, п. Тавричанка, ул. Радиостанции, д. 2 и в течение недели с момента принятия такого решения заключить договор аренды на указанный земельный участок.

Представители ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание не явились, поскольку суд не усматривает препятствий для проведения судебного заседания, то оно проводится в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований предприниматель В.В. Шульга указала на незаконность бездействия администрации Надеждинского муниципального района при принятии решения о предоставлении ей спорного земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Полагает, что ответчику с заявлением были предоставлены все необходимые документы для принятия решения.

По мнению предпринимателя, издание и подписание распоряжения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, подтверждается соответствующим образом заверенная выписка из указанного муниципального акта, которая обладает юридической силой.

Считает, что у администрации отсутствовали основания для приостановления рассмотрения заявления в связи с проведением служебного расследования, так как в силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен двухнедельный срок принятия решения о предоставлении земельного участка со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка.

Указывает, что факт подачи ответчиком заявления в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю не может являться основанием для отказа заявленных предпринимателем требований.

Администрация в письменном отзыве с заявленными требованиями предпринимателя не согласилась. Пояснила, что изначально заявление о предоставлении земельного участка предпринимателем подано с нарушением статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, так как в нем не была определена конкретная цель использования земельного участка, его месторасположение и испрашиваемое право на землю. Также к заявлению не было приложено свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства.

Указывает, что распоряжение от 25.11.2011 N 1755-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка В.В. Шульга для сельскохозяйственного использования» в установленном действующим законодательством порядке администрацией не принималось.

Ввиду того, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет В.В. Шульга на основе не издаваемых муниципальных правовых актов, администрация Надеждинского муниципального района не нарушая сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка с момента предоставления кадастрового паспорта уведомила заявителя о том, что рассмотрение данного заявления приостановлено до проведения служебного расследования, после которого предприниматель уведомлен о результатах его проведения и о решении об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. Следовательно, бездействие в действиях администрации Надеждинского района отсутствует, поскольку решение по земельному участку администрацией района было принято.

Данные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Третье лицо в письменном отзыве пояснило, что кадастровый паспорт спорного земельного участка выдан предпринимателю В.В. Шульга на основании решения органа кадастрового учета от 16.02.2012 N Ф01/12-1733. Заявление администрации Надеждинского муниципального района о снятии с кадастрового учета земельного участка исполнено не было на основании исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края о принятии обеспечительных мер в виде запрета производить любые регистрационные действия в отношении спорного земельного участка.

Исследовав материалы дела, суд установил, что 05.08.2011 В.В. Шульга обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 25 га, расположенного в районе Тавричанского сельского поселения, для сельскохозяйственного использования.

При рассмотрении обращения администрация рекомендовала заявителю предоставить выкопировку из топографического плана в масштабе 1:2000 или 1:5000 соответствующей территории для принятия решения о выделении испрашиваемого земельного участка.

12.11.2011 на основании поступивших от В.В. Шульги дополнительных документов в районной газете «Трудовая слава» управлением муниципального имущества администрации опубликовано сообщение о намерении органа местного самоуправления передать в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 150000 кв.м. расположенный: Приморский край, Надеждинский район, п. Тавричанка, примерно в 2 110 м на северо-запад от д. N 2 по ул. Радиостанция, для сельскохозяйственного использования.

В декабре 2011 года заявителем получена утвержденная схема расположения земельного участка и выписка из распоряжения администрации Надеждинского муниципального района от 25.11.2011 N 1755-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка В.В. Шульга для сельскохозяйственного использования».

На основании полученных документов заявителем проведены работы по межеванию земельного участка. Спорный земельный участок 16.02.2012 поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 25:10:011001:39.

31.05.2012 В.В. Шульга вновь обратилась в администрацию с заявлением о заключении договора аренды сроком на 49 лет испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного использования, согласно которому она в дополнение к ранее поданному заявлению от 05.08.2011 предоставила оригинал кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок, подготовленный на основании распоряжения от 25.11.2011 N 1755-р об утверждении схемы расположения земельного участка. Отдельным заявлением В.В. Шульга просила выдать оригинал (заверенную копию) распоряжение администрации Надеждинского муниципального района от 25.11.2011 N 1755-р.

Письмами от 14.06.2012 N 1711, от 19.06.2012 N 1803 администрация сообщила предпринимателю о невозможности выдачи оригинала либо копии распоряжения в виду его отсутствия, а рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в аренду приостановлено до момента окончания служебной проверки по факту фальсификации распорядительного документа.

Посчитав, что своим бездействием администрация Надеждинского муниципального района нарушает права на приобретение испрашиваемого земельного участка в аренду, В.В. Шульга 27.06.2012 обратилась в прокуратуру Надеждинского района. По результатам проверки прокурором 25.07.2012 в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений требований Земельного кодекса Российской Федерации, в котором поставлен вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения, к дисциплинарной ответственности.

28.09.2012 по результатам рассмотрения очередного обращения от 06.09.2012 предпринимателя ответчик сообщил, что запрашиваемое распоряжение от 25.11.2011 N 1755-р администрацией Надеждинского муниципального района не издавалось, в следствии чего на основании заключения комиссии о проведении служебного расследования администрация в ближайшее время обратится с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:10:011001:39, в связи с чем в предоставлении испрашиваемого в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:10:011001:39 предпринимателю отказано.

Не согласившись с решением об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, посчитав, что отказ и бездействие органа местного самоуправления в непринятии решения в предоставлении земельного участка в период с 15.06.2012 по 28.09.2012 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, В.В. Шульга обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

По правилам пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ установлено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исходя из материалов дела, заявление В.В. Шульги от 05.08.2011 о предоставлении земельного участка содержит данные о земельном участке, в том числе о его ориентировочной площади - 25 га, местоположении - район Тавричанского сельского поселения, цель использования земельного участка обозначена как для сельскохозяйственного использования, испрашиваемое право на землю - аренда (с учетом уточнений, указанных в заявлении от 31.05.2012).

Таким образом, заявление предпринимателя о предоставлении в пользование земельного участка отвечает требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ, в связи с чем, суд отклоняет довод ответчика о том, что в обращении В.В. Шульга к администрации района о предоставлении в аренду земельного участка не определена цель его использования, его местоположение и испрашиваемое право на землю, как несоответствующий фактическим обстоятельствам.

Судом также отклоняется довод ответчика, что в нарушение норм ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предпринимателем к заявлению не приложено свидетельство о регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Статья 34 ЗК РФ также не исключает возможность предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Судом установлено, что при обращении 05.08.2011 в администрацию Надеждинского муниципального района В.В. Шульга не была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Статус индивидуального предпринимателя приобретен заявителем 27.12.2011, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серии 25 N 003560207. Таким образом, согласованные администрацией Надеждинского муниципального района документы (схема расположения земельного участка и выписка из распоряжения от 25.11.2012 N 1755-р) выдавались В.В. Шульга как индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Судом установлено, что кадастровый паспорт земельного участка был предоставлен предпринимателем в администрацию Надеждинского муниципального района 31.05.2012, что подтверждается отметкой на заявлении о дате его поступления, следовательно, окончательный срок принятия решения о предоставлении земельного участка истек 14.06.2012. Однако органом местного самоуправления в установленный срок соответствующего решения не принято.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в период с 15.06.2012 по 28.09.2012, выразившиеся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в аренду ИП В.В. Шульга, не соответствует закону и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности заявителя.

Письмом от 28.09.2012 N 5924 администрацией отказано в предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка в долгосрочную аренду в связи с тем, что администрация Надеждинского муниципального района в установленном порядке действующим законодательством никаких правовых актов по согласованию схемы расположения земельного участка испрашиваемого заявителем ей не принималось.

Вместе с тем, представленными в материалы дела заверенной выпиской распоряжения администрации Надеждинского муниципального района от 25.11.2012 N 1755-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка В.В. Шульга для сельскохозяйственного использования», схемой расположения земельного участка со ссылкой на указанное распоряжение подтверждается обратное.

Кроме того, утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании месторасположения границ земельных участков» является основанием для выполнения кадастровых работ образуемого земельного участка, и подлежит обязательному включению в содержание (состав) межевого плана земельного участка.

Испрашиваемый предпринимателем земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 25:10:011001:39.

Учитывая изложенное, суд полагает, что решение ответчика об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание изложенное, суд находит требования заявителя о признании незаконными бездействие администрации Надеждинского муниципального района в период с 15.06.2012 по 28.09.2012, выразившиеся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении предпринимателю в аренду спорного земельного участка, и отказ ответчика в предоставлении в аренду земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания в течение двух недель с момента вступления решения в по делу в законную силу принять решение о предоставлении в аренду предпринимателю В.В. Шульга земельного участка с кадастровым номером 25:10:011001:39, площадью 150 000 кв.м, для сельскохозяйственного использования, сроком на 49 лет, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - земельный участок, участок находится примерно в 2110 м от ориентира по направлению северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, р-н Надеждинский, п. Тавричанка, ул. Радиостанции, д. 2 и в течение недели с момента принятия такого решения заключить договор аренды на указанный земельный участок.