АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2013 года Дело N А51-26933/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2013 года .

Полный текст решения изготовлен 28 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Широких Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Деметра» (ИНН 2522000045, ОГРН 1052502157553) к Администрации Приморского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, Управлению по координации правоохранительной деятельности Приморского края третьи лица: Департамент труда и социального развития Приморского края, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края о признании незаконным решения, при участии в заседании:

от заявителя - представитель Сырбу Г.Г., доверенность от 22.10.2012;

от Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края - представитель Рыпчук О.В., протокол N 1 от 09.01.2013;

от Администрации Приморского края - представитель Оленева Ю.В., доверенность N 11-25/1457от 03.04.2012;

от Департамента по координации правоохранительной деятельности - представитель Оленева Ю.В., доверенность N 44/4 от 09.01.2013;

от Департамента труда и социального развития Приморского края - Студило А.Г., доверенность от 09.01.2013;

от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края - представитель Бочкарев Д.Ю., доверенность N 25-01/06-25 от 09.01.2013;

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Деметра» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края (далее -МВК) о признании незаконным решения об отклонении заявки на привлечение в 2013 году 232 иностранных работников. Одновременно с принятием заявления к производству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Приморского края, Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края.

Определением от 03.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управление государственной службы занятости населения Приморского края и Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края.

В судебном заседании представитель Департамента труда и социального развития Приморского края заявил ходатайство о замене третьего лица - Управления государственной службы занятости населения Приморского края на Департамент труда и социального развития Приморского края в связи с реорганизацией. Суд в порядке ст. 48 АПК РФ ходатайство удовлетворил и производит замену третьего лица его правопреемником - Департаментом труда и социального развития Приморского края.

В судебном заседании заявитель ходатайствовал об уточнении заявленных требований и просит суд признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, оформленное протоколом N 5 от 09.07.2012, об отклонении заявки ООО «Деметра» на привлечение в 2013 году иностранных работников.

Обосновывая заявленные требования, общество указало, что оно неоднократно направляло в органы занятости населения сведения о наличии у него вакансий и потребности в работниках. Однако данная потребность не была удовлетворена ни за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации, ни за какой-либо другой счет. На предприятие органами занятости безработные граждане - соискатели указанных работодателем профессий не направлялись вообще.

На основании изложенного общество утверждает, что потребность общества в работниках может быть удовлетворена исключительно путем привлечения иностранных граждан.

С учетом изложенного заявитель считает решение межведомственной комиссии об отклонении заявки ООО «Деметра» на привлечение в 2013 году иностранных работников незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Межведомственная комиссия в письменном отзыве по заявленным требованиям возразила, указала, что в нарушение положений статьи 198 АПК РФ заявителем не указано, в чем именно решением МВК не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, как нарушаются права и законные интересы общества.

Дополнительно представитель МВК пояснил, что при рассмотрении заявки были приняты во внимание заключение государственной службы занятости населения Приморского края, допускающее привлечение заявителем 1го руководителя группы, 1го сварщика, 2х отделочников железобетонных изделий, 2 штукатуров, 3 каменщиков, 2 бетонщиков, 1 плотника, 1 экспедитора и 80ти овощеводов и, заключение департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, о том, что ООО «Деметра» не получило заключения на привлечение дополнительной иностранной рабочей силы в 2013 году, как не предоставившее обоснования эффективности использования иностранной рабочей силы в 2011 году. Кроме того, на обозрение комиссии было представлено информационное письмо от 21.06.2012 N 1202-3-15 отдела надзорной деятельности Октябрьского муниципального района ГУ МЧС по Приморскому краю, в котором содержится требование рассмотреть вопрос о ликвидации или ограничении квот на ввоз иностранной рабочей силы, в том числе, и ООО «Деметра». Из текста данного письма следует, что ООО «Деметра» нарушаются требования пожарной безопасности и не исполняются предписания государственного пожарного надзора по устранению выявленных нарушений в строениях, где проживают граждане КНР - все прибывшие иностранные рабочие размещаются на полевых станах. Кроме того, ООО «Деметра» не представляет информацию по местам проживания и количеству иностранных работников.

Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края по заявленным требованиям пояснил, что 29.03.2012 общество направило в КГКУ «Центр занятости населения г. Уссурийска» сведения о потребности в 232 иностранных работниках, а именно 1 руководитель группы, 2 сварщика арматурных сеток и каркасов, 5 отделочников железобетонных изделий, 5 штукатуров, 9 каменщиков, 6 бетонщиков, 2 плотника, 2 экспедитора по перевозке грузов, 200 овощеводов. В центрах занятости Приморского края на 01.06.2011 состояло на учете 20 384 работника, а в разрезе вышеназванных профессий: 10 граждан по профессии руководителя группы, 17 штукатуров, 19 каменщиков, 56 бетонщиков, 123 плотника, 8 экспедиторов по перевозке грузов, 23 овощевода. Кроме того, в центре занятости Приморского края имелась информация о 42 выпускниках образовательных учреждений по профессии штукатур, 40 выпускниках по профессии овощевод, 126 выпускниках по профессии каменщик и 21 выпускнике по профессии плотник.

Соблюдая принцип приоритета устройства российских граждан на вакантные рабочие места, в связи с тем, что в целом по Приморскому краю работодателями было заявлено по вышеназванным профессиям 27556 человек в качестве иностранной рабочей силы, а также в целях пропорционального распределения квоты Управлением государственной службы занятости было подготовлено заключение с предложением утвердить обществу квоту в следующем размере: 1 руководитель группы, 1 сварщик арматурных сеток, 2 отделочника, 2 штукатура, 3 каменщика, 2 бетонщика, 1 плотник, 1 экспедитор по перевозке грузов, 80 овощеводов.

Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленным требованиям возразило. В обоснование возражений указало, что заявителем не уточнено, какие нормы права нарушены ответчиком при принятии оспариваемого решения. Кроме того, в представленном дополнении к отзыву управление указало, что срок ежегодного направления предложений субъектов РФ в Минздравсоцразвития истек и восстановление его законодательством не предусмотрено. Считает, что выбранный заявителем способ исполнения решения несоответствующим законодательству.

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, по существу заявления пояснил, что в соответствии с федеральным законом от 29.12.2006 N264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» на основании Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2012-2013годы в агропромышленном комплексе Приморского края осуществляются мероприятия направленные на повышение эффективности сельского хозяйства, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни. Департаментом, согласно п.11 постановления Правительства от 22.12.2006 N783, в июне 2012года были рассмотрены заявки работодателей на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления сельскохозяйственной деятельности в 2013году. С учетом оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в 2011году Департаментом, входящим в состав участников МВК, подготовлено заключение о целесообразности привлечения необходимого количества и профессионально-квалификационной структуры иностранных работников в агропромышленный комплекс Приморского края для выполнения мероприятий государственной программы на 2013год. Исходя из анализа представленной обществом информации, данное предприятие сельскохозяйственную деятельность в 2011году не осуществляло. Из-за отсутствия в программе технической и технологической модернизации общества мероприятий, предусматривающих проведение строительных работ, привлечение дополнительных иностранных работников строительных специальностей не рассматривалось. Кроме того. Представитель Департамента также обратил внимание на то, что исходя из представленной обществом информации, у последнего отсутствует техника непосредственно участвующая в производственном процессе, из чего можно сделать вывод, что, привлекая иностранную рабочую силу, заявитель рассчитывает исключительно на ручной труд, что противоречит концепции государственной программы.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил, что общество с ограниченной ответственностью «Деметра» обратилось в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2013 год.

Согласно заявке иностранные работники необходимы обществу для замещения следующих должностей: руководитель группы - 1, сварщик арматурных сеток и каркасов - 2, отделочник железобетонных изделий - 5, штукатур - 5, каменщик - 9, бетонщик - 6, плотник - 2, экспедитор по перевозке грузов - 2, овощевод - 200. Страна, из которой предусматривается привлечение работников - Китай.

Заявка общества была зарегистрирована и направлена в межведомственную комиссию на рассмотрение.

На заседании межведомственной комиссии 09.07.2012 заявка общества была рассмотрена и отклонена. В качестве основания отклонения заявки были указаны нормы пунктов 18а и 18г постановления Правительства РФ от 22.12.2006 N783:

- наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;

- отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

Результаты заседания межведомственной комиссии оформлены протоколом N 5 от 09.07.2012.

Письмом от 18.07.2012 N 25-02-35/1532 Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края уведомило общество об отклонении его заявки по указанным выше основаниям.

Посчитав решение межведомственной комиссии по отклонению заявки незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.

Экономические, организационные и правовые основы государственной политики содействия занятости населения определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон от 19.04.1991 N 1032-1), согласно которому государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, а также на международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых договоров (статья 5 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - «Закон N 115-ФЗ»), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Закона N 115-ФЗ).

Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Пунктом 1 статьи 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.

Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ).

Определение потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее по тексту - Правила).

Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае возложены на Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 N 197-па. Указанный орган собирает заявки работодателей, обобщает их и организовывает подготовку заключений заинтересованных органов исполнительной власти Приморского края.

Заявки работодателей и документы, необходимые для их рассмотрения, направляются Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края в Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, которая создана постановлением Губернатора Приморского края от 22.02.2007 N 40-пг. Данным постановлением утверждено положение о комиссии и ее состав.

Согласно пункту 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

В соответствии с пунктом 18 Правил по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:

- наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пп.а);

- наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах (пп.б);

- наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах (пп.в);

- отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями (пп.г).

Пунктом 20 вышеуказанных Правил предусмотрено, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.

Наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации является основанием для отклонения заявок работодателей.

Общество мотивирует заявленные требования теми обстоятельствами, что оно регулярно обращается в органы занятости населения с целью удовлетворить свои потребности в работниках в объеме и по специальностям, указанным в заявке о потребности в рабочей силе для замещения иностранными работниками на 2013 год.

В подтверждение данного обстоятельства заявитель представил в материалы дела сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для получения квоты на 2013 год поданные 29.03.2012 в КГКУ «Центр занятости населения Октябрьского района» (вх. N 722 и 724) из которых следует, что работодатель представлял сведения о наличии потребности в работниках по профессиям и в количестве соответствующем заявке, однако требования, предъявляемые к стажу и образованию работников, а также предлагаемый ООО «Деметра» размер оплаты труда существенно отличается, от аналогичных сведений, указанных в заявке. Например, по профессии руководитель группы в сведениях, поданных в центр занятости, общество установило требование к наличию у претендента образования - высшее, а размер оплаты труда - 9 000 рублей, в то время как согласно заявке для замещения данной должности работник должен иметь среднее (полное) общее образование, а размер оплаты труда составляет - 17 000 рублей; для профессий сварщика арматурных сеток и каркасов, отделочник железобетонных изделий, штукатур, каменщик, бетонщик, плотник размер заработной платы в сведениях составляет 8 000 руб., а заявкой предусмотрена оплата труда работников по данным профессиям в размере 16 000 рублей. По профессиям экспедитора по перевозке грузов и овощевода в заявке также установлен более высокий уровень оплаты труда в сравнении с информацией, представленной в центр занятости населения (9000 рублей против 8000 рублей), при этом требования к образованию и стажу работников неодинаковы: по профессии экспедитора общество требовало наличие среднего профессионального образования, а по профессии овощевода опты работы от 3 лет, в то время как заявке в отношении данных профессий установлены более мягкие требования (наличие среднего (полного) общего образования и опыта работы от 1 года до 3 лет.

Кроме того, всем иностранным работникам, согласно заявке, гарантируется предоставление жилья (как правило, общежития).

Таким образом, к гражданам Российской Федерации при не предоставлении жилья и меньшем уровне оплаты труда предъявлялись повышенные требования по сравнению с требованиями, предъявляемыми к иностранным работникам - гражданам Китая.

Таким образом, требования, предъявляемые заявителем к гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, претендующим на выполнение работ по одной профессии существенно отличаются. При наличии изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что общество не смогло удовлетворить потребность в работниках за счет региональных трудовых ресурсов не по причине отсутствия лиц, готовых выполнять работы по данным специальностям, а в связи с установлением работодателем завышенных требований к наличию образования и опыту работников при одновременном занижении размера оплаты труда.

Таким образом, привлечение иностранных работников на условиях, указанных в заявке ООО «Диметра» повлекло бы необоснованное предоставление таким работникам преимуществ и создало бы им более выгодные условия трудоустройства по сравнению с населением Приморского края, что не соответствует принципу приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Кроме того, доказательства обращения общества в службу занятости в целях предоставления ему государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников с заявлением-анкетой (приложение N 4 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513) до обращения с заявкой на привлечение иностранной рабочей силы, а также с целью подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации и невозможность удовлетворения потребности в рабочей силе в связи с отказом центра занятости заявителем не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).