АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 февраля 2013 года Дело N А51-12342/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кобко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Н.Е. рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ШЕЛДС» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю; Третьи лица - ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», Администрация Приморского края об установлении кадастровой стоимости

при участии в заседании:

от истца - Семичева Я.В., доверенность от 28.10.2012, паспорт;

от ответчика - Лобуков С.В., доверенность от 22.01.2012, паспорт;

от ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» - не явились, извещены;

от Администрации Приморского края - Подольский А.С., доверенность N11-25/3323 от 20.06.2011, удостоверение;

от ООО «Приморское бюро судебных экспертз» - Овчаренко Т.Ю., паспорт;

установил: Общество с ограниченной ответственностью «ШЕЛДС» (далее - ООО «Шелдс») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 10 635 кв.м с кадастровым номером 25:28:040011:325, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая 90, в размере его рыночной стоимости равной 19 100 000 рублям на дату- 30.12.2010, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 18 430 кв.м с кадастровым номером 25:28:050089:36, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная (Уссурийский залив), в размере его рыночной стоимости равной 25 065 000 рублям на дату- 30.12.2010, об обязании внести изменения в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, площадью 10 635 кв.м с кадастровым номером 25:28:040011:325, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая 90, в размере его рыночной стоимости равной 19 100 000 рублям, об обязании внести изменения в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, площадью 18 430 кв.м с кадастровым номером 25:28:050089:36, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная (Уссурийский залив), в размере его рыночной стоимости равной 25 065 000 рублям.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2012 суд в порядке ст.49 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», Администрацию Приморского края.

В судебном заседании 17.12.2012 суд по собственной инициативе, в соответствии со ст.48 АПК РФ, в порядке процессуального правопреемства заменил ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» на правопреемника Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации».

В судебном заседании 17.12.2012 суд в порядке ст.49 АПК РФ удовлетворил ходатайство истца об уточнении заявленных требований - просит установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 10 635 кв.м с кадастровым номером 25:28:040011:325, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая 90, в размере его рыночной стоимости равной 24 560 000 ( двадцать четыре миллиона пятьсот шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2010 года; установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 18 430 кв.м с кадастровым номером 25:28:050089:36, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная (Уссурийский залив), в размере его рыночной стоимости равной 23 170 000 (двадцать три миллиона сто семьдесят тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2010 года; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю внести изменения в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, площадью 10 635 кв.м с кадастровым номером 25:28:040011:325, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая 90, в размере его рыночной стоимости равной 24 560 000 (двадцать четыре миллиона пятьсот шестьдесят тысяч) рублей; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю внести изменения в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, площадью 18 430 кв.м с кадастровым номером 25:28:050089:36, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная (Уссурийский залив), в размере его рыночной стоимости равной 23 170 000 (двадцать три миллиона сто семьдесят тысяч) рублей.

Истец уточнил, что надлежащим ответчиком является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю.

Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, Федеральный кадастровый центр «Земля» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст.123 АПК РФ, в связи с чем суд в порядке ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей указанного лица по имеющимся материалам дела.

Истец поддержал заявленные требования с учетом уточнений, пояснил, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость спорных земельных участков. Рыночная стоимость определена истцом в соответствии с Отчетом по определению рыночной стоимости земельного участка N191/С-2012, 190/С-2012 изготовленного ООО «Приморское бюро судебных экспертиз» и соответственно составляет 24 560 000 рублей (земельный участок с кадастровым N25:28:040011:325) и 23 170 000 рублей (земельный участок с кадастровым N25:28:050089:36).

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю исковые требования не признает, полагает, что заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом действия этого органа по ранее внесенной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не оспариваются, в связи с чем ответчик полагает, что истцом не предъявляются к органу кадастрового учета конкретные материально-правовые требования, которые вытекают из спорного материально-правового отношения.

Администрация Приморского края исковые требования не признает, пояснила, что выполнившие отчет оценщики не руководствовались базовыми методами проведения оценки объекта оценки. Единственный выполненный в отчете доходный подход к оценке, по мнению Администрации Приморского края, применен с принципиальными ошибками, приводящими к существенному искажению результата оценки.

Эксперт ООО «Приморское бюро судебных экспертиз» Овчаренко Т.Ю. пояснила, что объекты аналоги выбраны верно по 7 группе разрешенного использования земельных участков, корректировка коэффициентов подбиралась по обзору оценочной компании «Индустрия Р», СРО провело проверку отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

05.10.2006 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ООО «Шелдс» выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 25-АА N798644 на земельный участок с кадастровым N25:28:04 00 11:0325, для дальнейшей эксплуатации промышленных объектов недвижимости, адрес объекта: ориентир: нежилое здание (лит.А), адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая, 90, ориентир находится в границах участка.

22.10.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю ООО «ШЕЛДС» выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 25-АБ N237345 на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации оздоровительного комплекса, общей площадью 18430 кв.м., адрес объекта: установлено относительно ориентира нежилое строение (спальный корпус) готовностью 43 %, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная (Уссурийский залив).

Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края» были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края.

В соответствии с названным постановлением, кадастровой выпиской от N25/00-12-43961 от 18.04.2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:325 составила 33 202 363,65 рублей.

В соответствии с названным постановлением, кадастровой выпиской от N25/00-12-43959 от 18.04.2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:050089:36 составила 58 162 868,40 рублей.

Истец, считая кадастровую стоимость земельного участка не соответствующей реальной, завышенной, обратился в ООО «Приморское бюро судебных экспертиз» за проведением независимой оценки рыночной стоимости спорных земельных участков.

Истец, полагая, что кадастровая стоимость, внесенная в Государственный кадастр недвижимости является завышенной, обратился в суд с данным иском.

В соответствии с проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела ООО «Приморское бюро судебных экспертиз» экспертизой по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N25:28:040011:325 составляет 24 560 000 рублей; земельного участка с кадастровым N25:28:050089:36 составляет 23 170 000 рублей.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «ШЕЛДС» принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым N25:28:04 00 11:0325, для дальнейшей эксплуатации промышленных объектов недвижимости, адрес объекта: ориентир: нежилое здание (лит.А), адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая, 90, ориентир находится в границах участка, что подтверждается представленным в материалы дела Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 25-АА N798644 от 05.10.2006; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации оздоровительного комплекса, общей площадью 18430 кв.м., адрес объекта: установлено относительно ориентира нежилое строение (спальный корпус) готовностью 43 %, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная (Уссурийский залив), что подтверждается представленным в материалы дела Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 25-АБ N237345 от 22.10.2009

В силу ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации N 167-ФЗ от 22.07.2010 «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка истец не имеет возможности воспользоваться предусмотренными нормами Главы III.1. «Государственная кадастровая оценка» ФЗ РФ «Об оценочной деятельности» правилами о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как предусматривалось в п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции, применявшейся к отношениям, к которым не подлежит применению Закон «Об оценочной деятельности», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Следовательно, п. 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В силу п. 5 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель такая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, предусматривает возможность изменения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в Государственный кадастр недвижимости, посредством указания в Государственном кадастре недвижимости рыночной стоимости этого земельного участка.

Истец по настоящему спору фактически предъявил требования об определении кадастровой стоимости земельного участка, посредством указания его рыночной стоимости в Государственном кадастре недвижимости.

Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 25:28:040011:325 от 18.04.2012 N25/00-12/43961 следует, что кадастровая стоимость составляет 33 202 363,65 рублей.

Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050089:36 от 18.04.2012 N25/00-12/43959 следует, что кадастровая стоимость составляет 58 162 868,40 рублей.

Как следует из представленного в материалы дела Заключения эксперта N191/С-2012, изготовленного ООО «Приморское бюро судебных экспертиз», рыночная стоимость земельного участка площадью 10 635 кв.м. с кадастровым номером 25:28:040011:325 по состоянию на 01.01.2010 составляет 24 560 000 рублей.

Как следует из представленного в материалы дела Заключения эксперта N190/С-2012 рыночная стоимость земельного участка площадью 18 430 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050089:36 по состоянию на 01.01.2010 составляет 23 170 000 рублей.

Учитывая, что обоснованность размера рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:325 в размере 24 560 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 25:28:050089:36 в размере 23 170 000 рублей достаточно и достоверно подтверждена Заключениями эксперта, согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ, положениям Правил кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена равной определенной Отчетом оценщика рыночной стоимости спорного земельного участка.

Суд считает необоснованными доводы Администрации Приморского края о том, что Заключения эксперта N191/С-2012, N190/С-2012, изготовленные ООО «Приморское бюро судебных экспертиз» по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости выполнены в нарушение требований Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В силу пункта 2 раздела II Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (далее - ФСО N 1) названный стандарт является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

Согласно пункту 6 ФСО N 1 итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

Разделом III ФСО N 1 определены затратный, доходный и сравнительный подходы к оценке. Согласно пункту 20 ФСО N 1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки (пункт 24 ФСО N 1).

В соответствии с пунктом 22 ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно пункту 23 ФСО N 1 затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устареваний.

Судом установлено, что при изготовлении ООО «Приморское бюро судебных экспертиз» Заключений эксперта N191/С-2012, N190/С-2012 по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости оценщиком был использован анализ наиболее эффективного использования, который подразумевает все возможные варианты использования объекта оценки и его позиционирования на рынке с целью выявления максимальной стоимости.

Таким образом, оценщиком по результатам оценки при применении различных подходов к оценке спорного земельного участка затратный подход не применялся, доходный подход не применялся, по результатам сравнительного подхода итоговая величина стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:325 составила 24 560 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 25:28:050089:36 составила 23 170 000 рублей.

При этом, Администрацией Приморского края в порядке ст.65 АПК РФ не представлено суду относимых и допустимых доказательств недостоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, указанной в Заключений эксперта N191/С-2012, N190/С-2012.

Достоверность величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной экспертом-оценщиком, не была оспорена в установленном законом порядке (ст.12 и 13 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), ходатайство о назначении повторной экспертизы Администрацией Приморского края не заявлено.

Исследовав Заключения эксперта N191/С-2012, N190/С-2012, суд установил, что в них исследованы все вопросы, поставленные перед экспертом, каких-либо противоречий в выводах эксперта не имеется, отсутствует неясность и неполнота заключений эксперта-оценщика.

Кроме того, оценщик, выступающий экспертом по настоящему делу, был в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, сведения о которой внесены в Государственный кадастр недвижимости на момент рассмотрения настоящего дела, существенно превышает рыночную стоимость этих же земельных участков в соответствии с выводами, сделанными оценщиком в Заключениях эксперта N191/С-2012, N190/С-2012.

Администрацией Приморского края не представлено доказательств обратного, не представлено доказательств соответствия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N25:28:040011:325 в размере 33 202 363,65 рублей; земельного участка с кадастровым N25:28:050089:36 в размере 58 162 868,40 рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года.

В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельного налога определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Из вышесказанного следует, что права и законные интересы истца являются нарушенными наличием в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N25:28:040011:325 в сумме превышающей ее рыночную стоимость в размере 8 642 363,65 рублей; о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N25:28:050089:36 в сумме превышающей ее рыночную стоимость в размере 34 992 868,40 рублей, так как истец является в силу ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.