АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2013 года Дело N А51-26676/2012

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2013 года .

Полный текст решения изготовлен 31 января 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Беспаловой,

При ведении протокола судебного заседания секретарем Н.И. Кострюковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Чудова Сергея Васильевича (ИНН 254000210926, ОГРН 304254036600031, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 26.01.1998) к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей при участии в заседании:

от заявителя - представитель В.А. Байшев на основании доверенности от 04.04.2011 сроком действия на 1 год

от таможенного органа - не явились, извещены

установил:

Индивидуальный предприниматель Чудов Сергей Васильевич (далее - предприниматель, заявитель, декларант) обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Владивостокской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по декларации на товары (далее - ДТ) N 10702030/250612/0046294 в сумме 22 854 руб. 22 коп.

Владивостокская таможня, извещенная надлежащим образом о месте и времени предварительного судебного заседания, в заседание суда не явилась, через канцелярию суда представила письменный отзыв.

Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения предварительного судебного заседания, то оно проводится в отсутствие таможни в порядке части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.01.2013 до 10-10. После перерыва судебное заседание продолжено.

Суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил, завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание по делу.

Представитель Чудова С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, в обоснование заявленных требований указал, что таможенным органом незаконно произведена корректировка таможенной стоимости, которая явилась основанием доначисления таможенных платежей.

Владивостокская таможня в отзыве на заявление возражает против заявленных требований, считает, что требование предпринимателя о возврате излишне уплаченных таможенных платежей удовлетворению не подлежит.

Основанием для доначисления таможенных платежей, как указывает таможня, явилось решение по таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ, которое не было обжаловано и отменено, следовательно, по мнению таможни, таможенные платежи уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации и оснований для их возврата не имеется. Полномочия таможенных органов при рассмотрении заявления ограничиваются только рассмотрением заявления и документов, подтверждающих основания для возврата. При этом таможня, рассматривая заявления, не имеет права пересматривать решения о корректировке таможенной стоимости товара, и как следствие, заявляемые к возврату денежные средства не могут быть признаны таможенным органом излишне уплаченными.

Таможня отметила, что предпринимателю не было отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а лишь возвращено заявление без рассмотрения по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, в связи с чем, права и законные интересы общества не были нарушены.

Кроме того, указала, что у С.В. Чудова имеется задолженность по таможенным платежам в федеральный бюджет.

Из материалов дела судом установлено, что июне 2012 года во исполнение внешнеторгового контракта от 25.03.2009 N 01-25/03-09, заключённого между фирмой «TOYAMA KAIGAI B OEKI CO., Ltd» (Япония) и предпринимателем С.В. Чудовым, на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары: бывший в употреблении вибрационный каток.

В целях таможенного оформления товара декларант подал во Владивостокскую таможню ДТ N 10702030/250612/0046294.

При этом таможенная стоимость товара была определена заявителем по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

Таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров, о чем в графе «для отметок таможенного органа» ДТС-1 проставил соответствующую отметку и указал на необходимость осуществить корректировку таможенной стоимости товаров по шестому методу, исходя из ценовой информации, предложенной таможенным органом.

Таможенная стоимость ввезенных товаров была скорректирована декларантом и оформлена ДТС-2. Таможенная стоимость принята таможенным органом, о чем в соответствующей графе ДТС-2 проставлены отметка «ТС принята».

В соответствии с корректировкой, таможенные платежи, подлежащие уплате декларантом по указанным декларациям, увеличились на 22 854,22 руб.

Полагая, что таможня необоснованно не приняла таможенную стоимость по первоначально заявленной обществом стоимости, последний обратился в таможенный орган с заявлением от 04.10.2012 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 22 854,22 руб.

Письмом от 15.10.2012 N 28-26/33462 таможня сообщила декларанту о возврате заявления о возврате денежных средств без рассмотрения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Посчитав необходимым обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, декларант обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд,

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность принятого решения, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение от 25.01.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.

Частью 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей к уплате за ввозимые товары, является сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 данной статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС, части 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Пунктом 2 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, а в случаях, установленных ТК ТС - таможенным органом.

Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган необходимые товаро-транспортные и коммерческие документы.

Исследовав документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости по первому методу, суд считает, что заявитель представил надлежащие документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты. Доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 4 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган не представил. Так, судом установлено, что контракт с учётом инвойса содержит сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки. Из материалов дела усматривается, что поставка осуществлялась согласно контракту, инвойсу, подписанному поставщиком, которые содержат все необходимые сведения о товаре, о цене сделки, а также содержат необходимые реквизиты, подтверждающие совершение декларантом сделки, связанной с перемещением товаров через таможенную границу и отражают стоимость ввезенных товаров на территорию РФ. Факт перемещения указанного в ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.

Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.

В соответствии со статьей 66 ТК ТС, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.

С учётом всего вышеизложенного, таможенный орган не доказал в порядке пункта 5 статьи 200 АПК РФ, наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости и оснований невозможности применения иных методов, кроме резервного.

Решение по таможенной стоимости повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей на 22 854,22 рублей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Довод таможни о том, что предпринимателем не было представлено необходимых документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, судом отклоняется. Выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 ГК РФ и статьи 198 АПК РФ является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены. Фактически требование заявителя об обязании таможенный орган возвратить таможенные платежи основано на несогласии заявителя с проведенной таможенным органом корректировкой таможенной стоимости товара, считавшим ее правомерной, и, как следствие этого, отказавшим в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Поскольку корректировка таможенной пошлины произведена без достаточных оснований, суд приходит к выводу об излишней уплате таможенных платежей.

Статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 этого же кодекса).

В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Пунктом а части 1 статьи 117, установлено, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (пункт 12 статьи 147 ТК ТС).

Предпринимателем соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьями 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза и приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520, так как 04.10.2012 С.В. Чудов обратился в таможню с заявлением о возврате спорной суммы, как излишне уплаченной. Трехлетний срок, установленный частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», не истек.

Поскольку таможенная стоимость принята Владивостокской таможней без достаточных оснований, следовательно, безосновательна и уплата декларантом таможенных платежей в сумме 22 854,22 руб., которые были перечислены предпринимателем по платежным поручениям от 19.06.2012 N 349, от 15.06.2012 N 338.

Суд не принимает в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, довод таможенного органа о наличии у предпринимателя задолженности по таможенным платежам и пене.

В материалы дела заявитель представил доказательства о том, что часть задолженности предпринимателя по таможенным платежам погашена, согласно платежным поручениям от 28.11.2012 N 123 и 128 по требованию от 19.11.2012 N 2948 со сроком исполнения до 14.12.2012; от 29.01.2013 N 31, 32 по требованию от 19.01.2013 N 211 со сроком исполнения до 13.02.2013; от 29.01.2013 N 25, 26, 27, 28 по требованию от 21.01.2013 N 237 со сроком исполнения до 13.02.2013; от 29.01.2013 N 29, 30 по требованию от 21.01.2013 N 273 со сроком исполнения до 13.02.2013; от 29.01.2013 N 23, 24 по требованию от 21.01.2013 N 274 со сроком исполнения до 13.02.2013 и от 29.01.2013 N 33, 34, 35, 36 по требованию от 23.01.2013 N 355 со сроком исполнения до 17.02.2013. В счет погашения задолженности по остальным требованиям представил в таможенный орган заявление о зачете таможенных платежей с авансовых платежей, находящихся на лицевом счете Владивостокской таможни. При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Обязать Владивостокскую таможню возвратить индивидуальному предпринимателю Чудову Сергею Васильевичу 22854 (двадцать две тысячи восемьсот пятьдесят четыре) руб. 22 коп. таможенных платежей излишне уплаченных по ДТ N 10702030/250612/0046294.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Чудова Сергея Васильевича 2000 (две тысячи) руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

     Судья
Н.А.Беспалова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка