АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2013 года Дело N А51-19607/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 30 января 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихомировой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Приморавтотранс» (ИНН 2504001455, ОГРН 1022502258624, дата регистрации 29.12.1992)

к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата регистрации - 21.06.2007) третьи лица: Администрация г. Владивостока, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Приморскому краю» о признании незаконным решения при участии в заседании:

от заявителя - представитель Карелина Н.Б. по доверенности N 395 от 02.02.2011;

от Администрации - Грачева А.Ю. по доверенности N 1-3/3768 от 03.12.2012,

установил: Открытое акционерное общество «Приморавтотранс» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, департамент) об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 687+/-9 кв. м. кадастровый номер 25:28:020003:110, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, г.Владивосток, ул. Комсомольская, 7а в собственность; об обязании в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка; об обязании в недельный срок с момента принятия решения направить проект договора купли-продажи на спорный земельный участок.

Обосновывая заявленные требования, общество пояснило, что ответчику был представлен полный пакет документов, необходимый для предоставления земельного участка в собственность под объектом недвижимости, в соответствии с утвержденным перечнем документов Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N475.

Заявитель считает требования департамента о предоставлении копии договора аренды на спорный земельный участок не соответствует требованиям земельного законодательства. Кроме того, считает, что сам факт наличия договора аренды на спорный земельный участок и задолженности по аренде не подтверждено документально и не имеет никаких правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Оспариваемый отказ, по мнению заявителя, нарушает права и законные интересы заявителя на получение испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ и тем самым создает препятствия в сфере предпринимательской деятельности.

Департамент в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленным требованиям возразил, указал, что по имеющейся в департаменте информации, ранее на земельный участок, расположенный в районе ул.Комсомольская, 7а между администрацией г.Владивостока и ОАО «Приморавтотранс» заключен договор аренды. В настоящее время по данному договору аренды имеется задолженность, в связи с чем обществу было рекомендовано провести сверку платежей по арендной плате.

Представители третьих лиц письменные отзывы в материалы дела не представили, правовую позицию относительно предмета спора не выразили.

В судебном заседании представитель администрации пояснил, что информации о наличии договора аренды в отношении спорного земельного участка и задолженности по нему не имеется.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Приморавтотранс» владеет на праве собственности объектом недвижимого имущества - здание АУП общей площадью 1 540, 30 кв.м (Лит.А), расположенное по адресу: г.Владивосток, ул.Комсомольская, 7-а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект серии 25-АА N671476 от 22.12.2005.

Распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 27.01.2012 N156 заявителю утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, ул.Комсомольская, 7а площадью 698 кв.м для дальнейшей эксплуатации здания - АУП (Лит.А).

05.05.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:020003:110.

30.05.2012 общество обратилось в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ земельного участка с кадастровым номером 25:28:020003:110 общей площадью 687+/-9 кв.м для дальнейшей эксплуатации здания - АУП (Лит.А), расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Комсомольская, д.7а.

По результатам рассмотрения заявления общества департамент принял решение об отказе в предоставлении земельного участка. При этом основанием для отказа послужило наличие информации о том, что ранее на земельный участок, расположенный в районе ул.Комсомольская, 7а между администрацией г.Владивостока и ОАО «Приморавтотранс» заключен договор аренды, по которому в настоящий момент имеется задолженность.

Также департаментом было указано, что согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 27.01.2012 N156 в границы испрашиваемого ОАО «Приморавтотранс» земельного участка входит участок с кадастровым номером 25:28:020003:22, площадью 548 кв.м, сформированный для размещения производственных помещений головного подразделения.

Решение оформлено письмом от 28.06.2012 N29/02/02-13/13541.

Не согласившись с решение департамента, посчитав его не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого отказа, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

По смыслу пункта 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и интересов заявителя.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены правила приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.

Аналогичное право закреплено за собственником объекта недвижимости также в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации), при этом предусмотрено, что отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, исключительное право на приобретение в собственность за плату земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в порядке, установленном в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, принадлежит собственникам объектов недвижимости, расположенных на этих участках, и при условии отсутствия оснований для отказа в приватизации, предусмотренных законом.

По смыслу указанных норм права лица, имеющие право на приобретение соответствующего земельного участка, должны доказать владение на праве собственности, безвозмездном пользовании либо хозяйственном ведении или оперативном управлении зданием, строением, сооружением.

Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым к заявлению, помимо документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимого имущества, находящегося на приобретаемом земельном участке, прилагаются также регистрационные документы заявителя; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок (п.5.1); кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (п.6).

Из материалов дела следует, что при обращении общества в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка заявителем был представлен необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка пакет документов в соответствии с приказом N475 от 13.09.2011, в том числе: кадастровый паспорт земельного участка N25/00-12-51830 от 05.05.2012; уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на спорный земельный участок от 14.08.2012 N00/051/2012-394; выписка из ЕГРП от 14.08.2012 N00/51/2012-396 о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества ОАО «Приморавтотранс».

При этом довод департамента о наличии права аренды в отношении спорного земельного участка и, в связи с этим, невозможности предоставления земельного участка в собственность заявителю судом не принимается как противоречащий нормам действующего законодательства, поскольку пунктом 3 статьи 28 Закона о приватизации предусмотрено, что договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Кроме того, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Из представленного в материалы дела кадастрового дела объекта недвижимости 25:28:020003:22 от 25.12.2005 следует, что между администрацией г.Владивостока и акционерным обществом открытого типа «Приморавтотранс» 14.09.1993 заключен договор аренды земельного участка площадью 548 кв.м, расположенного по ул.Комсомольская, 7. Земельный участок предоставлен в аренду сроком на 10 лет.

В дальнейшем указанный земельный участок постановлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 25:28:020003:22.

Согласно пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.08.2012 N00/051/2012-395 следует, что информации о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимого имущества не имеется.

Доказательств того, что право собственности третьего лица в отношении спорного земельного участка считается возникшим в силу федерального закона департаментом в материалы дела не представлено.

Таким образом, поскольку срок договора аренды земельного участка от 14.09.1993 на момент обращения общества в департамент истек, право аренды в установленном законом порядке не зарегистрировано, наличие существовавших ранее арендных отношений и формирование земельного участка иной площади (земельный участок 25:28:020003:22), не могло служить препятствием для оформления вновь образованного земельного участка в собственность заявителю.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо установлен запрет на его приватизацию, департаментом в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка открытому акционерному обществу «Приморавтотранс» у департамента земельных отношений не имелось, в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным, как противоречащий Земельному кодексу РФ.

В силу пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

С учетом установленных судом обстоятельств, требование заявителя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность, является правомерным.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

В качестве способа восстановления нарушенных прав, суд полагает необходимым обязать Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении открытому акционерному обществу «Приморавтотранс» в собственность земельного участка общей площадью 687+/-9 кв.м, кадастровый номер 25:28:020003:110, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, г.Владивосток, ул. Комсомольская, 7а; в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка направить обществу проект договора купли-продажи на указанный земельный участок.

С учетом удовлетворения требований заявителя в полном объеме расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 687+/-9кв.м. кадастровый номер 25:28:020003:110, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, г.Владивосток, ул. Комсомольская, 7а в собственность, оформленное письмом от 28.06.2012 N29/02/02-13/13541, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении открытому акционерному обществу «Приморавтотранс» в собственность земельного участка общей площадью 687+/-9кв.м. кадастровый номер 25:28:020003:110, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, г.Владивосток, ул. Комсомольская, 7а; в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка направить обществу проект договора купли-продажи на указанный земельный участок.

Взыскать с Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу открытого акционерного общества «Приморавтотранс» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Мангер Т.Е.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка