• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 февраля 2013 года Дело N А51-23939/2012

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Заяшниковой О.Л. при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление открытого акционерного общества «Владивосток Авиа» (ИНН 2502011786, ОГРН 1022500528203) к открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Владивосток» (ИНН 2502035642, ОГРН 1082502000239) о взыскании 31 040 рублей

при участии: от истца - Егорова Л.А., доверенность от 23.01.2012, паспорт; от ответчика - Старжинский А.В., доверенность от 04.07.2012, паспорт; (после перерыва) Диордиященко О.В., доверенность от 31.07.2012, паспорт;

установил:

Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании 31 040 рублей, составляющих неосновательное обогащение.

В судебном заседании, назначенном на 30.01.2013, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 06.02.2013 в 14-00.

Истец, полагая, что ответчик в период с мая 2011 года по июнь 2012 года необоснованно, без правовых оснований удерживал с него суммы за услуги по сопровождению воздушных судов (лидированию), заявил настоящий иск. В обоснование своих требований истец указал, что произвел предоплату услуг за наземное обслуживание воздушных судов. Однако услуги по лидированию, за которые ответчик удержал спорную сумму из авансовых платежей оплаченных истцом, истец не заказывал, а ответчик не оказывал. Более того истец полагает, что оплата за услуги по лидированию входит в регулируемый тариф взлет-посадка и не подлежит отдельной оплате вне зависимости оказывались ли данные услуги аэропортом или нет.

Оспорив иск ответчик сослался на неверное толкование истцом норм права, пояснив, что услуги по лидированию не входят в регулируемый тариф взлет-посадка, а оплачиваются отдельно исходя из тарифов, самостоятельно установленных аэропортом. Ответчик также указал, что предоставление автомобиля сопровождения является обязательным в случае установления режима ограниченной видимости, в таких случаях автомобиль сопровождения предоставляется и без требования капитана судна.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ответчик создан путем выделения из ОАО «Владивосток Авиа», осуществляет, в частности, обеспечение приема и выпуска воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации; эксплуатацию аэродрома аэропорта Владивосток; обеспечение выполнения в зоне аэропорта Владивосток требований, установленных действующим законодательством и нормативными актами в области безопасности полетов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.10.2008 ответчику предоставлена лицензия на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности с местом осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу: Приморский край, г. Артем, аэропорт.

Между ОАО «Владивосток Авиа» и ОАО «Международный аэропорт Владивосток» 15.02.2008 заключено стандартное соглашение ИАТА по наземному обслуживанию N 63/01-2008-388/51-2008, по условиям которого аэропорт предоставляет авиакомпании разовое наземное обслуживание на прилет/вылет воздушного судна. Срок действия соглашения с 15.02.2008 по 31.12.2008 с условием пролонгации. Поскольку в материалы дела не представлено доказательств расторжения соглашения суд исходит из того, что в спорный период правоотношения сторон регулировались его условиями.

По условиям подписанного Приложения «Б» к соглашению стороны подтверждают свою осведомленность с Приложением «А», раздел 6 «Перрон» предусматривает в пункте 6.1.1 предоставить или договориться, чтобы была предоставлена машина сопровождения при прибытии/отправлении.

Таким образом, из буквального содержания указанного пункта следует, что ответчик либо предоставляет услугу лидирования в обязательном порядке, либо предоставляет дополнительную услугу лидирования по договоренности сторон.

В силу статей 2 и 5 Воздушного кодекса Российской Федерации отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, регулируются воздушным законодательством Российской Федерации, состоящим из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с часть 1 статьи 64 Воздушного кодекса РФ, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с пунктами 1 и 5.2.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395, к полномочиям Минтранса РФ относится принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, в том числе, правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации.

ОАО «Международный аэропорт Владивосток » включено приказом Федеральной службы по тарифам N 244-т от 01.07.2008 в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте и Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) регулируемые государством, утверждены Постановлениями Правительства РФ N 239 от 07.03.1995, N 293 от 23.04.2008, поэтому государственное регулирование цены заключается в контроле за формированием, регистрацией, опубликованием, доведением до пользователей его сборов и тарифов и распространяется на сбор по обеспечению взлета-посадки воздушного судна.

Перечень, а также порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 110 от 02.10.2000 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее Приказ «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов»).

Из содержания пункта 1.1 Перечня следует, что за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации устанавливаются аэронавигационные сборы, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.1.1 раздела III «Аэропортовые сборы» Приказа «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов» сбор за взлет-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме, включая: предоставление ВПП, рулежных дорожек, перронов; светотехническое обеспечение аэродрома; наземное поисково-спасательное обеспечение в районе аэропорта; аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэропорта; орнитологическое обеспечение безопасности полетов в районе аэропорта; наземное штурманское обеспечение, включая: - формирование и предоставление аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке по аэродромам и воздушным трассам (бюллетеня предполетной информации или NOTAM, предусмотренных приложением 15 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.)) экипажам, вылетающим из аэропорта, и органам ОВД России; - проведение информационно-консультативного обслуживания экипажей по схемам, минимумам и процедурам маневрирования воздушного судна в районе аэродрома; управление движением воздушных судов на перроне; предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки.

Под управлением воздушных судов на перроне следует понимать аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов включающую в себя разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок, организацию движения воздушных судов на перроне и другие операции, предусмотренные Федеральными авиационными правилами «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов», утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 06 мая 2000 г. N 121.

Пунктами 2.1., 2.2. и 2.3. Перечня установлен исчерпывающий перечень оказываемых услуг за аэронавигационное обслуживание воздушных судов, за который взимается сбор.

Таким образом, предоставление автомобиля сопровождения не входит в состав услуг, за предоставление которых устанавливается сбор за взлет-посадку и аэронавигационное обслуживание воздушных судов. При этом автомобиль сопровождения (лидирования) воздушного судна по аэродрому может быть предоставлен в рамках тарифов, предусмотренных пунктом 4.16 Перечня «Тарифы за предоставление специальных технических и транспортных средств».

Согласно пункту 3.43 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утв. Приказом Минтранса N 128 от 31.07.2009 автомобиль сопровождения, оборудованный светосигнальными устройствами и радиостанцией, применяется по требованию экипажа.

Управление движением воздушного судна по аэродрому производится органом управления воздушным движением (Росаэронавигация), схемы руления, стоянки, перрона опубликованы в Сборнике N15, следовательно согласно пункту 2.7 ФАП N 128 применяются командиром воздушного судна при рулении по аэродрому по разметках на искусственном покрытии и по включенным аэронавигационным огням и фарам.

При наличии аэронавигационной информации, опубликованной в Сборнике N 15 и отсутствии условий ограниченной видимости, отсутствует надобность в использовании при передвижении воздушного судна автомобиля сопровождения.

Приказом N 431 от 19.04.2012 введена в действие Инструкция по организации обеспечения полетов при метеоусловиях, соответствующих 2 степени ИКАО и выпуска ВС в условиях ограниченной видимости на аэродроме Владивосток (Кневичи). Положения Инструкции N 431 предусматривают совместные действия ОАО «Международный аэропорт Владивосток» и Владивостокского центра ОВД (Росаэронавигация) и не предназначена для исполнения третьими лицами.

Доказательств ее опубликования, либо ознакомления с ней истца в материалы дела не представлено.

В то же время п.6.1.4. Инструкции N 431 предусматривает «Окончательное решение о лидировании автомобилем сопровождения принимает командир ВС».

С учетом изложенного суд считает, обоснованным довод ответчика о том, что услуги по лидированию не входят в регулируемый тариф.

Вместе с тем исходя из условий заключенного сторонами соглашения и изложенных выше нормативных актов следует, что услуги сопровождения воздушного судна автомобилем сопровождения могут предоставляться только по запросу (требованию) капитана воздушного судна.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ лица, участвующие в деле должны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих доводов.

В нарушение указанной нормы ответчик не представил суду ни доказательств направления истцом заявок на предоставление услуг лидирования, ни доказательств введения процедур ограниченной видимости, ни доказательств фактического оказания услуг по лидированию воздушных судов по спорным рейсам.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные Главой 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. Таким образом, поскольку в материалы дела не представлены достаточные и достоверные доказательства наличия законных оснований для взимания с истца сбора за лидирование воздушных судов в период с 01.05.2011 по 01.06.2012, то ответчик, как следствие, не доказал обстоятельство наличия законных оснований получения спорной суммы в размере 31 040 рублей от истца в связи с оплатой истцом сбора за указанные услуги.

При таких условиях арбитражный суд приходит к выводу о том, что ответчик получил от истца указанную, спорную по настоящему делу сумму без правовых оснований, что в силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ свидетельствует о наличии неправомерно неисполненного на момент рассмотрения настоящего дела обязательства по возмещению ответчиком истцу спорной суммы в качестве неосновательного обогащения. В связи с этим предъявленные по настоящему делу исковые требования расцениваются арбитражным судом в качестве законных, обоснованных и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с открытого акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток» в пользу открытого акционерного общества «Владивосток Авиа» 31 040 (тридцать одну тысячу сорок) рублей неосновательного обогащения и 2 000 (две тысячи) рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Заяшникова О.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-23939/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 13 февраля 2013

Поиск в тексте