АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2013 года Дело N А51-30225/2012

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой, рассмотрев в судебном заседании заявление и материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

поступившие от Дальневосточного управления Государственного морского надзора ФС по надзору в сфере транспорта Находкинский линейный отдел (ИНН 2540130230, ОГРН 1072536003440, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 13.03.2007)

в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Акватория» (ИНН 2508061582, ОГРН 1032500703861, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 11.09.2003) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установил:

Дальневосточное управление Государственного морского надзора ФС по надзору в сфере транспорта Находкинский линейный отдел (далее по тексту - «заявитель», «Управление») обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Акватория» (далее по тексту - «лицо, привлекаемое к ответственности», «общество») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - «КоАП РФ»).

Определением суда от 03.12.2012 на основании статьи 227 АПК РФ заявление о привлечении общества к административной ответственности было принято в порядке упрощенного производства, в соответствии с требованием статьи 227 АПК РФ.

Заявление Управления против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, судом рассмотрено и отклонено на основании следующего.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" основания для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства предусмотрены в статье 227 АПК РФ: а) дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства (части 1 и 2); б) дело не относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, но стороны согласились на его рассмотрение в порядке упрощенного производства (часть 3).

Перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства определен статьей 227 АПК РФ, в частности, пунктом 3 указанной статьи определено, что в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.

Учитывая, что по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, не превышает сто тысяч рублей, оснований для рассмотрения настоящего дела по правилам искового производства, не имеется.

На основании вышеизложенного, дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, установленного статьей 227 АПК РФ.

Представитель Управления по тексту заявления указал, что поскольку предпринимательская деятельность осуществляется обществом с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, оно правомерно подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель общества с требованиями не согласился, через канцелярию суда 21.12.2012 представил отзыв на заявление, по тексту которого указал, что ответчик принял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и устранению выявленных нарушений.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности, пояснил, что поскольку общество ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось, а также отсутствует существенная угроза причинения вреда охраняемым общественным интересам, считает возможным применить минимальное наказание, установленное санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Акватория» занимается погрузочно-разгрузочной деятельностью на основании лицензии от 17.06.2011 серии МТ 1008 N 020141, выданной Минтрансом России, которая предусмотрена пунктом 28 статьи 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

16 ноября 2012 года в ходе проведения мероприятия по контролю на основании приказа ДВУ Госморнадзора от 01.11.2012 N 469-Н/82н (акт от 16.11.2012 N ПП-32/12-НО) было выявлено, что ООО «ДВ-Акватория» в порту Находка Приморского края осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах с нарушением условий предусмотренных лицензией.

В ходе проведения проверки было выявлено, что должностное лицо ООО «ДВ-Акватория», осуществляющее контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, в нарушение абзаца 5 пункта 5 «г» Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193, не было аттестовано на право занятия должности в установленном порядке.

Кроме того, в нарушение пункта 5 «д» указанного Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности, должностное лицо ООО «ДВ-Акватория», ответственное за осуществление погрузочно- разгрузочной деятельности не имело свидетельства о соответствующей подготовке.

Данные нарушения были зафиксированы в акте проверки N ПП-32/12-НО от 16.11.2012 и повлекли нарушения требований Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193.

Согласно справки капитана морского порта Находка от 20.11.2012 АМП ПК N 2400 в период с 01.10.2012 по 15.11.2012 т/к «Надежда», судовладельцем которого является ООО «ДВ-Акватория» (договор аренды от 11.01.2012 N 9/10-БЧ), осуществлял погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам (налив/выгрузка мазута, класс опасности 9 по ГОСТ 19433-88) на причалах и рейде п. Находка.

16 ноября 2012 года главным государственным инспектором Находкинского линейного отдела ДВУ Госморнадзора в отношении ООО «ДВ-Акватория» составлен протокол об административном правонарушении N ПАП-14/12-НО, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором отражено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Данный протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии генерального директора общества Костенко В.Н., о чем имеется его письменное объяснение и подпись.

Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены Управлением в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу подпункта 28 пункта 1 статьи 12 указанного закона погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяет Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров", "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов", "Положением о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", "Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах") (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

Пунктом 3 Положения определено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:

- работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу;

- работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623; б) наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов); в) наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; г) в случае использования для выполнения работ плавучих кранов и судов (включая суда-бункеровщики): наличие на каждом судне документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию на внутренних водных путях судов, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке; д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что должностное лицо ООО «ДВ-Акватория», осуществляющее контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, в нарушение абзаца 5 пункта 5 «г» Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности, не было аттестовано на право занятия должности в установленном порядке, кроме того, в нарушение пункта 5 «д» указанного Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности, должностное лицо ООО «ДВ-Акватория», ответственное за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности не имело свидетельства о соответствующей подготовке.

Доказательствами, подтверждающими совершение обществом административного правонарушения, являются: акт проверки N ПП-32/12-НО от 16.11.2012, пояснения генерального директора общества Костенко В.Н. по тексту протокола об административном правонарушении, ответ N 2400 от 20.11.2012 ФГУ «Администрация морских портов Приморского края» Находкинский филиал, а также протокол об административном правонарушении N ПАП-14/12-НО от 16.11.2012.

Учитывая изложенное, суд полагает, что материалами дела подтверждается вывод Управления о том, что лицензиатом нарушены лицензионные требования и условия, установленные Порядком лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте".

Поскольку объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), вышеперечисленные действия ООО ДВ-Акватория» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По тексту протокола об административном правонарушении директор общества факт совершения административного правонарушения признал, указал, что в связи с увольнением предыдущих работников, вновь приняты будут аттестованы в кратчайшие сроки.

По тексту представленного через канцелярию суда отзыва на заявление также пояснил, что заместитель генерального директора ООО «ДВ-Акватория» по безопасности мореплавания Макаровский В.А. был освобожден от занимаемой должности в связи с получением первой (нерабочей) группы инвалидности. На дату увольнения данный работник имел все необходимые аттестации и разрешения для занятия указанной должности, в том числе удостоверение N4594 о прохождении аттестации на право занятия должности ответственного за безопасность судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды сроком действия до середины 2015 года, что подтверждается представленными в материалы дела копиями справки серии МСЭ-2011 N3743779 на имя Макаровского В.А, удостоверения N4594 на имя Макаровского В.А.).

В обоснование возражений по заявленному требованию общество указало, что 15.10.2012 на должность лица, ответственного за безопасность мореплавания ООО «ДВ-Акватория» был принят Королёв В.Г., в связи с чем на момент проведения проверки 16 ноября 2012 года ООО «ДВ-Акватория» не успело обеспечить проведение аттестации указанного работника, однако ответчиком была подана заявка в установленной форме на обучение в Морской Государственный Университет имени адмирала Г.И. Невельского, ближайшие даты проведения требуемого обучения и аттестации - с 25 по 27 февраля 2013г. Данная информация является общедоступной и размещена на сайте университета (http://msun.ru/).

Во исполнение п.5 «д» Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N193, ООО «ДВ-Акватория» была подана заявка в НОУ ДПО «НОЦ «ДНИИМФ» на обучение лица, ответственного за осуществление погрузо-разгрузочной деятельности Цыганкова М.В., по программе «подготовка экспертов по транспортировке опасных грузов морем». Обществом также подписан договор с НОУ ДПО «НОЦ «ДНИИМФ» на обучение указанного сотрудника (копию прилагаю). Ближайшая дата обучения по программе - 5-8 февраля 2013 года. Данная информация является общедоступной и размещена на сайте университета» http://www.dniimf.ru/ru/noc.

Таким образом, общество предприняло все зависящие от него меры по устранению выявленных нарушений; работники будут направлены на обучение и аттестацию в указанные выше сроки, которые являются ближайшими сроками для данных видов обучения.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, а также характер охраняемых законом общественных отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом не установлено повторности привлечения общества к административной ответственности по данной статье КоАП РФ, на это также указано по тексту заявления о привлечении ООО «ДВ-Акватория» к административной ответственности.

Статья 3.4 КоАП РФ предусматривает, что за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба может быть установлено предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, а также то, что допущенные обществом правонарушения не носят существенного характера, считает возможным наложить на общество административное наказание в виде предупреждения. При этом суд исходит из того, что наказание в виде предупреждения, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Акватория», зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находке 11.09.2003, ИНН 2508061582, ОГРН 1032500703861, расположенное по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Сидоренко, владение 1, строение 6, офис 2, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Турсунова Ю.C.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка