АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 февраля 2013 года Дело N А51-32401/2012

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2012 N 0150/1,

у с т а н о в и л:

Администрация Уссурийского городского округа (далее - «заявитель, Администрация») обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее - «ответчик, административный орган») о признании незаконным и отмене Постановления о привлечении к административной ответственности от 29.10.2012 N 0150/1, в соответствии с которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.8.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

22.01.2013 через канцелярию суда административный орган представил письменный отзыв на заявление и копии административного материала.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в материалах дела документам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю от 09.10.2012 N136 и письмом начальника Управления жизнеобеспечения от 09.10.2012 N15-01/26/1260, 10.10.2012 было проведено рейдовое мероприятие по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения бытовых отходов на территории Уссурийского городского округа, на земельном участке, запланированном под размещение временной площадки для складирования снега и льда в зимний период 2012-2013 года.

В ходе проведения проверки установлено, что Администрации Уссурийского городского округа не соблюдает часть требований природоохранного законодательства РФ.

По результатам рейдовых мероприятий административным органом в присутствии двух понятых составлен протокол «осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов» от 10.10.2012 N0150.

10.10.2012 определением N0150/1 Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Администрации Уссурийского городского округа.

Уведомлением от 29.10.2012 N0150/1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, лицу, привлекаемому к административной ответственности было сообщено, что законному представителю необходимо явится 12.11.2012 в 10 часов 00 минут.

12.11.2012 административным органом в отсутствие представителя администрации, уведомленного надлежащим образом, что подтверждается карточкой заказного почтового отправления N69009156402648, был составлен протокол N0150/1 об административном правонарушении.

В вышеуказанном протоколе административный орган отразил, что администрация нарушила требование п.3 ст.7, ст.34, ч.1,2 ст.39, п.1,2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ; ст.12, ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ; ст.11, п.1,2 ст. 13 ФЗ «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N89-ФЗ; п. 3.7, п.3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» от 15.06.2003, что образует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом было вынесено Постановление от 29.10.2012 N 0150/1 о признании Администрации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, при этом Администрация была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 29.10.2012 N 0150/1, и полагая, что оно нарушает права и законные интересы Администрации, заявитель обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального Кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы заявителя, возражения административного органа, суд пришел к следующим выводам.

Часть 6 статьи 210 АПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ (далее - Закона N7-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 34 Закона N7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно статье 51 Закона N7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Факт нарушения указанных требований статьи 8.1. КоАП РФ подтвержден протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 10.10.2012 N0150, протоколом об административном правонарушении от 12.11.2012 N0150/1.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что администрацией не соблюдены требования статьи 8.1 КоАП РФ, за что администрация правомерно привлечена к административной ответственности.

Вместе с тем, проанализировав законность вынесенного постановления в полном объеме в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ и части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу, что оно подлежит изменению в части примененной меры ответственности - размера административного штрафа, в силу следующего.

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция статьи 8.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как видно из оспариваемого постановления, администрации назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Назначая административное наказание в установленном размере, административный орган, по мнению суда, не учел факт того, что администрация по состоянию на 10.10.2012 приняла меры по уборке отходов с мест несанкционированного складирования и транспортировке их на городской полигон для захоронения, в связи с чем суд считает возможным изменить оспариваемое постановление административного органа в части примененной санкции и вместо административного штрафа применить предупреждение.

При этом суд исходит из того, что наказание в виде предупреждения, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

По правилам части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что оспариваемое постановление в части размера наложенного административного штрафа подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю N 0150/1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 29.10.2012 N 0150/1 в части назначения меры административной ответственности, назначить Администрации Уссурийского городского округа наказание за совершение административного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Д.В.Борисов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка