АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2013 года Дело N А51-31808/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаровой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408) к индивидуальному предпринимателю Шестопалову Александру Алексеевичу (ИНН 252603177496, ОГРН 310250602500012) о привлечении к административной ответственности

при участии: от заявителя - Малявина О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела юридического обеспечения по доверенности от 06.08.2012 установил: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шестопалова Александра Алексеевича к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ответчик в заседание суда не явился, извещен судом о дате и времени судебного заседания в установленном законом порядке, о чем свидетельствует уведомление о получении им определения суда.

Суд, руководствуясь статьями 123, 137, 156, 205 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие предпринимателя.

Управление в обоснование заявленного требования, указало, что основанием для составления протокола об административном правонарушении послужили выявленные при проверке нарушения требований пунктов 14.1, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», пунктов 1.915.12, 19.15.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

Управление пояснило, что выявленные нарушения выразились в том, что предпринимателем не осуществлялся производственный лабораторный контроль качества готовой продукции, а именно: результаты лабораторных исследований готовой продукции за 2011-2012 гг. отсутствуют; качество образцов продукции общественного питания (готовых блюд) по микробиологическим показателям не соответствуют гигиеническим нормативам: значение КМАФАнМ в тефтелях мясных с рисом - 1,3х10(3) КОЕ/г, в поджарке из свинины - 2x10(4) КОЕ/г, в 0,1 г. салата «Сырный рай» (с заправкой) и салата «Цезарь» (с заправкой) обнаружены БГКП.

Кроме того, заявитель пояснил, что предприниматель за аналогичные правонарушения ранее не привлекался.

Ответчик письменных пояснений по факту административного правонарушения не представил.

Из материалов дела судом установлено, что с 13.11.2012 по 26.11.2012 сотрудником Управления, на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления в г. Лесозаводске от 06.11.2012 N 354, проведена плановая выездная проверка в отношении предпринимателя, осуществляющего деятельность по предоставлению услуг общественного питания в закусочной «Родник», расположенной по адресу: Приморский край, Пожарский район, 247 км. автодороги Хабаровск-Владивосток.

13.11.2012 сотрудником Управления совместно с представителем Лесозаводского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» при участии представителя предпринимателя и понятых произведен отбор проб пищевых продуктов, о чем составлен протокол N 180 отбора проб продукции для проведения лабораторных испытаний (исследований), экспертизы.

В тот же день Управлением вынесено определение N 81 о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении холодной воды централизованного водоснабжения, пищевой продукции - фарш мясной собственного изготовления, смывов, кулинарной продукции общественного питания.

16.11.2012 филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Лесозаводске» подготовлены протоколы лабораторных исследований пищевых продуктов, в которых установлены не соответствия нормам СанПиН 2.3.2.1078-01.

20.11.2012 филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Лесозаводске» подготовлено экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы N 0057/05, в которой указано на несоответствие образцов готовой продукции, взятых в закусочной «Родник» нормам СП 2.3.6.1079-01 и СанПиН 2.3.2.1078-01 по микробиологическим показателям.

20.11.2012 с 10-00 до 12-20 специалистом Управления в присутствии понятых и при участии представителя предпринимателя проведен осмотр помещения, находящихся там вещей и документов предпринимателя.

По результатам осмотра в тот же день управлением составлен протокол N 82/П осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе осмотра установлено, в том числе, что не осуществляется производственный лабораторный контроль качества готовой продукции.

По данному факту и по результатам лабораторных исследований 21.11.2012 Управлением составлен протокол об административном правонарушении по делу N 106, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. При составлении протокола предпринимателем даны объяснения, в которых он указал на то, что, возможно, качество готовых блюд не соответствует нормам по микробиологическим показателям по причине использования воды из скважин, которая не соответствует гигиеническим нормативам, правила личной гигиены повар соблюдает, все сотрудники прошли медицинский осмотр.

Заявление о привлечении к административной ответственности и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены управлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закона N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из содержания статьей 11 Закона N 52-ФЗ следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Пункт 1 статьи 32 Закона N 52-ФЗ устанавливает, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Согласно пункту 3 статьи 32 Закона N 52-ФЗ лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.

Статья 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

СП 2.3.6.1079-01 предусматривает, что санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.

Пункт 1.2 СП 2.3.6.1079-01 предусматривает, что санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).

В силу СанПиН 2.3.2.1078-01 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов.

Пунктом 1.3 СанПиН 2.3.2.1078-01 установлено, что санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области изготовления, ввоза и оборота пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также для органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (далее - Госсанэпидслужбы России), осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль.

Пунктом 1.9.15.1 «Салаты из сырых овощей и фруктов с заправками» Приложения N 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01 установлено, что не допускается содержание в массе продукта 0,1 г. БГКП.

В соответствии с пунктом 1.9.15.12 «Блюда из мыса и мясных продуктов» Приложения N 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01 не допускается содержание в массе продукта более 1x10(3) КОЕ/г.

Из материалов дела судом установлено, что предпринимателем не осуществляется, в том числе, производственный лабораторный контроль качества готовой продукции.

Кроме того, по результатам лабораторных исследований пищевых продуктов, отобранных в ходе плановой выездной проверки в закусочной «Родник» установлено, что качество образцов продукции общественного питания (готовой продукции) по микробиологическим показателям не соответствует гигиеническим нормативам.

Данные факты подтверждаются протоколами лабораторных исследований пищевых продуктов от 16.11.2012 NN 2545, 2547, 2548, 2549, экспертным заключением от 20.11.2012 N 0057/05, протоколом осмотра N 82/П от 20.11.2012, протоколом об административном правонарушении от 21.11.2012 и не оспариваются ответчиком.

Таким образом, предпринимателем нарушены требования Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00 N 29-ФЗ, СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

В связи с чем, в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, а также характер охраняемых законом общественных отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного предпринимателем административного правонарушения малозначительным.

Суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание совершение предпринимателем правонарушения впервые, считает возможным наложить на индивидуального предпринимателя взыскание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в размере 20 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь Шестопалова Александра Алексеевича, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 25.01.2010, ИНН 252603177496, ОГРН 310250602500012, родившегося 22.09.1960 в д. Красная Слобода Воловского района Тульской области, проживающего в с. Бурлит Пожарского района Приморского края, ул. Октябрьская, д. 32, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу в банке или иной кредитной организации по следующим реквизитам: наименование получателя платежа - УФК по Приморскому краю (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю), ИНН 2538090446, КПП 253801001, код ОКАТО 05411000000, счет 40101810900000010002 ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 040507001, наименование платежа: уплата административного штрафа по делу N А51-31808/2012, КБК 14111628000016000140.

Платежный документ об уплате штрафа должен быть направлен в арбитражный суд, принявший решение, в течение трех дней с момента уплаты.

В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты штрафа направить решение на принудительное исполнение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка