• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 01 февраля 2013 года Дело N А51-25291/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2013 года Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тур Ю.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Наследие» (ИНН 2540139219, ОГРН 1072540011983, дата государственной регистрации 27.12.2007) к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 29.12.2012)

3 лицо: Территориальное управление Росимущества

о признании незаконным отказа N 29/02/02-13/16551 от 03.08.2013 при участии в заседании:

от заявителя: адвокат Панчук Анна Витальевна по доверенности от 24.09.2012 сроком действия 3 года

от департамента: ведущий специалист-эксперт Тарасенко Яна Валерьевна по доверенности от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013

установил: общество с ограниченной ответственностью «Наследие» обратилось с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края N 29/02/02-13/16551 от 03.08.2013 о предоставлении в аренду для жилищного строительства сроком на 49 лет земельного участка в районе ул. Полетаева, 48 ориентировочной площадью 0,92 га; об обязании Департамента обратиться в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка с вида «ведение дачного хозяйства» на вид «зона для застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1); об обязании Департамента в течение тридцати календарных дней с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешённого использования принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на несоответствие оспариваемого решения статьям 30, 37 Градостроительного кодекса РФ, статье 30 Земельного кодекса РФ. Указывает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления общества. По мнению заявителя, Департамент обязан был принять решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, жилищное строительство во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны не противоречит положениям Федерального закона N 66-ФЗ. Отмечает, что доводы Росимущества о нахождении испрашиваемых земельных участков на территории лесного фонда не подтверждены надлежащими доказательствами. Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с требования заявителя не согласился, указывая, что испрашиваемые земельные участки сформированы для целей, не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства), общество с заявлением об изменении вида разрешенного использования не обращалось. Процедура предоставления земельных участков для жилищного строительства регулируется статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, предметом торгов может быть сформированный земельный участок. Кроме того, спорные участки находятся в границах второй (зона ограничений) и третьей (зона наблюдения) округа санитарной охраны курортной зоны г.Владивостока на побережье Амурского залива, что исключает возможность размещения объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха.

Теруправление Росимущества отзыв представило, заявило о проведении судебного заседания в его отсутствие. В отзыве в удовлетворении требований общества просит отказать, ссылаясь на то, что испрашиваемые земельные участки являются лесным участком земель лесного фонда, которые в силу закона отнесены к федеральной собственности. Лесное и земельное законодательство не предусматривает возможности использования лесного фонда для жилищного строительства. Из материалов дела судом установлено, что 19.06.2012 общество «Наследие» обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 0,92 га кв. м. в районе ул. Полетаева,48 в г.Владивостоке, для жилищного строительства. При этом общество указало, что испрашиваемый земельный участок состоит из сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050066:457, 25:28:050066:467, 25:28:050066:468, 25:28:050066:469,

25:28:050066:488.

Департамент письмом от 03.08.2012 N 29/02/02-13/16551 сообщил о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для жилищного строительства. ООО «Наследие», не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. Суд, рассмотрев материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 кодекса.

Статьей 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению указанного исполнительного органа исполнительной власти обеспечивают выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора, или об отказе в размещении объекта.

Суд отклоняет доводы ответчика и 3 лица об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда.

Так, согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 «О включении земель лесного фонда в границы населённых пунктов» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов. Согласно статье 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. В силу части 2 статьи 83 кодекса границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы населённого пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462. Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населённые пункты: г. Владивосток, посёлки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. Таким образом, в границах населённого пункта г. Владивосток располагаются земли населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, испрашиваемые земельные участки входят в состав земель населённых пунктов, а не земель лесного фонда.

Из Схемы разграничения земель ВГО по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана ВГО, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт в качестве такового в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что в рассматриваемом случае не осуществлено.

Кроме того, статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.

Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты установлены с учетом:

фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных Генеральным планом Владивостокского городского округа;

видов территориальных зон;

требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Из материалов дела следует, что земельные участки, испрашиваемые заявителем, входят в границы территориальной зоны Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Градостроительные регламенты допускают размещение жилых домов в данной зоне.

Вместе с тем, в силу положений статей 30-32 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка проводится с целью формирования земельного участка и дальнейшего его предоставления. В частности, в пункте 1 статьи 32 кодекса определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления границ земельного участка и его кадастрового учета в порядке, установленном федеральным законом.

Спорные земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет, имеют кадастровые номера и имеют разрешенное использование - для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства. Эти обстоятельства отражены в кадастровых паспортах земельных участков и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи, то есть путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В судебном заседании общество и Департамент пояснили, что кадастровый учет данных земельных участков осуществлен до обращения ООО «Наследие» в Департамент, учет произведен по инициативе иных лиц и для иных целей, не связанных со строительством.

При этом общество «Наследие» не обращалось с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Департамента не нарушило права и законные интересы заявителя, в связи с чем не имеется основания для решения вопроса об изменении разрешенного вида использования земельных участков в судебном порядке. До изменения разрешенного вида использования земельных участков преждевременно ставить вопрос о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства.

Требования заявителя не основаны на нормах права и не подлежат удовлетворению. На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении заявления ООО «Наследие».

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Голуб Е.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-25291/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 01 февраля 2013

Поиск в тексте