АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 04 февраля 2013 года Дело N А51-23725/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рушульской Н.Е.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Королевой Людмилы Анатольевны (ИНН 254003025449, ОГРНИП 312254011700020, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.04.2012 ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока) к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН1072540005724, дата регистрации: 21.06.2007)

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 50 556.00 кв.м, кадастровый номер 25:28:050082:5, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, побережье Уссурийского залива, бухта Пьяная; об обязании в 20-дневный срок принять решение о предоставлении на праве собственности указанного земельного участка и об обязании в 10-дневный срок с момента принятия решения о предоставлении на праве собственности земельного участка, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи, предметом которого является указанный земельный участок и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора,

при участии в заседании: от заявителя - представитель Королёв Е.В (доверенность 25 АА 0507400 от 25.04.2012); от Департамента - представитель Атрошко М.В (доверенность N 29/03/02-08/24563 от 27.12.2011);

установил: Индивидуальный предприниматель Королева Людмила Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 50 556.00 кв.м, кадастровый номер 25:28:050082:5, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, побережье Уссурийского залива, бухта Пьяная (далее - спорный земельный участок); об обязании в 20-дневный срок принять решение о предоставлении на праве собственности указанного земельного участка и об обязании в 10-дневный срок с момента принятия решения о предоставлении на праве собственности земельного участка, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи, предметом которого является указанный земельный участок и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Представитель департамента в судебном заседании ходатайствует об уточнении наименования заинтересованного лица. По существу ходатайства пояснил, что в связи с реорганизацией Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в форме присоединения, к департаменту земельных отношений присоединен департамент имущественных отношений, в результате чего изменилось наименование юридического лица; ответчиком по настоящему спору в настоящий момент является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

Суд, исследовав заявленное ответчиком ходатайство, с учетом мнения заявителя, в порядке ст.ст.49,124,159 АПК РФ удовлетворяет его.

В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав, что 28.04.2012 заявитель обратился в Департамент с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка на аренду сроком на 49 лет. Впоследствии заявитель уточнил свои намерения в отношении испрашиваемого вида права и просил предоставить ему спорный участок на праве собственности. Считает, отказ Департамента в предоставлении земельного участка незаконным, поскольку спорный участок принадлежал прежнему собственнику объектов недвижимости, расположенных в границах участка, на праве постоянного бессрочного пользования, предприниматель согласно Земельному кодексу РФ не является лицом, которому спорный участок может принадлежать на праве постоянного бессрочного пользования, на основании изложенного предприниматель полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее - Закон N 137-ФЗ) у нее есть право на переоформление прав в отношении спорного участка, а у Департамента соответствующая обязанность по предоставлению участка в собственность предпринимателю.

Департамент против удовлетворения заявленных требований возражает, со ссылкой на то, что объекты недвижимости, расположенные в границах спорного участка, разрушены в результате физического износа, что свидетельствует об отсутствии у предпринимателя исключительного права на приобретение спорного участка по правилам ст. 36 ЗК РФ. Департамент утверждает, что Распоряжение Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 N 1452-р не является правоустанавливающим актом и у предпринимателя не возникло право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Также Департамент полагает, что то обстоятельство, что в кадастровой выписке в отношении спорного участка содержится указание на то, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, является препятствием к предоставлению спорного участка.

Из материалов дела следует, что 28.04.2012 ИП Королева Л.А. обратилась в Департамент с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 50 556 кв.м, кадастровый номер 25:28:050082:5, расположенный по адресу: Приморский край, побережье Уссурийского залива, г. Владивосток, бухта Пьяная, категория - земли поселений, разрешенный вид использования - для размещения дома отдыха (туристической базы) и предоставлении спорного земельного участка в аренду на 49 лет.

28.06.2012 заявитель в дополнение к ранее поданному заявлению уточнил вид испрашиваемого права и просил Департамент предоставить ему спорный участок в собственность.

Письмом от 02.07.2012 N 29/02,03-01/13707 Департамент отказал в предоставлении земельного участка в связи с тем, что границы спорного участка не идентифицированы в государственном кадастре недвижимости и не установлены на местности. Посчитав отказ Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Часть 4 статьи 28 ЗК РФ устанавливает, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из толкования указанной нормы в совокупности со ст. 30-36 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков носит заявительный характер и выбор испрашиваемого вида права (в данном случае: аренда или собственность) осуществляется заявителем самостоятельно. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка заявителю на испрашиваемом виде права.

При этом отказ в предоставлении земельного участка в собственность должен быть мотивирован ссылками на нормы действующего законодательства.

Основанием для принятия оспариваемого решения Департамента послужило наличие в кадастровой выписке в отношении спорного участка отметки «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства». При наличии таких обстоятельств Департамент пришел к выводу о том, что земельный участок без установленных границ не может быть индивидуально определен и не может являться предметом договорных отношений и отказал в предоставлении спорного участка заявителю.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 20 ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

В силу ч. 2 ст.3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как установлено ч. 3 ст. 3 оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

Согласно статье 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Таким образом, к отношениям между предпринимателем и Департаментом по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком должны применяться нормы ч. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ и ст. 36 ЗК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, и включает в себя, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровую выписку о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Департаментом предоставление предпринимателем пакета документов необходимого для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка по существу, включая кадастровую выписку в отношении спорного участка.

В графе 16 кадастровой выписке о земельном участке от 16.04.2012 N 25/00-12-42737 «особые отметки» указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Предпринимателем представлено решение Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 19.04.2012 N Ф01/12-18659 об отказе в выдаче кадастрового паспорта на основании п. 1 ч. 12 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с отсутствием кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в соответствии с ч. 13 ст. 45 указанного закона принято решение выдать кадастровую выписку о земельном участке.

В пункте 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Как следует из кадастровой выписке о земельном участке от 16.04.2012 N 25/00-12-42737, земельный участок площадью 50566 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 25.12.2002 и ему присвоен кадастровый номер 25:28:050082:5, следовательно, указанный участок мог быть введен в гражданский оборот, являться объектом гражданских правоотношений и быть предметом договора купли-продажи.

Государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Кроме того, в соответствии с ч. 2.6 ст. 3 Закона N 137-ФЗ принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе кадастрового учета.

При этом отказ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка и предоставление кадастровой выписки о земельном участке на основании и в порядке, которые установлены частями 12 и 13 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не является основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи или договора аренды в отношении такого земельного участка в порядке, установленном настоящим пунктом.

При наличии изложенных обстоятельств решение Департамента, оформленное письмом от 02.07.2012 N29/02,03-01/13707, об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Королевой Людмиле Анатольевне в собственность земельного участка площадью 50 556кв.м, кадастровый номер 25:28:050082:5, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, побережье Уссурийского залива, бухта Пьяная противоречит указанным выше нормам права.

Суд отклоняет доводы Департамента об отсутствии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного участка.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Заявитель ссылается на то, что собственником объектов, расположенных на спорном участке она стала на основании договора купли-продажи от 24.10.2001, заключенного с Королевым Н.А., который приобрел данные объекты у ОАО «Дальприбор» по договору купли-продажи от 17.02.2000 N 2.

В качестве обоснования наличия у неё права постоянного (бессрочного) пользования предприниматель представила в материалы дела распоряжение Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 N 1452-р, которым земельный участок площадью 5 га был изъят у Владивостокского лесхоза и отведен заводу «Дальприбор» для строительства профилактория (с правом вырубки леса на площади 2,5 га) без установления срока.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Департаментом то, что ОАО «Дальприбор» является правопреемником завода «Дальприбор».

В соответствии с действующей на момент принятия распоряжения Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 N 1452-р статьей 13 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 в случаях предоставления земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в курортных местностях и зонах отдыха в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и в случаях предоставления, связанных с изъятием орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, для несельскохозяйственных нужд, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, - земельные участки, независимо от их размеров, предоставляются по постановлению Совета Министров РСФСР.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.

Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельного участка устанавливается согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР Советом Министров РСФСР. Постановлением от 22.03.1974 N 175 Совета Министров РСФСР он был утвержден.

Учитывая, что распоряжение Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 N 1452-р содержит конкретную формулировку об изъятии и отведении земельного участка перечисленным предприятиям, и этот акт не содержит указаний на предварительное согласование места расположения объектов намечаемой к изъятию площади по Положению о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельного участка от 22.03.1974 N 175, суд считает, что он является правоустанавливающим документом, подтверждающим предоставление спорного участка заводу «Дальприбор» на праве бессрочного (постоянного) пользования.

При этом сам факт формулировки данного акта органа власти как распоряжение в рассматриваемом случае судом не принимается, поскольку как показывает в рассматриваемый период практика принятия Советом Министров РСФСР правовых актов, закрепленная позднее положением статьи 33 Закона РСФСР от 03.08.1979 «О Совете Министров РСФСР», в форме постановлений издавались решения Совета Министров РСФСР носящие нормативный характер или имеющие важное народнохозяйственное и общее значение.

Решения по оперативным и другим текущим вопросам издавались в форме распоряжений Совета Министров РСФСР.

Кроме того, отсутствие у заявителя государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей не может свидетельствовать и об отсутствии у него такого права землепользования.

Последнее возникло у завода «Дальприбор» на основании решения компетентного органа, тогда как указанный государственный акт в силу статьи 31 Земельного кодекса РСФСР является правоудостоверяющим, а не правоустанавливающим документом.

Исходя из пункта 3 статьи 20, пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ, пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствие государственной регистрации права, возникающего до вступления в силу названного Федерального закона, не свидетельствует об отсутствии или прекращении этого права.

При таких обстоятельствах распоряжение Совета Министров РСФСР от 25.12.1995 N 1452-р об изъятии у Владивостокского лесхоза земельного участка 5 га и о предоставлении его заводу «Дальприбор» является правоустанавливающим документом.

Суд не дает оценку иным доводам Департамента, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования о признании незаконным решения Департамента от 02.07.2012 N29/02,03-01/13707, которое таких оснований отказа в предоставлении земельного участка как фактическое состояние объектов, расположенных на участке, их правовой статус не содержит.