АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 февраля 2013 года Дело N А51-26520/2012

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рушульской Н.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дачное некоммерческое товарищество «Хребет Береговой» (ИНН 2543008599, ОГРН 112254300964321, дата государственной регистрации: 21.06.2012) к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации: 21.06.2007) третьи лица: ДНТ «СНЕГИРИ», Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ «Приморское лесничество», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании незаконным решения при участии в заседании:

от заявителя - представитель Личман Е.В (доверенность б/н от 08.10.2012), от Департамента - представитель Елькина В.Е (доверенность N 29/03/04-09/24570 от 27.12.2011);

от ДНТ «СНЕГИРИ»- Чепик Е.В. доверенность от 12.11.2012

от Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ «Приморское лесничество», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - не явились, надлежаще извещены установил:

Дачное некоммерческое товарищество «Хребет Береговой» (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, департамент) от 24.08.2012 N 29/06/02-14/18337, обязании в двухнедельный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).

В ходе рассмотрения спора представитель Департамента заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Как следует из представленных доказательств, реорганизация Департамента произведена на основании постановления администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па, в соответствии с которым реорганизация произведена путем выделения из Департамента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к Департаменту департамента имущественных отношений Приморского края. Запись о внесении изменений внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2012, что подтверждается свидетельством серии 25 N 003574677. В связи с изложенным суд произвел процессуальное правопреемство на основании статьи 48 АПК РФ.

Определением от 15.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по его ходатайству привлечено дачное некоммерческое товарищество «СНЕГИРИ».

Обосновывая заявленные требования, представитель заявителя пояснил, что ДНТ создано с соблюдением требований Федерального закона N66-З «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При формировании данных земельных участков соблюдены требования градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Согласно сведениям из ИСОГД испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-4, градостроительные регламенты которой содержат такой вид разрешенного использования, как ведение дачного хозяйства.

По доводам департамента относительно принадлежности спорных земельных участков к территории лесного фонда пояснил, что спорные земельные участки на государственном кадастровом учете как лесные участки не значатся.

Учитывая изложенное, считает, что в рассматриваемом случае у департамента не имелось законных оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков.

Департамент в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленным требованиям возразил, указал, что не обладает полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, поскольку участок расположен на территории лесного фонда и находится в федеральной собственности.

Также ответчик указал на нарушения заявителем положений Федерального закона N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Дополнительно ответчик пояснил, что товариществом нарушен порядок обращения, предусмотренный статьей 34 ЗК РФ, поскольку товарищество не обращалось непосредственно в департамент, как в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, утверждение схем расположения спорных земельных участков органом местного самоуправления было произведено в отношении отдельных граждан, а не ДНТ «Хребет Береговой».

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленным требованиям возразил, пояснил, что испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью, поскольку относится к землям лесного фонда.

Дополнительно третье лицо указало, что согласно ст.1 муниципального правового акта N 302-МПА от 11.04.2011 «Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г.Владивостока» выбор и предоставление земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории города Владивостока, осуществляются в установленном законодательством порядке из фондов перераспределения земель города Владивостока.

Кроме того, согласно закону Приморского края N 53-КЗ «О нормах предоставления земельных участков в собственность в Приморском крае» и муниципальному правовому акту N 63-МПА от 12.12.2006 «Об утверждении норм предоставления земельных участков в г.Владивостоке» предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, составляет 2000 кв. м.; предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, составляет 300 кв. м., а испрашиваемый земельный участок превышает, установленную указанную нормативными актами, норму.

Представитель заявителя данную ссылку Территориального управления ФАУГИ оспорил, ссылаясь на то, что схемы расположения испрашиваемых земельных участков утверждены уполномоченным органом -Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока с учетом установленных нормативов для испрашиваемых целей.

Представители Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ «Приморское лесничество» письменные отзывы в материалы дела не представили, правовую позицию относительно предмета спора не выразили.

Представитель ДНТ «СНЕГИРИ» письменный отзыв по заявленным требованиям не представил, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив в судебном заседании, что ДНТ зарегистрировано 02.10.2012; 17.10.2012 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении уже сформированных земельных участков в кадастровыми номерами: 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) в аренду сроком на 49 лет ДНТ «СНЕГИРИ»; письмом от 26.10.2012 N 29/06/02-14/23144 оформлен отказ департамента в предоставлении земельных участков, данный отказ оспаривается в Арбитражном суде Приморского края.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Распоряжениями Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 20.06.2012 N1485, 1487, 1449, 1486, 1446, 1452, 1488, 1450 (с учетом внесенных позднее изменений) утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Артековская, 7, площадью 2 500 кв.м для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) следующим гражданам соответственно:

- Аксеныч Марине Дмитриевне;

- Летунову Денису Евгеньевичу;

- Васильеву Алексею Юрьевичу;

- Харченко Валерии Валерьевне;

- Кузнецовой Елене Евгеньевне;

- Сигидиной Татьяне Алексеевне;

- Харченко Андрею Николаевичу;

- Трофимовой Александре Алексеевне.

Земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением следующих кадастровых номеров: 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140.

21.06.2012 зарегистрировано в качестве юридического лица Дачное некоммерческое товарищество «Хребет Береговой», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1122543009643, выдано свидетельство серии 25 N003566560.

Согласно списку членов дачного некоммерческого товарищества «Хребет Береговой» указанные граждане вошли в состав товарищества.

15.08.2012 товарищество обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении ДНТ в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 20 000 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Артековская, 7 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).

Исходя из заявления товарищества, в испрашиваемый земельный участок вошли земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140.

К данному заявлению товарищество приложило кадастровые паспорта на каждый из сформированных земельных участков, а также учредительные документы товарищества.

По результатам рассмотрения заявления товарищества департамент 24.08.2012 принял решение N29/06/02-14/18337 об отказе в предоставлении спорных земельных участков, мотивировав его тем, что спорные земельные участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 22 части выделов 1, 4 Лазурного участкового лесничества (защитные леса: категория защищенности - лесопарковая зона).

Также департаментом указано на несоблюдение процедуры обращения за предоставлением земельных участков в порядке ФЗ N 66-ФЗ от 15.04.1998.

Не согласившись с полученным отказом, посчитав его нарушающим свои права и интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого отказа, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

По смыслу пункта 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 «О включении земель лесного фонда в границы населённых пунктов» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

Согласно статье 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. В силу части 2 статьи 83 кодекса границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий.

Границы населённого пункта г. Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462.

Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населённые пункты: г. Владивосток, посёлки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.

Таким образом, в границах населённого пункта г. Владивосток располагаются земли населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населённых пунктов, но не земель лесного фонда. Доказательств обратного департамент суду не представил.

Из Схемы разграничения земель Владивостокского городского округа по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана Владивостокского городского округа, очевидно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В данном случае все спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 17.11.2011 на основании утвержденных схем расположения земельных участков для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Следовательно, материалами дела опровергается довод департамента о вхождении испрашиваемых товариществом земельных участков в состав земель лесного фонда.

Кроме того, статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.

Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Из материалов дела следует, что испрашиваемые товариществом земельные участки входят в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4).

Согласно статье 25.1 Правил землепользования и застройки данная зона определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.

К зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, отнесены территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Ведение дачного хозяйства относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для этой зоны (пункт 2 статьи 25.1).

Таким образом, спорные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и их использование для ведения дачного хозяйства допускается.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

В силу статьи 7 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).